Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

таможенный контроль ОИС

.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
24.58 Кб
Скачать

Зуева Т.С. ©

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС

Одним из основных условий эффективного функционирования Таможенного союза (далее ТС) и Единого экономического пространства является создание цивилизованного рынка интеллектуальной собственности.

Большое значение защиты объектов интеллектуальной собственности имеет деятельность таможенных органов. Особенно в условиях Таможенного союза, так как борьба с контрафактом в рамках только одной страны вряд ли принесет должный эффект. В июне 2011 года была одобрена Стратегия ФТС России до 2020 года, составной частью которой стало обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Важным элементом этой деятельности является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также с правообладателями.

Регулярно проводятся заседания совместных рабочих групп ФТС России и Роспатента, ФТС России и Содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» и т.д. В действующей системе защиты прав на объекты интеллектуальной собственности задействованы многочисленные государственные органы, принимающие участие в выявлении, пресечении и профилактике правонарушений и преступлений в данной сфере. К ним относятся и органы внутренних дел (полиция), и прокуратура, и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. Особое место среди них в настоящее время занимается Федеральная таможенная служба России.

В РФ задача по защите интеллектуальной собственности в значительной мере возложена на Федеральную таможенную службу. Таможенные органы РФ в последние годы вносят неоценимый вклад в борьбу с оборотом контрафактной продукции. В 2011 году таможенные органы выявили 9,3 млн. единиц контрафактной продукции, в I квартале 2012 г. – 2,5 млн. единиц. За период 2007- 2012 гг. таможенники выявили около 52 млн. единиц контрафакта.

Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкоголь, кондитерские изделия, лекарства, диски, игрушки. В 2011 году таможенные органы возбудили 1083 административных дел, из них 1053 дела – по ст. 14.10 КоАП России (незаконное использование товарного знака) и 30 дел – по ч. 1 ст. 7.12 КоАП России). Предотвращен возможный ущерб правообладателям на сумму более 400 млн. рублей. [3] Ведется работа по защите олимпийской и параолимпийской символики в рамках подписанного 25 апреля 2008 года соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в 2014 году. Таможенные органы в 75 случаях выявили 31 тыс. единиц контрафактной продукции с использованием олимпийской символики. [3]

Как показывает практика проведения таможенными органами проверок, чаще подвержены контрафакции товары люкс, дизайнерские товары, популярные торговые марки. Из конкретных видов товаров контрафактными бывают: одежда и принадлежности, часы и части часов, дамские сумки, кошельки, носители информации (преимущественно лазерные диски), включая аудиозаписи, видеофильмы и компьютерное обеспечение, сигареты, пиво, алкогольные напитки, игрушки, обувь, бытовая техника, компьютерные комплектующие, парфюмерия, запасные части к автомобилям и фармацевтическая продукция. [1, 366].

Из государств – поставщиков контрафактной продукции выделяются следующие группы стран: - в Азии: Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Пакистан; - в Восточной Европе: Чехия, Польша и Турция; - в Северной, Центральной и Южной Америке: Мексика, Парагвай и Бразилия. [1, 366]. Поступление на внутренний рынок контрафактной продукции оказывает серьезное негативное влияние на развитие отечественной промышленности, причем это касается практически всех ее отраслей - легкой, тяжелой, пищевой, фармацевтической. Эффективная защита интеллектуальной собственности - это и здоровье населения, высокая инвестиционная активность иностранных корпораций, увеличение налоговых поступлений в бюджет страны.

В этой связи таможенные органы приобретают все большее значение в деле контроля на границе, а растущее международное сотрудничество делает пограничный контроль более эффективным. В связи с этим, можно выделить несколько целей таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности:

- защита интересов правообладателей;

- обеспечение безопасности потребителей товаров;

- обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов, так как стоимость на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости. [2, 165].

Основными документами, регулирующими порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами, являются гл. 46 Таможенного кодекса ТС и гл. 42 Закона о таможенном регулировании в РФ. В процессе окончания переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию отмечалось, что российское законодательство в области обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами полностью соответствует положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В соответствии Таможенным кодексом ТС таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в Единый таможенный реестр государств - членов Таможенного союза и в национальный Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В настоящий момент Единый Таможенный реестр не сформирован, и российские таможенные органы принимают меры только в отношении объектов интеллектуальной собственности, включенных в национальный Таможенный реестр.По данным на 7 февраля 2013 года, в национальном таможенном реестре содержалось 2596 объекта, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям.[4]. Реестр ведется таможенной службой на основе заявлений обладателей исключительных прав. Информация от них позволяет таможенным экспертам-криминалистам быстрее и точнее установить факт подделки. В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки и кондитерские изделия. При этом более 50% общего объема товарных знаков принадлежит отечественным правообладателям, среди которых значительная доля приходится на российские кондитерские фабрики (ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Концерн Бабаевский»), крупные предприятия, производящие различную продукцию - от автозапчастей до грузовых автомобилей (ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ЗАО «ЗиЛАйПи»). [3].

В Таможенном союзе выстроена двухуровневая система защиты прав интеллектуальной собственности с использованием таможенных реестров государств – членов Таможенного союза и Единого таможенного реестра. В Единый реестр на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств-членов ТС. Таможенный кодекс Таможенного союза не дает полный перечень объектов интеллектуальной собственности, защита которых входит в компетенцию таможенных органов. Этот вопрос отнесен на уровень национального законодательства. Таким образом, из 16 объектов интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана согласно Гражданскому законодательству России, таможенные органы Российской Федерации принимают меры по защите прав только в отношении объектов авторского права, смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров, включенных в таможенный реестр интеллектуальной собственности.

Объекты, которые подлежат охране патентным правом, не подлежат включению в таможенные реестры. В случае если должностным лицом таможенного органа при проверке декларации, прилагаемых документов или при проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Далее таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о факте приостановления выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает указанным лицам координаты друг друга.

Последующие действия таможенного органа зависят от инициативы правообладателя, а также от наличия поступивших документов об изъятии (аресте) товаров (например, протокола) или их конфискации (например, постановления о назначении административного наказания). ФТС России проводит работу по подготовке изменений в Таможенный кодекс ТС. В частности, подготовлены предложения по имплементации в ТК ТС норм, предоставляющих таможенным органам полномочия по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр (ex-officio). Также подготовлены изменения в Таможенный кодекс ТС, направленные на отмену изъятий, касающихся освобождений от контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и пересылаемых в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях. В марте 2012 года создана рабочая группа по защите интеллектуальной собственности при Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза. Глава 46 Таможенного кодекса ТС "Особенности таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности" предусматривает сроки защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, прописывает порядок приостановления товаров ИС и порядок отмены таких решений. А также устанавливает права правообладателей. Но, к сожалению, эта глава имеет общий характер и содержит большое количество отсылочных норм, требующих подписания отдельных соглашений и нормативных документов. [5].

Глава 42 Федерального закона о таможенном регулировании расширяет полномочия таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией. Суть предлагаемых дополнений состоит в том, что должностные лица таможенных органов смогут приостанавливать до 7 рабочих дней выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые не внесены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Предлагаемая норма позволит таможеннику действовать ex officio (по служебному долгу): без заявления правообладателя, но с его уведомлением на следующий день приостановить выпуск товаров при выявлении признаков контрафактности. Но дело в том, что на данный момент у нас не существует регламентированных и обобщенных критериев определения признаков контрафактности. То есть сотрудник таможни будет полагаться только на свое, сугубо субъективное мнение по поводу того или иного товара. Введение данной нормы вызывает большие опасения среди участников ВЭД. Поскольку это может привести к неоправданным приостановкам выпуска товаров, включая и оригинальную продукцию, при отсутствии какой-либо ответственности со стороны таможенного инспектора. В первом проекте ФЗ присутствовала норма, которая предусматривала привлечение таможенника к ответственности при наличии умысла в нарушении прав участника ВЭД. Таким образом, необходимо установить ответственность сотрудников таможенных органов за необоснованное привлечение к ответственности участников ВЭД. Но поскольку этот вопрос всех волнует, участники ВЭД, эксперты, правообладатели, таможенники выдвигают ряд предложений по механизмам реализации данного положения. Так, по соглашению ФТС России и Роспатента сотрудники таможни смогут обращаться к единой базе, содержащей полные сведения о правообладателях. Тем не менее, пока нет четкого понимания, кто будет возмещать убытки участнику ВЭД и правообладателю, если выпуск товара был приостановлен, а товар оказался оригинальным. Поэтому введение данного законодательства должно сопровождаться разработкой четких инструкций и процедур контроля, которые в настоящее время отсутствуют. В противном случае возможно появление дополнительного административного барьера, в том числе и для качественной оригинальной продукции.

Также проблемным вопросом является отсутствие единой терминологии для определения таких основных понятий, как контрафакт, поддельная продукция, фальсифицированная продукция, серый импорт. В нормативных актах, судебной практике, используются различные, подчас диаметрально противоположные трактовки данных понятий. И потому вполне закономерно было бы включить в законодательство Таможенного союза определения понятий контрафактная и фальсифицированная продукция. В этой связи необходима комплексная унификация в области гражданского законодательства стран Таможенного союза.

Также существуют проблемы, связанные с ведением единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, например, товарных знаков, права на которые закреплены в разных странах Таможенного союза за разными правообладателями. Это старая проблема, связанная в основном с товарными знаками СССР, касающимися кондитерских изделий и алкогольной продукции. У правообладателей возникает опасение, что изделия, маркированные таким знаком, окажутся контрафактными при импорте из одной страны Таможенного союза в другую. Эксперты предлагают использовать международный опыт, поскольку Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в данной проблеме не является единственным. Есть опыт Европейского союза. В Европейском союзе закреплен товарный знак Евросоюза, имеющий одинаковый статус и равную юридическую силу на всей территории союза. Кстати, в Евросоюзе действует региональный принцип исчерпания прав, предполагающий, что исключительное право на товарный знак считается исчерпанным после введения товара в гражданский оборот правообладателем или иным лицом с его согласия на территории одной из стран, входящей в Европейский союз. Таким образом, реализуется механизм локального внутриевропейского рынка, который допускает свободное движение товаров по Евросоюзу. Данный опыт, может быть, применим, как считают эксперты Роспатента и Евразийской экономической комиссией, и внутри нашего Таможенного союза. Однако очевидно, что все спорные вопросы исчерпания прав будут разрешены только после окончательного формирования Единого экономического пространства, поскольку затрагивают вопросы унификации законодательств на национальном уровне.

По итогам проведенного исследования предлагается:

1. Дать законодательное определение таких понятий, как контрафактная продукция,поддельная продукция, фальсифицированная продукция, «серый» импорт. Это поможет усовершенствовать терминологию и строить дальнейшую разработку проектов законодательных актов, опираясь на этот терминологический аппарат. В то же время это позволит избежать двойственного толкования закона в некоторых случаях.

2. Использование международного опыта (в частности, опыта Европейского сообщества) в создании единого пространства интеллектуальной собственности на территории Таможенного союза.

3. Введение в законодательство стран-участниц Таможенного союза нормы, предусматривающей ответственность сотрудников таможенных органов за необоснованные помехи при перемещении товаров через границу Таможенного союза, а также возмещение за счет казны убытков, причиненных таким нарушением прав участника ВЭД. Предложенные изменения будут актуальны для текущего положения дел в таможенном регулировании и контроле, а также помогут решить проблемы таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности.