Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 В данном реферате рассматривается книга.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
53.83 Кб
Скачать

ВВЕДЕНИЕ

В данном реферате рассматривается книга «Абу-НАСР аль-ФАРАБИ», написанная членом-корреспондентом АН Казахской ССР, доктором философских наук, профессором А.Х. Касымжановым. Это первая книга об Аль-Фараби, написанная на русском языке. Данная книга посвящена изложению с марксистско-ленинских позиций философских взглядов Абу-Насра аль-Фараби, выявлению их истоков, содержания, сущности, внутренней связи и влияния на последующее развитие философской мысли. Аль-Фараби являлся борцом за духовное просвещение, за утверждение гуманности, чем близок строителям светлого коммунистического будущего. Его называют Вторым Учителем, что означает почетное признание Аристотеля как Первого Учителя и Абу-Насра — его достойного преемника и продолжателя. Это связано с тем, что последователь писал многие труды в форме комментариев к трудам своего великого предшественника, а также с тем, что он был столь же всеобъемлющ и всесторонен, и с тем, что, подобно Аристотелю, описавшему и аналитически расчленившему основные формы человеческого мышления, он создал монументальный труд, в котором систематизировал всю историю и все аспекты теории музыки. Целью книги является воссоздание облика аль-Фараби как мыслителя и учёного, выяснить его место в истории мировой философии.

Глава I.Аль-фараби и его время

Главное, что необходимо учесть при воссоздании биографии Абу-Насра,— это включенность его в различные пересекающиеся культурные традиции и взаимовлияния.

Аль-Фараби родился в 870 г. в районе Фараба, у впадения р. Арысь в Сырдарью (что соответствует Шаульдерскому району Южно-Казахстанской области современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово «тархан» в составе его полного имени: Абу-Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад ИбнТархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. (с. 6)

Стремясь удовлетворить свои разносторонние культурные запросы, аль-Фараби покидает родные места. Он направляется в города, насыщенные богатой интеллектуальной жизнью. Побывав в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата, он многое узнал, многое пережил и, главное, многое переосмыслил.

Большая часть жизни и творчества аль-Фараби протекала в пределах Арабского халифата. Начальный период Арабского халифата знаменуется возникновением и становлением ислама и завоеванием Сирии, Палестины, Ирака, Ирана, Египта. Становление Арабского халифата связано с двумя династиями халифов. Династия Омейядов (661—750) налаживала политическую и экономическую жизнь Арабской империи. При династии Аббасидов (750—1262) произошло дальнейшее развитие экономики и культуры. Столицей Аббасидского халифата был Багдад. Это был центр интенсивной культурной жизни, в нем зарождались все духовные течения, получившие распространение в халифате. (с. 7-8) Аль-Фараби ярко описывал благоприятную обстановку этого коллективного города, но отнес его не к добродетельному городу, а к «невежественным» городам, ибо в нем контрасты добра и зла проявлялись сильнее, чем где бы то ни было. В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает первенствующее место среди них благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни, а не в потустороннем мире. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад. (с. 11)

Он направляется в Дамаск, но не останавливается в нем, путь его лежит в Египет. В своей книге под названием «Гражданская политика» он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После далекого путешествия аль-Фараби возвращается в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. (с. 12)

Наследие аль-Фараби, вобравшее в себя разнообразные культурные традиции, свидетельствует о несостоятельности европоцентризма и азиацентризма, ибо в развитии между различными культурами имеет место не просто аналогия, а заимствования, влияния, преемственность, борьба и т. д. Контакты были не только многосторонними, но и — что важнее — взаимно стимулирующими, взаимно обогащающими. (с. 12)

Арабский халифат (почти все обширные владения которого аль-Фараби объездил), характеризовавшийся разнообразием социально-экономических укладов и этнической пестротой, способствовал слиянию культурных традиций, становлению центров городской жизни, выработке некоего «типа общемусульманской культуры» (22, 234). Введение единого языка на громадной территории, включение народов, различных по уровню развития и складу жизни, в рамки религиозно-политического объединения, влияние богатой доисламской староарабской поэзии, проникнутой жизнерадостным настроением,— вот что явилось следствием арабского завоевания. (с. 15)

Каждая культура впитывает в себя другие культуры, однако это не означает отрицания ее самобытности. Справедливым в отношении арабоязычной культуры будет сказать, что только уяснение ее истоков, коренящихся в греческой, персидской, индийской и других культурах, позволяет выделить черты оригинальности, которые ей присущи. О самобытности арабоязычной культуры свидетельствуют труды среднеазиатских ученых, таких, как аль-Фараби, Бируни, Ибн-Сина, которые внесли громадный вклад в культуру и науку общемировой цивилизации. (с. 24)

Следует отметить, что существенным компонентом той культурной атмосферы, которая обусловила деятельность аль-Фараби были религиозные распри. Различные идейные течения, шедшие вразрез с господствующей религиозной идеологией, находили себе в средневековье, как правило, выражения в ересях, одной из которых было до поры до времени мистически-аскетическое течение суфизма. Суфизм оказал влияние на общий идеологический климат эпохи аль-Фараби. Выдвинутое суфиями положение о свободном толковании Корана .сближало их с мутазилитами. Этим объясняются гонения на суфиев со стороны представителей ортодоксального ислама. (с. 31-32)