Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

пр. Варлаам Керетский

.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
1.87 Mб
Скачать

победа, или смерть – и при малейшей на себя самого надеянности и самые великие чудотворцы погибали. И потому, всячески смиряя себя, надобно человеку, елико возможно, избегать этой борьбы, не обольщая себя высотою наград за нее, победою увенчанною, представляемых Господом победившему. Ибо если сами выходить будем на эту битву без особенного Божиего звания, то и конец неизвестен, чем Господь благоволит нам покончить оную»61. Ну да, что теперь говорить, Бог милостив – молись и не гордись, да не впадешь в напасть. Ну, а коли что случится – сразу дай мне знать, одолеем с Божией помощью».

61 Слова преподобного Серафима Саровского. Записки Мотовилова Н. А. М., 2005. С. 136.

41

Глава III Кереть

«Ангелы» села Кереть

Ко времени прихода в село нового настоятеля, попа Василия, на монастырском погосте стояла все та же древняя «церковь с трапезою Никола чудотворец», да недавно построенная монахами летняя «церковь великомученика Георгия». На погосте – «дворишко нетяглое62» для попа, «да келья нетяглая, а в ней живет пономарь», да еще «на погосте шесть келий нетяглых, а в них живут старцы убогие, питаются о мире [живут подаянием]»63.

Прибыв в родное село, отец Василий столь же ревностно продолжил священническое служение, отдавая ему все силы своей души. «Христову плоть раздробляя руками, и служителем Его истинным явился, возношения в премирная вознося и оттуда мир людям своим снося»64. Житие Варлаама и Посвященный ему канон неоднократно подчеркивают особую ревность пастыря в служении и стяжание им благодатных даров Святого Духа. Под стать настоятелю была и его матушка, духовное чадо Феодори-

62«Тягло – оброк, подать». Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 744. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Дьяченко. Словарь. – Прим. ред.).

63«Сотная выпись с писцовых книг письма двинян Якима Романова и Никиты Пятутина на волость Кереть» // Сборник грамот коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 442.

64Канон прп. Варлааму. Л. 413 об.

42

та, от юности непорочна и исполненная всяческими добродетелями.

Будучи белым священником и живя с молодой женой, Василий, как мы видим из жития, детей не имел. Можно сделать предположение, что эта пара, вступив в законный брак и дождавшись священнического сана, осталась в своем прежнем состоянии братской нежности и любви. Тогда жизнь их проходила в целомудренном хранении чувств, в воздержании телесном, тяготении к иноческим обетам, подтверждение чему можно найти и в тексте «Канона...»: «Ангельскому житию65 поревновав, непрестанными молитвами, сподобился быть тайнозритель и жрец, совершаем [приходя в совершенство] благодатию Святаго Духа».66

Также о высоких, целомудренных качествах их брачного союза, надо полагать, повествует и старообрядческий автор «Слова о Варлааме...»: «И благочестивый воистину с той благочестивой супружницей соединился, и благоразумный, воистину с той добродетельной соработницей по закону непорочно соединился, чисто между собою ложе сохранив, цел и незазорен совет брачный соблюдая»67.

Однако еще раз оговоримся, что это лишь наше предположение и одна из косвенных причин последующих тяжких испытаний. Если же все было именно так, как мы предполагаем, то молодые, принимая такое непростое решение о хранении девства в браке, должны были испросить совета и благословения у своего духовника преподобного Феодорита Кольского. И, надо полагать, ста-

65«Ангельское житие или ангельский образ – третья степень монашества совершенного по богомыслию, чистоте, нестяжанию и послушанию». Дьяченко. Словарь. С. 17.

66Канон прп. Варлааму. Л. 414.

67«Слово историческое...». Л. 300.

43

рец-девственник, поведал им суть учения Православной Церкви об этом редком виде христианского подвига супружеской любви.

Утраченная нашими праотцами в Эдеме возможность в полной мере постигнуть великую тайну Брака, когда «человек прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую», тем не менее, подспудно продолжала жить в человеке. Однако до прихода в мир Спасителя такое соединение супругов «в одно тело», «в плоть единую» было совершенно невозможно. Абсолютно иные принципы людского брака были узаконены и торжествовали в мире, жившем до благовестия Христова, до Его подвига Смерти и Воскресения.

Главной задачей, стоявшей перед людьми, было чадородие. Бездетность воспринималась как Божие проклятие за тайные грехи. Не оставить после себя потомства считалось категорически недопустимым. Закон левирата в Древнем Израиле строго требовал со стороны родственников умершего бездетным «восстановить семя брату», непременно зачать потомка этого рода (Втор. 25; Числ. 36).

Пришедший в мир Спаситель решительно повернул людей к постижению истинного замысла Творца о создании «Адама и жены его». Божественный Учитель совершенно ясно осудил любую возможность смены избранника в браке, и более того, поднял планку понимания сути Брака на иную, недостижимую в то время высоту: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Это было нечто невиданное, ведь задача всегда стояла оставить после себя как можно больше потомства. Даже плененную чужестранку, «женщину, красивую видом», после непродолжительного очищения, разрешалось брать в очередные жены-наложницы.

44

Когда же встревоженные ученики, да и многие иные иудеи, смущенные этим неслыханным доселе, новым Его учением о браке, говорили о том, что закон Моисеев ведь позволяет разводиться и требует исполнения принципа левирата, то «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мр.10, 5). После чего Господь ясно напомнил всем, что «сначала не было так» (Мф.19, 8), и в доказательство Своих слов процитировал то важнейшее место из Книги Бытия, где говорится про мужа и жену, что «будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мр.10, 8; 9). Потому «кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мр.10, 11).

Столкнувшись с этим небывалым учением, с той высотой ответственности, которую берет на себя человек, избирая себе жену и принимая единственное на всю жизнь решение о браке, ученики Спасителя справедливо заметили: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф.19:10). И обратим внимание, Божественный Учитель не только не отверг прикровенной мудрости, содержащейся в их словах, но и впервые высказался о высокой ценности девства. Причем сделал Он это, лишь изменив акцент их замечания, тем самым утверждая неизменный приоритет и непреходящую ценность перед Лицом Божиим девственности и целомудрия: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано... ибо есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12).

Думается, нет необходимости объяснять, что речь здесь идет не о физическом оскоплении, что одно время

45

с примитивной жестокостью понималось в католической традиции. Ценность такого скопчества не велика. Внутренняя, сокровенная девственность и чистота принимаемая как обет и приносимая в дар Богу, – вот о каком избранничестве говорит Учитель, призывая идти за Собой, за Своей Божественной Девственностью всех тех, «кому дано вместить слово сие».

Именно потому девственник апостол Иоанн был всех ближе к Учителю, во время Его земного служения, ибо его «любил Иисус», и он единственный на вечерях был допущен «возлежать у груди Иисуса» (Ин.13, 23).

О высоком призвании от Господа того, кто возжелал соблюдать девственность, пишет нам и другой избранник Божий, девственник апостол Павел: «кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает» (1Кор. 7, 37).

В традициях русского Православия всегда было заложено внутреннее стремление к достижению этого высокого идеала чистоты и целомудрия. И истинный дух Православного брака, высота обетов, даваемых мужем и женой пред Лицом Божиим, решительно не принимала культа безудержных чувственных наслаждений, так пышно расцветших в иных религиозных традициях. Таинство церковного Венчания, ясно нацеливая супругов не только на чадородие, но и на многочадие, при этом всячески пеклось о целомудрии и чистоте чувств супругов. Зачатие ребенка в благочестивой семье никогда не отдавалось на волю случая. К зачатию готовились постом и молитвою, в соитии береглись похотливых, нечистых чувств. Таким образом, будущее чадо всячески ограждалось от наследо-

46

вания родительских грехов и последующего проявления наследственных страстей.

После же сорока лет большинство русских православных семей, отдав свой долг чадородию, давали тайный обет Богу, храня себя в целомудренном воздержании, и «лишь в Господа богатели».

И более того, есть множество примеров православных пар, проживших по обоюдному обету в целомудрии всю свою совместную жизнь, и при этом с чрезвычайной нежностью относившихся друг к другу68. Еще раз подчеркнем, что это особое избранничество Божие, и далеко не каждому по плечу этот путь, когда «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29).

Мы не имеем, да и не можем иметь какого-либо документального свидетельства о принятии или не принятии столь высоких обетов священнической четой села Кереть. В то же время, последующее избранничество на столь беспримерный подвиг, раскрытию сути которого мы посвятим дальнейшие главы этой книги, убеждает нас в необычно высокой «планке» духовного уровня этой пары и свидетельствует о том, что наши предположения вполне реальны. Непременно должно было быть явлено некое особое дерзновение пред Господом со стороны Варлаама и его матушки. Ими была ясно показана, если можно так выразиться, высота «заявки» на Царствие Небесное, что и вызвало такую ярость князя тьмы, и последующее попущение Божие столь «крепкого» испытания веры им обоим.

68 Так, например, известная супружеская пара не столь давних времен: «Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, еще в юности дали обет целомудрия, и их соединение в супружестве было поистине, ангельским». Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности М., 2004. С. 314.

47

Ну а пока отец Василий с матушкой жили и служили Господу, пребывая в чистоте телесной и ангельской любви, возрастая в добродетели и приходя «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). И были они «живущие в любви и целомудрии, всем людям на успех и на пользу, диаволу же и бесам на рвение и на зависть»69, не предполагая, что уже приблизился «день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов.1, 6). Мы можем только догадываться, какою злобою дышал на них к этому времени враг рода человеческого, коему извечно так ненавистны «неукоризненные и чистые, чада Божии непорочные» (Фил. 2, 15).

«И сказал Господь сатане: вот, все, что есть у него – в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» (Книга Иова Многострадального.1, 12).

И вот тогда, «видя его диавол всяческими добродетелями украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираемую, простер сеть свою во уловление праведнаго, якоже в древности на Адама».

Сеть бесовская

«Лукавый змий, не терпяще зрети тебя всегда Богу предстояща и молитву о людях приносящаго, находит на твою супругу»70. «Змий находит на супругу» – другими словами, происходит ужасное – мерзкий дух нечистый вселяется в матушку. Столь любимая жена отца Василия, его чистая голубица, верный друг и сомолитвенник не-

69«Слово историческое...». Л. 302.

70Канон прп. Варлааму. Л. 414.

48

ожиданно становится бесноватой и начинает вести себя неадекватно и соблазнительно.

Известное на Поморье песенное предание – «Ст´арина о Варлаамии Керетском»71, так повествует о той внезапно разразившейся беде:

« – Иерею Варлаамие, Где твоя молода жена?

Она ушла в гости к тятеньке, Ко родителю–маменьке.

Нет, ерею Варлаамие,

Твоя жена за гульбой ушла Она боса и пьяна, Со корабельщики целуется...»

Священник, естественно, не верит в такую клевету, возводимую на матушку:

«Поп Варлаамий зачнет Их колом огородним градить:

– Про мою госпожу Так не сметь говорить! Она жена иереева,

Она краса несказанная!»

В «Старине» сохранились и дополнительные подробности того тяжкого искушения, случившегося в дни Пасхальных торжеств:

71Шергин Б. В. Запечатленная слава. Поморские были и сказания. М., 1967. С. 230. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Шергин. – Прим. ред.)

49

«Поп Варлаамий о Паске Обедню служил, По собору свещу Со цветами носил,

«Паска красная» пел.

Матушка, ранее всегда певшая на церковном клиросе, почему-то не приходит к началу Пасхальной обедни:

« – Не видали ли, миряне, Где девалась госпожа? Она дома ночевала И к обедне шла...»

Миряне, не менее священника смущенные всем происходящим, вынуждены сообщить своему батюшке невероятные подробности происходящего:

« – Госпожа твоя за гульбой ушла...

Она теперь пьяна, Боса и без пояса».

В предании весьма точно подмечаются характерные признаки беснования, проявляющиеся как реакция на приближение священнослужителя к одержимой:

«Поп Варлаамий Со свещей и цветами На пристань идет, Он свою госпожу

Воплем крепким зовет:

– Без тебя дома миру нет! Без тебя в церкви пенья нет!»

50