Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право (2).docx
Скачиваний:
286
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
223.08 Кб
Скачать

34. Вменяемость как признак субъекта преступления. Понятие и кри­терии невменяемости. Ограниченная вменяемость. Состояние опьянения и его уголовно-правовое значение.

Вменяемость– способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Невменяемость характеризуется двумя критериями:

1) медицинским (биологическим);

2) юридическим (психологическим).

Медицинский (биологический) критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. К ним относятся:

– хроническое психическое расстройство – оно носит длительный характер и имеет тенденцию к про-грессированию (шизофрения, эпилепсия, прогрессивный паралич и т. д.);

– временное психическое расстройство – расстройства, которые носят временный характер (реактивное состояние, белая горячка, патологическое опьянение, патологический аффект и т. д.);

– слабоумие – стойкое врожденное недоразвитие умственных способностей или стойкое и необратимое снижение интеллекта в результате деструктивных изменений в мозгу после травмы, инфекционных и других заболеваний. Оно делится на три вида: глубокое (идиотия), среднее (имбецильность), легкое (дебильность);

– иное болезненное состояние психики – это тяжелые формы психопатии, явления абстиненции при наркомании и т. д.

Юридический (психологический) критерий характеризуется двумя признаками: 1) интеллектуальным – неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия); 2) волевым – неспособность лица руководить своими действиями (бездействием).

Для признания лица невменяемым достаточно наличие одно из признаков юридического критерия.

Только при наличии в совокупности юридического и медицинского критериев можно говорить о невменяемости лица, совершившего преступление.

Возрастная невменяемость– исключает уголовную ответственность лиц, достигших порога возраста ответственности (16 или 14 лет). Условия, исключающие ответственность, следующие:

– у этой личности не должно быть психических расстройств;

– это лицо характеризуется определенной неразвитостью психики;

– недоразвитость психики сопряжена с совершением социально значимого деяния;

– это в других случаях является основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Ограниченная вменяемость  характеризуется двумя критериями: 1) медицинским; 2) юридическим. По содержанию они отличаются от аналогичных критериев невменяемости.

Медицинский критерий заключается в том, что в момент совершения преступления у лица было заболевание, не исключающее вменяемости, т. е. не относящееся к заболеваниям, образующим медицинский критерий невменяемости.

Юридический критерий включает в себя два признака:

– интеллектуальный – лицо не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия);

– волевой – лицо не могло в полной мере руководить своими действиями (бездействием).

Признаки алкогольного опьянения так хорошо известны в нашем обществе, что нет нужды подробно на них останавливаться. В экстремальной ситуации, скорее, важно определить стадию опьянения и характер изменений в поведении человека под воздействием алкоголя.

Наиболее опасны легкая и средняя стадии алкогольного опьянения, вызывающие повышение агрессивности. Некоторые принимают алкоголь "для храбрости", преодолевая тем самым чувство страха, признаки которого вы тем не менее сможете зафиксировать. При алкогольном опьянении снижается критичность восприятия происходящего. Такой человек с трудом воспринимает или вообще не воспринимает какую бы то ни было аргументацию, исходящую от другого человека. Движения активизируются и довольно быстро могут перейти в агрессивные.

Человек, находящийся в стадии наркотического опьянения, внешне выглядит практически, как любой нормальный человек, и тот, кто ни разу не видел людей в состоянии наркотическим опьянением, может этого и не заметить.

Наркотическое опьянение характеризуется, как правило, повышенной активностью в движениях. Он говорит быстро и чрезмерно живо, не совсем адекватно реагирует на вопросы, имеет своеобразный "блеск" в глазах, иногда разражается беспричинным смехом, в целом его состояние характеризуется эйфорией. У некоторых людей в этом состоянии уменьшается чувствительность к боли, практически не наблюдается сознание ответственности за свои действия, отсутствует чувство сопереживания к другим. В данном случае речь идет о легком наркотическом опьянении, которое действует возбуждающе.

Между тем, алкоголь, наркотики и им подобные одурманивающие вещества, наряду с другими факторами, имеют принципиальное и далеко не последнее значение в нарушении баланса сил возбуждения и торможения, создающем в итоге психические аномалии. Специалисты отмечают, что состояние опьянения увеличивает психическую и двигательную активность человека, затрудняет концентрацию внимания; происходит переоценка своих возможностей, снижается самокритика. В состоянии опьянения растормаживаются инстинкты и проявляются скрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии (ревность, тщеславие, обиды и т.п.).

Статья 23 Уголовного Кодекса РФ гласит: «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной  ответственности».

Специальный вопрос, связанный с определением вменяемости, заключается в оценке психических возможностей и способностей лица контролировать свое поведение в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения.

Нередко лица, привлеченные к уголовной ответственности, заявляют: "Я был сильно пьян, ничего не помню, причинить кому-либо вред не хотел". Такого рода защита совершенно неприемлема.

Данные судебной психиатрии свидетельствуют о том, что у опьяневших не бывает галлюцинаторно - бредовых переживаний, немотивированного психомоторного возбуждения.

При физиологическом опьянении ослабляется функционирование тормозных процессов нервной деятельности и самоконтроль. Однако у пьяного сохраняется контакт с окружающей средой, и его действия носят мотивированный характер.

Обычное физиологическое опьянение наступает постепенно. Лицо сознает, что алкоголь одурманивает его, нарушает нормальное состояние психики, координацию движений, быстроту реакции и т.д. статья 23 УК РФ устанавливает правило, согласно которому лицо, совершившее преступление в состо­янии опьянения, подлежит уголов­ной ответственности.

. Прежде всего ст. 23 устанавливает императив субъ­екта преступления: несмотря на состояние опьянения лицо способно идолжно нести уголовную ответст­венность. Из этого следуют важныедля возникновения соответствующих правоотношений предпосылки. Во-первых, опьянение не исключает возможностей осознавать обществен­ную значимость поведения и руко­водить своими поступками, т. е. дает возможность вменять в вину совершенное преступление. Во-вторых, опьянение, носящее патологи­ческий, болезненный характер, ис­ключает наличие субъекта преступ­ления, поскольку возможности со­знания общественной опасности дея­ния парализованы и лицо на этомосновании считается невменяемым. Прежнее законодательство расце­нивало состояние опьянения исклю­чительно как обстоятельство, отяг­чающее ответственность и вину, хотя отдельные замечания по этому по­воду и высказывались.

УК РФ в полной мере дает воз­можность учитывать психофизиоло­гические нюансы преступного пове­дения и волевую предделиктную це­ленаправленность лица. Правило ст. 23 УК позволяет избежать незаслу­женной меры упрека правонаруши­телю, действующему под роковым гнетом мотивообразующих факторов.