Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
187.65 Кб
Скачать

Внутридисциплинарная матрица социологии

Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложно раз­ветвленную и функционально взаимосвязанную сис­тему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, и отрасли знания внутри одной науки.

Под внутридисциплинарной матрицей социоло­гии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологи­ческого знания и сегодня представляют сложно раз­ветвленную систему. К примеру, в рамках социологии в XX веке выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и др. Постепенно некоторые из отраслей, в свою очередь, разделились на множество субдисциплин. Скажем, в рамках социологии культу­ры сегодня в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения и т. д. В рамках экономической со­циологии следует различать социологию труда, социо­логию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социо­логию организаций и др.

К усложнению внутренней структуры знания ве­дет процесс специализации. В 50-е гг. теоретическая физика включала всего четыре специальности, и од­ной из них была физика элементарных частиц. Через 20 лет последняя стала самостоятельной дисциплиной и включала в себя шесть новых специальностей. Еще через десять лет каждая из этих специальностей в свою очередь подразделилась на ряд новых направлений.

То же самое происходит и в социологии. Чуть бо­лее ста лет назад о социологии говорили лишь как о разновидности философии. Конту, Веберу, Дюркгейму понадобилось много сил, чтобы доказать право социо­логии на самостоятельное существование. Теперь уже в этом никто не сомневается, за исключением советс­ких философов, которые уже в 50-е годы XX в. отказы­вали социологии в праве быть самостоятельной нау­кой, считая ее философской специальностью. До начала 90-х годов XX в. в СССР научной степени по социоло­гии вообще не существовало, хотя количество различ­ных «социологии» достигало многих десятков. Сейчас же нередко впадают в крайность и спешат любую предметную сферу окрестить социологией. Так появи­лись «социология моря» и «социология воспитания», «социология пенсионеров» и т. п.

Отрасли группируются по родственным призна­кам: тематическая близость, общие мировоззренческие установки, сходство методологии или методического инструментария, либо личные знакомства и симпатии. Постепенно формируются поисковые программы, ис­следовательские группы, научные школы, новые на­правления и дисциплины, наконец, когнитивные пара­дигмы. Их-то и называют внутридисциплинарными элементами знания. К ним надо относить идеи, тео­рии, концепции, которые вместе с первыми образуют инвариантную структуру научного знания.

Отрасли социологии можно уподобить производ­ственным цехам, каждый из которых специализирует­ся на изготовлении узкого круга деталей, к примеру, цех двигателей, цех кузовов, сталеплавильный цех и т. д. В то же время сквозные элементы (методология, картина мира, теория и др.) выполняют роль функци­ональных служб предприятия: отдела кадров, отдела главного технолога, отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и т. д. Они обслуживают все цеха и пото­му считаются сквозными. Так и в социологии.

Любое знание — теоретическое или эмпиричес­кое — имеет двойное подчинение. Оно получено в рамках той или иной отрасли, но с соблюдением уни­версальных требований, касающихся методики, методологии или научной теории. Социолог строит про­грамму конкретного исследования. Оно обязательно специализированно, т. е. выполняется в рамках, ска­жем, социологии труда или социологии семьи.

Внутридисциплинарную матрицу можно пред­ставить в виде перевернутого дерева, где корнем выступает социология в целом, ветвями — отраслевые социологии, многие из которых, в свою очередь, рас­щепляются на дополнительные ветви (поддисциплины). Изобразим графически часть такого дерева.

Рождение новых отраслей очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще побудитель­ным стимулом является общество, в котором на пер­вый план в разные периоды выходят те или иные со­циальные проблемы. В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие по­лучила социология труда, а в 90-е годы, в связи с рос­том имущественного расслоения общества, падением материального благосостояния населения широкое развитие получили проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация), о которых при социализ­ме никогда не говорили.

Построим сводную таблицу, где в левом столбце отразим существовавшие в советский период отрасли социологии, а в правой — появившиеся в российской социологии. Видно расхождение как в количестве отраслей, так и в их названиях. К примеру, исчезли такие отрасли, как социология развития, социология познания, социология пропаганды, социология техни­ки. Хотя большинство отраслей отечественной социо­логии сохранились неизменными на протяжении пос­ледних 15—20 лет. Это указывает на стабильность научного знания — тенденцию, присущую всем науч­но развитым странам. Некоторые отрасли изменили свое название, как это сделала социология народона­селения, которая сегодня именуется просто демогра­фией, или социальной демографией. Две отрасли — социальная психология и социальная антропология — не являются в строгом смысле отраслями социологии. Они вполне самостоятельные научные дисциплины, однако среди специалистов бытует мнение, что та и другая мало чем отличаются от социологии и потому могут рассматриваться также в качестве ее отраслей.

Если сравнить отрасли социологии между собой, то окажется, что среди них выделяются крупные, сред­ние и мелкие. Крупные отрасли, прежде всего социо­логия культуры и социология труда (сегодня ее назва­ние поменяли на экономическую социологию, куда социология труда входит подразделом) распадаются на множество более мелких подотраслей. Похожим обра­зом крупные промышленные корпорации или концер­ны состоят из филиалов, полусамостоятельных пред­приятий и производств. Средние отрасли социологии, хотя и не распадаются над подотрасли, но готовы это сделать, поскольку внутри них можно обнаружить крупные тематические направления, объединяющие многих ученых и имеющие сложившиеся научные традиции. Мелкие отрасли не имеют ни того, ни дру­гого, они сами только еще выделились в самостоятель­ные образования, к примеру социология спорта или тендерная социология.

Отрасли-гиганты описывают какую-либо очень крупную сферу жизни общества. В самом деле, что может быть крупнее общественного труда или культу­ры. Это категории, сравнимые по фундаментальности разве что с обществом, материей или личностью. Под стать им и соответствующие отрасли — социология труда и социология культуры. Это комплексные дис­циплины, подразумевающие сложную внутреннюю структуру, наличие различных уровней, направлений и тенденций в изучении своего предмета.

Действительно, в социологии труда до недавнего времени (до 1993—1995 гг.) можно было выделить не­сколько направлений, дисциплин или отраслей знания. Так, социология организаций исследует иерархичес­кую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий также выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, пред­почтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т. п. Социология производственного коллектива изучает широкий комплекс вопросов, вы­ражающих закономерности совместной трудовой дея­тельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических ячеек нашего общества. Следует так­же назвать: социально-психологические исследования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственных бри­гадах как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, основой которого выступа­ет поведение человека в труде; промышленную со­циологию (индустриальную социологию), в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технической революции в про­мышленности, механизации и автоматизации производ­ства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное плани­рование, становление которого в качестве самостоя­тельной дисциплины немыслимо без изучения трудо­вых проблем.

Сменившая ее экономическая социология включи­ла в себя всю прежнюю проблематику социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответ­ствующие рыночной реальности. Сегодня специалис­ты говорят о социологии занятости, социологии рын­ка, социологии биржи, социологии менеджмента, социологии финансов и некоторых других как о само­стоятельных, хотя и окончательно неоформившихся, подотраслях экономической социологии.

Не менее сложной и разветвленной отраслью-ги­гантом считается социология культуры, внутри которой выделяют такие подотрасли, как социология обра­зования, социология науки, морали, социология рели­гии, социология искусства, социология досуга, соци­ология спорта. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, и в социологии искусства выделяются в особые направления: социо­логия театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изоб­разительных искусств. В социологии образования вы­деляются социология средней школы, социология про­фессионально-технического образования, социология высшей школы. Называть исследования, проводимые в ПТУ или колледже, как бы многочисленны они ни были, отраслевой социологией, видимо, еще слишком рано. Скорее речь должна идти о научном направле­нии внутри субдисциплины. Но пройдет время, и кто знает, не появится ли в качестве общепризнанной дис­циплины, скажем, социология студенчества или соци­ология школьников. Во всяком случае, тенденция ко все большей специализации и дроблению научного знания сегодня признана во всем мире.

Фундаментальный труд «Социология в России» (М., 1998), созданный учеными Института социологии РАН, посвящен описанию того огромного историчес­кого пути, который прошли ведущие отрасли социо­логии в течение более чем столетия. К таким отраслям причислены: методология и методы, историко-социологическая проблематика, социальная структура и стратификация, социология молодежи, социология города, социология села, социология пола и тендер­ных отношений, этническая социология, социология труда и производства, социология организаций, эко­номическая социология, социология науки, социология религии, социология культуры, социология личности и социальная психология, демография, социология семьи, исследование миграции, бюджеты времени, социология быта, здоровья и образа жизни, экологи­ческая социология, социология политики, социология общественных движений, изучение общественного мнения, социология девиантного поведения, социаль­ное прогнозирование. Каждая отрасль развивается в течение десятилетий, в ней заняты десятки и сотни ученых из разных коллективов.

Некоторые отрасли называются не социологиями, а как-то иначе. К примеру, социальная структура и стратификация — это не единичная специальная тео­рия, а отрасль социологии, где конкурируют между собой теории классов Маркса, Вебера, Уорнера, Соро­кина и десятков других, главным образом, зарубежных ученых. Отрасль «Общественное мнение» именуют специальной теорией, направлением, исследованиями, социологией. То же самое относится к тендерным ис­следованиям. В науке окончательное имя закрепляется устной традицией обычно через несколько лет или даже после 10—12 лет. Некоторые отрасли только еще становятся таковыми. Это относится к области изуче­ния общественных движений. В названной выше рабо­те она так и характеризуется — «становление нового исследовательского направления». Другие отрасли ушли с исторической сцены вслед за распадом того общества, реальности которого они отражали. Подоб­ное произошло с социологией пропаганды, социологи­ей образа жизни, социальным планированием, бурно процветавшими в советское время.