Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / Вороненков Путь длинною в пять столетий_Глава

.doc
Скачиваний:
311
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
113.66 Кб
Скачать

Вместо разбитой после Йены Священной Римской империи германс­кой нации Венский конгресс 9 июня 1815г. создал Германский союз из объединения 35 княжеств и четырех вольных городов. В их числе были Австрийская империя, королевства - Пруссия, Саксония, Бавария и Вюртенберг, 28 княжеств и четыре вольных города - Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне. Во главе союза был союзный сейм во Франкфурте-на-Майне. Председательствовала в этом союзе Австрия. 8 июня 1815г. была принята конституция союза, которая провозглашала, что первое союзное собрание должно заняться выработкой гарантий сво-

боды печати в стране. В это время цензура была уже отменена в Баварии, Вюртемберге, Ганновере, Великом герцогстве Гессенском, обоих Меклен-бургах и Нассау106. Однако цензурные институты существовали еще в Австрии, Саксонии, Бадене и Пруссии.

Во времена Наполеона в оккупированных немецких землях было зап­рещено много влиятельных газет. После того, как издателю “Кёльиише цайтунг” Маркусу ДуМонту удалось в 1815 г. возобновить выпуск газе­ты, он поверил в возможность обновления страны, а темпераментные и популярные публикации его издания были полны оптимизма и надежд на обновление родины. Союзный договор действительно давал надежды на то, что цензура может быть отменена, и правительство Пруссии и других влиятельных немецких земель пойдут по пути объединения страны и признают идеи Просвещения, давно победившие в других странах Евро­пы и в Америке. Несмотря на постановление союзной конституции в июне 1815г., союзное собрание не приняло решение об отмене цензуры в стра­не. В знак протеста против такой политики Маркус ДуМонт в мае 1817г. заявил, что он, будучи не свободен от цензуры, будет выпускать свою газету в “свободных рамках”: газета вышла только с титулом и пустыми белыми колонками...107

Заключение Карлсбадской (Карловарской) конференции от 20 сентября 1819 г.'08, обосновавшей необходимость введения повсеместной государ­ственной цензуры на сообщения политического характера и, в первую очередь, на любые сообщения о деятельности союзного собрания, пери­одической печати и любого печатного произведения объемом до 20 стра­ниц, оказалось убедительным для верховной власти. Приняв их, власть признала возможность существования цензуры, хотя к тому времени кон­ституции отдельных земель и государств Германии допускали свободу печати: с 1818 г. - Бавария и Баден, с 1819 г. - Вюртемберг. Карлсбадские решения дали повод для так называемого “преследования демагогов”, а также разрешили запрет на профессиональную деятельность в течение 5 лет “провинившимся” редакторам. Они действовали вплоть до 1848 г. и были не просто цензурным обоснованием, а запретом вообще что-либо писать о союзных собраниях. Была создана чрезвычайная расследовательская комиссия Союза с штаб-квартирой в Майнце. Всю политичес­кую информацию можно было почерпнуть только из правительственно­го официоза - официальных протоколов. Карлсбадские соглашения были продлены в 1824 г., а в 1832 г. ужесточены посредством принятия закона под названием “Десять статей”'09.

Германия так и не смогла избавиться от цензуры вплоть до 1848 г., когда она была наконец отменена, и новая конституция страны провозг­ласила гарантии свободы слова и печати в стране. В 1848 г. наступил новый этап в истории немецкой прессы.

Выводы. Таким образом для возникновения печатной прессы в Гер­мании существовали определенные предпосылки. Потребность в меж­личностной коммуникации постепенно привела к созданию писем-газет с их последующим тиражированием. Сегодняшнее понимание газеты как рыночного продукта творчества, приправленного такими атрибутами, как актуальность, универсальность и периодичность, пришло не сразу.

Появление письменной, а точнее печатной журналистики связано в первую очередь с изобретением печатного станка, а тиражирование и распространение прессы - с общественными потребностями в актуаль­ной информации из многих регионов мира и развитием европейских го­родов в крупные торгово-промышленные центры. Уже в 1571 г. в Ауге-бурге - тогдашней печатной столице Германии - создано бюро газетных корреспондентов110.

Практически одновременно с формированием прессы создается сеть коммуникаций: на первых порах связующими звеньями являлись почто­вые ведомства. По данным немецких исследователей, первая частная почта появилась на территории современной Германии в 1504 г.

В XV-XVI вв. большую роль в создании прессы играли книготоргов­цы и ремесленники, которые были не только изготовителями и распрос­транителями первых газет, но и нередко выступали литераторами. Са­мым знаменитым газетным издателем того времени был Фуггер Бога­тый, издававший для купцов переписанные от руки газеты, являющиеся старейшим типом газеты. Он первым из немцев перенял опыт итальян­цев и стал дополнять торговые послания новостями различного характе­ра, используя при этом, помимо немецкого, итальянский, испанский, французский и латинский языки.

Периодическим изданиям положили начало “реляции”, или ведомос­ти. Следом за ними произошла дифференциация изданий на еженедель­ники, ежедневники и ежемесячники, а также на газеты и журналы, хотя долгое время эти различия никого не интересовали. Печатная пресса про­должила свое развитие в XVII в. Тогда появились специализированные, прежде всего литературные журналы.

Со временем издатели начинают объединять газеты и журналы. В XVIII столетии положено начало формированию семейных издательс­ких фирм - будущих прообразов современных газетно-журнальных и издательских концернов. Типографии объединялись с книжным магази­ном и находились, как правило, во владении одной семьи, передавались по наследству. В Берлине это были фирмы Шпенера и Рюдигера, в Брес-лау — Корна, в Тюбингене - Котта.

Начало борьбы за свободу слова датируется эпохой Просвещения, хотя борьба за независимость от абсолютизма характерна для каждого столе­тия. Правящие круги отказывались от самого понятия государственного суверенитета. Пресса на начальном этапе развития была не только тер­пима к этому, а нередко становилась орудием власть имущих, но и объек­том повышенного внимания. Это выражалось в выдаче князьями “при­вилегий” тем печатным органам, которые их устраивали.

Изначально цензура была церковной, о чем свидетельствует первый Церковный эдикт 1482 г."', называвшийся Вюрцбургским и Базельским. Государство долго оставалось безразличным к цензурным ограничени­ям. В эпоху Реформации на съезде князей в Шпейере в 1529 г. была вве­дена предварительная государственная цензура. В следующем, 1530 г., на съезде в Аугсбурге принято решение об обязательном печатании вы­ходных данных. В 1540 г. появляется первый императорский перечень запрещенных произведений, за которым последовала Всеобщая Папская индексация изданий, действовавшая 19 лет. Через 200 лет, в 1750-51 г. право на концессии становится правилом для типографий и издательств. К тому времени города империи жестоко наказывались за неотправку новостной информации цензурным органам, что повлекло за собой не­повиновение некоторых из них: в 1513 г. совет города Нюрнберга отме­няет обязательную цензуру.

Со временем сформировалось множество государственных регламен­тации. К ним относились прежде всего предварительная и пост-цензура, рекомендации по допуску к журналистскому ремеслу, публикация незначи­тельного или меньшего по объемам количества внутренней информации (Немецкие исследователи приводит такой пример: в 1735 г. газета “Бресла-уэр цайтунг” на 75 % состояла из зарубежной информации"2). К запретам относились законы о концессиях, запрещение на продажу и транспорти­ровку изданий, периодичности выхода. Сюда добавлялись различные нало­ги: на издание прессы, на залоговую стоимость и транспортные средства. Категорическим запретом была публикация чьего-то мнения или комментария.

При таких жестких цензурных условиях происходило становление прессы в XVIII столетии, поэтому ежедневные газеты оставались скуч­ными и являлись посредниками при передаче разных новостей и соци­альной информации. Изменения произошли лишь тогда, когда простые граждане стали участвовать в политических процессах, а пресса, поняв свою общественную роль, стремилась к превращению в независимый институт, чтобы взять на себя ответственность за распространение об­щественно значимой информации. Определенным импульсом для этого послужили события в европейских странах. В Англии борьба за свободу слова началась в XVII в., когда Джон Мильтон (1608-1774) обратился в 1644 г. к парламенту с призывом об отмене цензуры. Три года спустя в Англии была разрешена публикация внутриполитических материалов, а в 1695 г"3, (после падения династии Стюартов) отменена цензура. При­мер Англии оказался впечатляющим как для Старого, так и Нового света. Американская декларация о независимости от 4 июля 1776 г. провозгла­сила важнейшими права человека, отдав приоритет свободе. В конститу­ции американского штата Вирджиния, принятой 12 июня 1776 г., поня­тие “свободы” явилось основополагающим. Всеобщая конституция США в 1791 г. взяла под конституционную защиту свободу религии, слова и высказываний. Во Франции цензура отменена в 1789 г., в Германии -лишь в 1815 г. Поэтому именно 1815 год является новой точкой отсчета в истории немецкой журналистики.

Хотя Великая Французская революция не оказала большого влияния на развитие всей печати Германии, однако она разбудила политическую жизнь страны и заставила задуматься о будущих главных общественных ценностях - свободе слова и правах человека. Изменилось и содержание печати: появились комментарии, увеличилось количество внутриполи­тических новостей и корреспонденции, и газеты постепенно развивались из “памфлетной” журналистики в информационно-аналитическую.