Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
metodichka_farm_dnevnoe_2013_iyul_12_1.doc
Скачиваний:
253
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
824.32 Кб
Скачать

Из записок лекарки саломеи де пильштын

Саломея де Пильштын (урожд. Русецкая) родилась в 1718 г. в одном из воеводств Великого княжества Литовского. В 14 лет была выдана замуж за немецкого врача, у которого научилась практическим медицинским навыкам, и сама принялась лечить пациентов. Овдовев, вторично вышла замуж за австрийского офицера Й.Ф. Капуса фон Пильштына. Много путешествовала, посетила Турцию, Болгарию, Украину, Молдавию, Словению, Россию. Приведенные ниже фрагменты ее записок (во время пребывания в Петербурге в 1739-40 гг.) повествуют о состоянии российской медицины и аптечного дела.

Поскольку я женщина, а каждая дама с большим доверием расскажет о своих болезнях женщине, так здесь, как и в других странах, было у меня очень много достойных пациентов обоего пола, как из императорского двора, так и из города, и из других мест, которые хотели лечиться у меня. А я такой большой аптеки не имела, чтобы лекарства найти можно было. Тогда дала рецепт в аптеку, но доктор ее милости царицы запретил в аптеке, чтобы по моим рецептам медикаментов не давали, говоря обо мне, что я женщина, не умею лечить. Тогда я сама пошла в аптеку просить, чтобы мне лекарств продали, но тщетно, продавать они не хотели. И тогда я подговорила одну даму, ее милость Вильд, жену капитана, которая имела очень больные глаза, чтобы ее милости царицы сказала, что придворный доктор запретил мне продавать лекарства. Узнав об этом, ее милость царица приказал мне прийти к ней, и так я про свои жалобы и волнения подробно рассказала… Я также отметила то, что иные болезни ни у кого лечить не хочу, только глаза. И так пошел один камер-лакей ее милости царицы к ее милости господину медику, приказывая, чтобы мне позволили лечить каждого больного глазами, поскольку мое лечение и умелое, и испытанное.

И так его милость господин доктор позволил, единственно я написала рецепт не только на болезни глаз, но вообще для всех иных пациентов, что только кого лечила, и подала в царскую аптеку, потому что в Петербурге отличных аптек две: одна царская, а другая в академии (Академии наук – авт.). Как аптекарь прочитал мой рецепт, сразу послал к доктору, а господин доктор… пенял мне: «Что это за окулистка, и можно ли лечить глаза такими лекарствами?» Потому что господин доктор хорошо знал, что в этом рецепте не все для глаз, но и для других болезней также, и дошло это до ее милости царицы, что я на одном рецепте на двадцать человек медикаментов взяла из аптеки. И спрашивала ее милость царица у меня: «Саламанида Ефимовна, да скажи правду, свет мой госпожа докторша, так тебе надобны только лекарства для глаз?» С покорностью отвечала: «Всемилостивейшая государыня, скажу правду. Когда мне его милость господин доктор из зависти запрещает лечить и покупать лекарства в аптеке, так под этой отговоркой я и для других людей твоего двора в одном рецепте написала». И этим ее милость царица утешилась, и говорила такие слова: «Добро, умна, мой дружок, Саламанида Ефимовна». И так я всегда что хотела в аптеке брала, и кого хотела лечила, и по милости Господа Бога счастливой была в лечении своем.

Печатается по: Медицина России в годы войны и мира: новые документы и исследования. – СПб.: Нестор-История, 2011. – С. 9, 14-15.