Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
123.18 Кб
Скачать

2. Философские идеи Сократа.

В современном контексте сократовские идеи выглядят как открытие собственно человеческого в человеке. Их звучание особенно актуально в нашем обществе: упоминаний о собственно человеческом в человеке практически не существовало в заидеологизированной философской литературе долгие десятилетия. Оно было полностью вытеснено понятиями биологического и социального. Между последними исключался (даже не подозревался) «зазор»- а именно в нем и располагается собственно человеческое. Без признания человеческого в человеке никакими комбинациями биологического и социального в человека не объяснить и не понять. Только человеческое объединяет в себе и определяет собой биологическое, социальное, как и другие стороны существа человека – физическую, механическую, химическую и т.д. Акцентируя внимание на социальном и биологическом, мы можем в лучшем случае выделить тип человека, класс, группу. Но при таком подходе неизбежно исчезнет индивид, отдельный человек, немыслимый без уникальности и непохожести. Последние и существуют как душа, суть которой у каждого индивидуальна- что, конечно, не исключает общих черт, но не они оказываются определяющими.

Социальное воздействие, прежде чем оно станет фактором поведения человека, подвергается экзамену, осмыслению. Конечно, человек может исполнять приказания, с которыми не согласен, и делать то, что ему не нравится,- но это опять доказывает тот же тезис, что внутренний мир является неуничтожимым и не зависит непосредственно от внешнего. Иное дело- момент рождения духовного мира, непременно предлагающий некоторый скачок, усилии со стороны самого человека. Нравственно-интеллектуальные усилия требуются и для оберегания и охранения своего внутреннего мира, заботы о своей душе. Не случайно Сократ говорил: «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».

Как видим, Сократ не отрицает значения богатства и успеха в жизни. Он далек от жесткого аскетизма. Но успех и богатство не могут достигаться любой ценой, что означало бы утрату души. Наоборот, доблесть, т.е. добродетель, и нравственно-разумное поведение является залогом благополучия, поскольку тогда богатство доставляет удовлетворение. Но для этого разум должен ограничивать страсти; посредством разума человек должен добиваться власти над собой.

По Сократу, свободен тот, кто умеет управлять страстями, кто умеет их ограничивать. «Не следует ли каждому,- говорит Сократ,- проникнуться убеждением, что воздержание есть основа добродетели, и его прежде всего запасти в душе? И действительно, кто может без него приобрести какие-нибудь полезные знания или достигнуть упражнением значительного навыка в них? Какой раб чувственных наслаждений не доведет до позорного состояния и тело и душу?» Раб чревоугодия (обжорства) , сна, сладострастия, пьянства не может быть свободным. Сам в себе Сократ поборол «не только страсть к чувственным наслаждениям, но и любовь к деньгам, потому что держался мнения, что кто берет деньги от первого встречного, тот делает его своим господином и впадает в рабство…». Свобода, следовательно, это умение властвовать собой, которое обеспечивается тем, что разумная душа есть хозяйка тела. Сократ исходит из того, что разум всегда может установить меру чувственных удовольствий, полностью отказываться от которых отнюдь не обязательно. Но с учетом разумных соображений в каждом случае можно установить их меру или минимум. Мудрец, т.е. тот, кто научился разумно находить меру и следовать ей, приобретает свободу. Таким образом Сократ производит переворот в существовавшей до него системе ценностей. В частности, особое значение приобретает в его учении внутренняя свобода человека. Кроме того, если традиционно считалось, что герой- это тот, кто побеждает врагов внешних, то теперь героем становится мудрец- победитель врагов внутренних.

Все учение Сократа о человеке проникнуто идеей недопустимости насилия и безрезультативности его применения в целях воспитания души, поскольку, «кого заставляют силой, тот ненавидит, как будто у него что-то отняли, а на кого воздействуют убеждением, тот любит, как будто ему сделали одолжение. Поэтому несвойственно образованным людям действовать насилием: такие поступки свойственны людям, обладающим силой, но без разума». Тезис о недопустимости насилия свидетельствует не только о четком понимании Сократом специфики человека, но и о понимании им необходимости разработки особого подхода к человеку. Познание человека мыслится им как составная часть процесса человеческих взаимоотношений, общения людей: познание человека есть момент общения. В общении присутствует духовное воздействие людей друг на друга, характер которого обязательно надо учесть для того, чтобы не нарушить осуществляющийся при этом процесс познания. Неправильно построенное общение ведет к искажению познания и неверным выводам. И наоборот, непризнание познавательной стороны затрудняет процесс общения. Следовательно, взаимосвязанные процессы познания и общения должны быть особым образом организованы. Трудно ожидать, что это сложится само собой: необходимы специальные усилия по выработке метода, который обеспечивал бы необходимые условия общения и соответственно познания человека.

Сократ говорит, что он никогда никого ничему не учил, он лишь не мешал другим, чтобы они задавали ему вопросы. Он не препятствовал и себе задавать вопросы другим, и отвечать на их вопросы. Вопрос- это та форма, в которой беседующий избегает чрезмерного выпячивания своего «я», как и притворного самоуничижения. Изложить же собственное мнение следует лишь тогда, когда наступает соответствующий момент, т.е. когда все участники ожидают развернутого выступления. Такой момент есть момент некоторого замешательства, проблематичности, противоречия, обнаружившегося в ходе беседы. Именно в соответствии с описанной схемой и поступал Сократ. Свое открытие он оформил теоретически, введя понятия иронии и майэвтики. Ирония- это часть беседы, в которой вопросы призваны обнаружить проблематичность темы, поначалу представлявшейся ясной каждому по-своему. Майэвтика начинается тогда, когда вопросы служат позитивному разрешению обсуждаемой темы.

Следующим элементом сократовского метода выступает тезис, своеобразно формулируемый философом: «Я знаю, что ничего не знаю». Этот тезис входил в искусство вести беседу уже потому, что выставление его производило эффект благотворного потрясения слушателя, стимулирующего диалог. Сократ в то же время утверждал с его помощью принцип интеллектуальной честности перед собой ,поскольку «на самом деле это позорное невежество- думать, что знаешь то, чего не знаешь.» Сократ заметил, что нередко признание факта своего неведения, требует немалых умственных усилий: люди склонны думать, что они много или достаточно знают. Именно это мешает им продвигаться дальше по пути познания. Новизна же часто обнаруживается в том, что кажется хорошо известным и знакомым.

Все перечисленные элементы- вопросо-ответный метод, ирония и майэвтика, «знание о незнании»- составляют диалектику Сократа. Слово «диалектика» означает «искусство разбирать». Более широкий смысл оно приобретает у Сократа- это искусство управлять познанием, т.е. организовывать процесс познания. Организация познания мыслится Сократом как построение и управление диалогом. Поэтому ближайший смысл диалектики- познание в форме диалога, беседы, где важно умение правильно задавать вопросы.

Определенным дополнением к диалектике в составе уже названных элементов является сократовская идея «демона» (даймона), или гения. Гений (даймон)- это внутренний голос. Сократ очень часто ссылается на свой внутренний голос, который внезапно он иногда слышит. Видимо, через понятие даймона Сократ призывает прислушиваться к своей душе, в которой ,кроме разума, есть нечто сверхразумное и сверхличное, т.е. некоторое интуитивное начало. Однако эта идея оказывается не вполне развитой Сократом. Разум остается важнейшим и самым могучим инструментом познания в сравнении с другими способностями человека.