Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ярик2.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
43.6 Кб
Скачать

Московская государственная академия физической культуры кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

по теме: Принцип наглядности в обучении и его осуществление в школе.

дисциплина: «Теория обучения».

Выполнил:

студент 3 курса ДФО

специализации

«Спортивная психология»

Шленков Я.

Проверил:

доцент, к.п.н.

Варицкий Ю.А.

Малаховка 2013

Содержане:

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах:

1. Принцип наглядности в педагогических системах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского

2. Взаимосвязь слова и наглядности.

3. Взаимосвязь чувственных и абстрактных форм мышления.

4. Классификация и использование наглядных пособий.

5. Наглядность как основной компонент развития внимания на уроках.

Заключение

Библиография

Введение

В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников.

Цель: Изучить принцип наглядности в обучении и его осуществление в школе и оценить дидактические умения учителя общеобразовательной школы по определенной схеме.

Объект: Процесс обучения в начальной школе и дидактические умения учителя.

Предмет: Принцип наглядности обучения в школе и создание профиля дидактических умений учителя.

Задачи:

1. Изучить принцип наглядности обучения в школе.

2. Усвоить сущность принципа наглядности обучения.

3. Выделить основные характеристика принципа наглядности.

4. Выделить условия, которые необходимо соблюдать при реализации принципа наглядности

5. Построить дидактический профиль учителя и охарактеризовать его.

Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в школе.

1. Принцип наглядности в педагогических системах я.А. Коменского, к.Д. Ушинского

наглядный пособие русский язык

Задавшись целью создать “всеобщее искусство всех учить всему”, преобразовать современную ему школу, Ян Амос Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития педагогической мысли и школьной практики.

Опираясь на положения материалистической философии, Коменский утверждал, что “ничего нет в интеллекте, чего бы ни было прежде в ощущениях”. Исходя из этого, он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до Коменского. О ней говорили педагоги гуманисты эпохи Возрождения, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.

Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками. Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают, пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся.

Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Примеры он советовал предпосылать правилам. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т. п.

Призывая к опытному изучению реального мира, Коменский бичевал схоластическое обучение, которое вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», призывал к «выходу из схоластических лабиринтов» (так озаглавлена одна из его работ). Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений.

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать — так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т. п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила.

Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

Вследствие чего можно сделать вывод, что наглядность в обучении очень важна.

Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которых должен весь необходимый материал по предмету, изложенный в системе. Учебники должны быть написаны точным и понятным языком и служить “вернейшей картиной мира”; нужно, чтобы и их внешний вид был привлекательным для детей. Коменский сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его “Мир чувственных вещей в картинках”. Этот учебник, предназначенный как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для первоначальных занятий родным языком в семье и школе, был впервые в истории учебной-литературы снабжен многочисленными иллюстрациями: в нем 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством. Эта книга произвела в свое время переворот в постановке преподавания родного и латинского языков. Учебник был переведен на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первоначального обучения детей в семье и школе.

В России учебные книги Коменского, в том числе “Мир чувственных вещей в картинках”, начали использовать в конце XVII в.; ими пользовались в учебных заведениях Москвы и Петербурга и в начале XVIII в. К этому времени относится первый русский рукописный перевод учебных книг Коменского. Первое печатное издание “Мира чувственных вещей в картинках было осуществлено во второй половине XVIII в. Московским университетом.

Коменский был основателем педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший способ языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические трудности. В дидактическом учении Коменского одно из принципиальных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые традиционно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

Коменский в первый раз в истории дидактики не только указал на необходимость управлять принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1)принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний методом непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, методом их чувственного восприятия. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не было письменности и самой школы. В школах старых государств она имела достаточно обширное распространение. В средние века, в эру господства схоластики и догматизма, мысль наглядности была предана забвению и её прекратили употреблять в педагогической практике. Коменский первым ввел внедрение наглядности как общепедагогического принципа. В базе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически - материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заблаговременно не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и её значение следующим образом:

1) «Если мы хотим привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, необходимо обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы обязаны предоставлять все своим чувствам учащихся так, чтоб они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и обязаны созидать, слышать и т.д., Они избавят, таковым образом, человеческую природу от нескончаемых неясностей и галлюцинаций...»

3) То, что необходимо знать о вещах, обязано быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. Обязано, как может быть, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. Сами вещи, или заменяющие их изображения».

4) «Кто сам однажды пристально следил анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими очами.»

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не лишь принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для воплощения наглядности Коменский считал необходимым употреблять:

1) настоящие предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это нереально, модели и копию предмета;

3) рисунки как изображение предмета либо явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, как мы смогли внушить учащемуся, что и для чего он обязан следить, и как нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Константин Дмитриевич Ушинский про наглядное обучение писал в своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье... Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и - ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному - по картинкам, другому без картинок, - и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка... Показывание картинок и рассказы по ним - лучшее средство для сближения наставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от учеников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), - начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно, что, конечно, необходимо для учителя русского языка, если он не суживает своей обязанности до выучки детей чтению, письму и орфографии. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно..."

Из этого высказывания следует, что слово и наглядность довольно тесно связаны между собой, вместе они делают материал более понятным для восприятия школьниками.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.