Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник_Том2.doc
Скачиваний:
165
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Влияние урбанизма на структуру потребностей

Культура общества массового потребления городская по преимуществу. Поэтому формирование потребностей и их удовлетворение у членов общества потребления находится в зависимости и от городской инфраструктуры.

Раскроем основные факторы, предопределившие появление типичной организации городского пространства. Развитие машинного способа производства радикально изменяет и повседневный жизненный уклад: средневековый сельский мир постепенно разрушается, и его место занимает индустриальный город. Индустриальный способ производства взрывает старую повседневность и конституирует совершенно новый тип общественного бытия. Развитие машинной индустрии и конкурентной торговли приводит к изменению всей городской инфраструктуры. Исчезают хижины и лачуги, на месте которых вырастают сначала кирпичные, а затем железобетонные многоэтажные здания. Небольшие лавочки замещаются современными магазинами и супермаркетами. Необходимость своевременного перемещения сырья и товаров, столь существенная для капиталистического хозяйства, поскольку каждая секунда и свобода передвижения здесь наделены экономической значимостью, привела к радикальному преобразованию городского пространства. Так, постепенно глинобитные дороги были вымощены камнем, а затем – асфальтом; для устранения помоев и нечистот, затрудняющих передвижение, были созданы водостоки, коммунальные службы, появились дворники, ассенизаторы и общественные туалеты; свалки мусора, ранее хаотично располагающиеся в самом городе, постепенно были вынесены за его пределы и объединены в единую городскую свалку, что дало толчок к созданию системы утилизации отходов; если в XIX – начале ХХ вв. в городах, как и прежде, используют гужевой транспорт, неизбежно связанный с испражнениями животных на дорогах, то, начиная с массового производства автомобилей «живой» транспорт постепенно отмирает. Использование машин в свою очередь приводит к повсеместному распространению прямых дорог.

Рассмотрим инфраструктуру современного города, в которую необходимо входят следующие компоненты:

1. транспорт, который не только доставляет нас из одной точки города в другую, но и ускоряет процесс общения: чтобы нанести визит, горожанину XIX века требовалось полдня; сейчас же мы планируем несколько деловых встреч на день. Таким образом, транспорт повышает степень нашей социальной активности: мы становимся все более вовлеченными в общение с другими людьми. Но увеличение степени коммуникации вызывает и противоположный эффект: общения становится так много, что мы пытаемся от него ускользнуть. Находясь в местах социального скопления, мы, как правило, не стремимся общаться с незнакомыми нам людьми, а, напротив, погружаясь в себя, обрываем возможность всякой коммуникации.

2. Система детских садов и образовательных учреждений, удовлетворяющая потребность в воспитании детей и привитии им профессиональной идентичности. Именно эти институции осуществляют одну из первых стадий формирования социальных потребностей ребенка. Кроме того, в воспитательных и образовательных учреждениях удовлетворяются и потребности самого ребенка – в познании, коммуникации, расширении опыта и т.д.

3. Медицинские учреждения, удовлетворяющие потребность в сохранении здоровья, красоты и молодости. Характерный для современного общества культ молодости приводит к искусственному расширению времени молодости: за счет биотехнологий производится ее иллюзия на уровне тела, а мода на молодежный стиль жизни, доминирующий в поведенческих стереотипах, эстетике внешнего вида и т.д., поддерживает ее на уровне души.

4. Производственная сфера, предоставляющая средства для удовлетворения разнообразных потребностей: от базовых биологических (в пище, в поддержании определенного температурного режима тела) до усложненных индивидуальных (в уважении, в трансляции социального опыта) и общественных (в социальной регламентации, в общественной безопасности).

5. Торговые структуры: рынки, лавки, магазины, бутики и др., которые, как правило, располагаются в центре города. Одно из объяснений данного феномена дал литературовед и философ культуры Р.Барт: «… сообразно с движением самой западной метафизики, для которой всякий центр является местом истины, центр наших городов всегда заполнен: это знаковое место, где собраны воедино все завоевания цивилизации: духовность (с ее храмами), власть (с ее кабинетами), деньги (с их банками), торговля, с ее магазинами, речь (с ее площадями, кафе и прогулками): отправиться в центр значит пойти навстречу общественной «истине», причаститься высшей полноте реальности»57. Поскольку в условиях общества массового потребления именно потребление в большой мере определяет социальную идентичность человека, места торговли концентрируются в центрах городов.

Потребление как механизм социальной идентификации

В связи с тем, что большое количество трудной, непосильной работы выполняют теперь машины, у людей в обществе массового потребления появляется больше свободного времени, которое, к сожалению, как правило, «убивается», ни в коей мере не используясь ради совершенствования человека. Путь к подлинному развитию человека преграждает массовая культура, выставляющая развлечение жизненной нормой, а интеллектуальное и волевое усилие – патологией. Продукция массовой культуры легкодоступна, легкоусваиваема, избыточна и навязчива: посредством оккупации сознания ее не отягощенными смыслами трактовками и объяснениями, человек перестает продумывать происходящее самостоятельно. Таким образом, увеличение свободного времени, якобы имеющего место в обществе массового потребления, – фиктивно: потребление как механизм социальной идентификации всецело предопределяет его характер, заставляя нас проводить собственные выходные в торговых центрах, перед телевизорами, и тем самым подчиняет наш досуг всепроникающему социальному контролю. Кроме того, современный характер потребления, создающего иллюзию счастья, стал причиной появления новых неврозов и психопатологий, например, ониомании – навязчивого стремления делать покупки, или шоп-лифтинга – воровства, распространенного по преимуществу в магазинах самообслуживания.

Потребление из полезной необходимости давно превратилось в принуждение: видимость успешного образа жизни человек вынужден поддерживать за счет потребления различных модных вещей и технологических усовершенствований. Покупая товары, мы, прежде всего, покупаем желаемый образ жизни: за баночкой французского крема мерещится обладание утонченной сексуальной привлекательностью, элегантностью, а, следовательно, и возможность непредвиденного поворота устоявшегося образа жизни, за холодильником немецкой продвинутой марки – добротный, гарантирующий обеспеченное будущее образ жизни. Маркетологи и рекламисты отлично понимают психологию шопоголика и играют на его слабостях, используя, например, столь часто переживаемый современным человеком стресс, при создании слоганов: «Снимите стресс в наших примерочных», «Потратьте стресс у нас». Иначе говоря, постоянная покупательная способность – одна из важнейших характеристик современного человека, одно из условий приемлемости этого человека для общества. При этом функции продавца и покупателя часто смешиваются. В разных жизненных ситуациях человек примеряет на себя и ту, и другую роль.

Итак, шопинг становится неотъемлемой характеристикой жизни человека общества массового потребления. Потребление как механизм социальной идентификации поддерживается за счет специфики распространяемых здесь товаров. Специфичная для современных вещей зависимость от моды предопределяет быстрое прихождение товаров в негодность, а преждевременная смерть вещей стимулирует потребление. Одной из основных функций моды выступает увеличение ритма покупок, постольку износоустойчивость не принадлежит к числу модных ценностей. Исключением выступают те редкие случаи, где модными становятся знаки «шикарной» поношенности, присущие, например, пиджаку из потертой кожи. В современном мире высокая цена вещи свидетельствует не об ее реальных качествах, а о высоком уровне ее социального престижа. Например, сделанный женщиной выбор дорогостоящего платья мотивирован стремлением в самый комфортный из лучших социальных миров.

Кроме того, превращение потребления в дело жизни современного человека мотивировано и создаваемой им иллюзией возможности свободного выбора. Согласно Ж. Бодрийяру, «ни одна вещь не предлагается потребителю в виде одного-единственного типа. Вам может быть отказано в материальной возможности ее купить, но в нашем индустриальном обществе вам «априори» дается право выбора как некая коллективная благодать и как знак вашей формальной свободы»58. У нас, собственно, больше нет возможности покупать вещь просто ради ее применения – сегодня больше нет вещей, которые предлагались бы покупателю только на основании их реальных качеств. Выбор, который мы осуществляем в своих товарных предпочтениях, лишь кажущаяся свобода самовыражения: мы, конечно, верим в свою полную самостоятельность, останавливаясь на определенных товарах, но реализуемое здесь желание обусловлено коллективными представлениями о престиже, что полностью подчиняют наше потребление общественным установкам.

Резюме

Общество массового потребления – доминирующий на сегодня повсеместно во всем мире исторический тип социальной организации, сформировавшийся в середине ХХ века в Западной Европе и Северной Америке и представляющий собой высшую стадию развития индустриального общества.

В условиях данной социальной организации жизненным приоритетом становятся оптимизация комфорта и потребление материальных благ. Потребление здесь превращается в неотъемлемую характеристику человеческой жизни. Подобное положение дел мотивировано, прежде всего, тем, что социальная идентичность человека ставится в жесткую зависимость от структуры его потребления. Видимость успешного образа жизни и высокого социального статуса человек поддерживает за счет потребления различных модных вещей и технологических усовершенствований, что всецело отрывает социальную идентичность от традиционных механизмов ее производства – поддержания традиций семьи, сословного воспитания, профессионального совершенствования. Именно поэтому данная форма потребления, действующая в обход реальных качеств вещей и услуг, превращается из механизма удовлетворения необходимых нужд в механизм принуждения к социальной определенности.

Помимо социализующего механизма потребления на характер потребностей человека общества массового потребления влияют интенсивно распространяющиеся времясберегающие технологии и урбанизм. По принципу обратной зависимости времясберегающие технологии не высвобождают свободное время, а уменьшают его – в общесоциальном масштабе времени досуга становится меньше, поскольку человек тратит огромное количество времени на их разработку, эксплуатацию и инновации. Бесконечно ускоряющейся темп урбанизации приводит к возникновению всецело искусственных потребностей, таких как потребность в ускорении передвижения и в постоянном росте уровня осведомленности.