Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на билеты по Правоохранительным органам.doc
Скачиваний:
444
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
498.18 Кб
Скачать

Гласность разбирательства дела в суде

Конституцией установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным за­коном» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает

в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В ч. 2 этой статьи установлено, что закрытое судебное разби­рательство допускается па основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может принести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным зако­ном тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступ­лениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; 3) рас­смотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного процесса либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) это­го требуют интересы обеспечения безопасности участни­ков судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Рассмотрение уголовных дел в закрытом судебном засе­дании происходит при соблюдении всех норм уголовного судопроизводства. В этом режиме может быть проведено все судебное разбирательство пли его часть. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. Однако в случае рассмотрения дела в закрытом судебном заседании суд вправе принять решение об оглашении только вводной и резолютивной частей приговора.

Гласность судебного разбирательства— один из показа­телей демократизма судопроизводства. Такой порядок обес­печивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распро­странять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля парода за деятельностью судебной власти.

Принцип гласности тесно связан с другими принципа­ми правосудия и судопроизводства. С одной стороны, глас­ность является важнейшим, средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне дейст­вия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

Осуществление принципа гласности обеспечивает вос­питательное значение судопроизводства, повышение авто­ритета судебной власти и правосудия, соблюдение действу­ющих законов.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводства прису­ща специфическая особенность - нормативное установле­ние, несоблюдение которого является грубейшим наруше­нием закона.

Принцип обеспечения подозреваемому,

обвиняемому и подсудимому права на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права па за­щиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводст­ва опирается на конституционные и уголовно-процессуаль­ные нормы. При этом необходимо заметить, что действующая Конституция, в отличие от ее предшественников, не огра­ничивается декларированием этого принципа, не довольс­твуется общим указанием на право каждого защищать за­конными средствами свои нрава и свободы (ст. 45). Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на полу­чение юридической помощи, в том числе п бесплатной, в случаях, установленных законом.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу ука­занным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения пли обвинения.

Право обвиняемого (подсудимого) на защиту представ­ляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять выдви­нутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровер­гать обвинительные доказательства; настаивать на измене­нии обвинения; представлять доказательства смягчения его ответственности; защищать другие законные интересы.

Среди субъективных прав подозреваемого прежде всего названо право знать, в чем он подозревается. Важность такого решения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения (как и обвиняемый — от обвинения). Для обеспечения реально­го осуществления защиты ст. 46 УПК предусмотрено, что подозреваемый вправе: давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с про­токолами следственных действии, произведенных с его участием; приносить жалобы на действия и решения липа, производящего дознание, следователя, дознавателя и др.

Необходимо также отметить, что согласно ст. 48 Консти­туции обвиняемому и подозреваемому гарантирована квалифицированная юридическая помощь.

Действующий уголовно-процессуальный закон обязы­вает лиц, ответственных за ведение дела, не только разъ­яснить процессуальные права участникам процесса, но и обеспечить возможность их осуществлении.

Одним из важнейших факторов обеспечения права на защиту названных субъектов уголовного процесса явля­ется допуск защитника с ранних этапов предварительного расследования: защитника обвиняемого- с момента предъ­явления обвинения; защитника подозреваемого с момента: а) его фактического задержания; б) с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления1;

в) возбуждения уголовного дела против конкретного лица;

г) объявления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; д) осуществления иных мер, затра­гивающих его права (ст. 49 УПК).

Появление защитника на стороне подозреваемого озна­чает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводст­ва нового субъекта — защитника подозреваемого в соверше­нии преступления.

Подозреваемый, обвиняемый, их защитники наделены широкими правами в целях обеспечения их права на защи­ту, по реализуются они неодинаково в разных стадиях уго­ловного процесса.

Принцип национального языка

судопроизводства

Язык, на котором ведется судопроизводство, регулирует­ся законодательством о судопроизводстве и судоустройстве (ст. 10 Закона о судебной системе, ст. 18 УПК, ст. 8 АПК)

Согласно Закону о судебной системе судопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в ар­битражных и военных судах ведется на русском языке — государственном языке РФ. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись так­же на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10).

Законом о судебной системе также установлено, что в судах субъектов РФ судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на тер­ритории которой находится суд (ч. 2 ст. 10).

Необходимо при этом иметь в виду, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном пли другом из­бранном лицом языке. Участники уголовного судопроизводст­ва вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и судеб­ные документы вручаются обвиняемому (подсудимому), а также другим участникам уголовного процесса в переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет.

Необеспечение обвиняемому (подсудимому), не владе­ющему языком, на котором ведется судопроизводство, пра­ва пользоваться услугами переводчика Пленум Верховного Суда РФ отнес к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора. Не менее четко Верховный Суд определил спою позицию по поводу неблагоприятных процессуальных последствий в случае нарушения при осуществлении правосудия права липа на пользование родным языком

Принцип обеспечения каждому пользования родным языком при осуществлении правосудия выражает демокра­тизм действующего законодательства и государства и оп­ределяет решение таких важных вопросов осуществления правосудия, как доступность суда для населения, обеспече­ние возможности осуществления прав участниками процес­са. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а так­же ослабляется пли вообще не достигается воспитатель­ное назначение судебного разбирательства; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осуществлению правосудия.

О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое установленное в ходе судебной реформы правило, согласно которому обязательное участие защит­ника в уголовном судопроизводстве на стороне липа, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента фактического задержания подозрева­емого или применения меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения (ст. 51 УПК).