Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КонспектироватьЛого 1 курс.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
682.24 Кб
Скачать

Раздел III. Медико-педзгвгические основы развития отечественной логопедии...

ка? Для нас совершенно непонятно положение Пен- фильда, когда он локализует сознание в ретикулярной формации ствола.

Сознание, как утверждает П.К. Анохин, не может быть действенно без широких представлений о внеш­нем мире, а отражение этого мира заложено в нашей мозговой коре в форме бесчисленных условных свя­зей. Однако, отрицая ведущую роль ретикулярной фор­мации как носительницы сознания и регулятора пове­дения человека, нельзя не отметить некоторых част­ных достижений, которые были получены при изучении подкорковых механизмов мозга. Так, например, изве­стно, что первичные возбуждения, идущие от рецепто­ра в ядро анализатора по так называемому специфи­ческому пути, еще не вызывают сильного возбуждения в коре. Необходим поток импульсов из подкорки, в частности из ретикулярной формации, который прихо­дит в кору по неспецифическому пути на какие-то доли секунды позже. И только тогда активизирующее воз­буждение достигает нужной силы.

В этой постановке вопроса, кроме некоторых важ­ных частностей, все же нет таких аргументов, которые позволили бы отвергнуть или поколебать основные положения советской нейрофизиологии. Известно, что И.П. Павлов всегда считал подкорку буйной силой, трансформатором коры, заряжающим ее нервной энер­гией. Таким образом, полученные данные при изуче­нии системы мозгового ствола могут рассматриваться в плане дальнейшего развития учения о высшей нерв­ной деятельности как дополнение к этому учению.

С клинической точки зрения интерес представля­ют те отклонения в нервной деятельности, которые могут иметь место вследствие задержки поступления дополнительных импульсов в кору больших полушарий, что приводит к образованию очагов застойного возбуж­дения в подкорковых областях мозга. Некоторые авто­ры считают, что это может обусловить ряд патологи­ческих симптомов, таких, как бред, ступор, гипертен- зия и др. Возможно, что наблюдаемые симптомы при логоневрозах получат теперь новое объяснение. В сов­ременной нейрофизиологии все больше утверждается

Логопедия н смежные науки

мнение о единой деятельности переднего мозга как об органическом целом, где кора привносит архитектуру соотношений, а подкорка ее — энергетическую под­держку.

В приводимом обзоре только некоторых форм ре­чевых нарушений можно убедиться, насколько слож­ны эти расстройства. Иногда единичные сходные сим­птомы могут неправильно ориентировать исследовате­ля, уводить его мысль от основного ядра нарушения. Только комплексный, всесторонний анализ педагога и врача по поводу того или иного расстройства может привести к правильному решению вопроса о природе речевого нарушения и о системе эффективных целе­направленных лечебно-педагогических мероприятий. В плане решения этих вопросов на должном научном уровне необходимо установление тесного взаимодей­ствия как педагогического, так и медицинского аспекта.

Вполне понятно, что учитель-логопед не может обеспечить клинический анализ того или иного слож­ного расстройства речи. Тем не менее длительный опыт по совместному разбору Сложных форм речевых нару­шений показывает, что в деле установления диагноза какого-либо сложного речевого расстройства учителя- логопеды могут внести ряд ценных данных. Хорошо зная ребенка, повседневно работая с ним, логопед от­мечает ряд психопатологических и речевых особенно­стей, которые будут очень полезны при установлении диагноза. В то же время при обсуждении лечебно-пе- дагогических мероприятий врач, которому более зна­кома структура дефекта в физиологическом аспекте, может дать ряд советов, исходя из патогенеза данного речевого расстройства.

В приведенном материале весьма кратко показа­но, как иногда бывает сложен анализ некоторых слу­чаев речевой патологии.' Отсюда узкое рассмотрение этих вопросов только в медицинском аспекте, без уче­та педагогических данных, а равно и разбор патологи­ческих явлений, которыми являются речевые расстрой­ства, без учета научного естествознания, в частности данных физиологии и медицины, не будет являться всесторонним исследованием. А следовательно, основ­