Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПпечать.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
127.42 Кб
Скачать

31. Вклад теневой деятельности в национальное богатство.

Национальное богатство – совокупность материальных благ, которыми располагает страна на определенную дату, и все национальное имущество, созданное народом за весь период(производственный капитал, основной непроизводственный капитал, резервы средств производства, запасы и резервы предметов потребления, предметы длительного пользования). В понятие национального богатства входят вовлеченные в хозяйственный оборот природные ресурсы.

Национальное богатство представляет собой не измеритель потока экономических благ в ходе народнохозяйственного оборота, а мерило его результатов в течение многих циклов производства ВВП. Несмотря на то, что результаты хозяйственной деятельности в «теневой» экономике не включаются в ВВП, поскольку они не учитываются официальной статистикой, большие масштабы теневой деятельности позволяют говорить о её значительном вкладе в национальное богатство.

Теневая экономика в последнее время является постоянной составляющей национальной экономики. Размер данного сектора зависит от многих факторов и может иметь как отрицательные, так и положительные моменты.

Теневая экономика имеет как явно отрицательные стороны (уклонение от уплаты налогов, связи с криминалом), так и некоторые положительные моменты. Так, именно теневая экономика смягчает последствия рецессий и финансовых кризисов, в ходе которых уволенные работники, а также маргинальные слои населения, находят временные источники существования в более гибком неформальном секторе. В противном случае этим группам грозили бы голод и лишения, а обществу - социальный взрыв. По некоторым данным, существует оптимальный размер теневой экономики порядка 14-15% годового ВВП (Германия, США). Страны, значительно превосходящие эту планку (например, Румыния и Греция), или недотягивающие до неё (Франция) имеют те или иные социально-экономические проблемы или изъяны.

Коррупция имеет значительные экономические эффекты, как ограничивающие рост, так и способствующие ему. Сравнительный масштаб этих двух эффектов зависит от степени соблюдения в стране законодательства о защите собственности. Когда эта защита слаба, коррупция на общенациональном уровне может существенным образом способствовать расширению экономической деятельности. Часто коррупция представляет собой «присвоение ренты», действия, ограничивающие экономическую активность — например, когда частные компании защищают себя от конкурентов с помощью государства. Но коррупция может приводить и к расширению масштабов экономической деятельности — в частности, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов. Именно на этой основе строится, к примеру, теневая («неформальная») экономика.

Выгоды от коррупционной деятельности — стоимость, создаваемая в результате дополнительных продуктивных трансакций, которые она позволяет осуществить, — могут превышать издержки. Такая ситуация наиболее вероятна, когда законные возможности для занятия бизнесом сильно ограничиваются.

Во многих государствах Латинской Америки лицензионные ограничения на многие виды бизнеса носят столь драконовский характер, что фирмы зачастую работают нелегально, чтобы избежать бесконечных препон и проволочек, с которыми сталкиваются предприятия, действующие в рамках закона. Для поддержания таких фирм, действующих в рамках неофициальной экономики, взятки просто необходимы (De Soto 1989). Взятки, которые дают частные лица, как правило являются добровольным актом (а не результатом насильственного вымогательства денег).

Коррупция — по определению феномен коварный, изменчивый и непрозрачный: все, что нельзя осуществлять и контролировать в открытую, может быть обращено на службу узкоэгоистическим целям (присвоению ренты). Тем не менее, в странах с неэффективным государственным управлением с коррупцией не следует бороться без разбора. Часто она является симптомом неадекватности правовой защиты. В такой обстановке правильная политика заключается не в том, чтобы увеличивать издержки коррупционной деятельности: сосредоточить внимание следует на сокращении издержек деятельности легальной. Это означает совершенствование фундаментальных институтов, поддерживающих рынок и капитализм — с особым акцентом на законодательстве о собственности и контрактном праве.

РБ:

По разным оценкам, доля теневой экономики в стране составляет 10—30% от ВВП. А это 54,4—163,2 триллиона рублей. Для сравнения: ВВП по итогу девяти месяцев с начала года в реальном выражении составил 544,2 триллиона. Впрочем, к цифре в 30% в Министерстве по налогам и сборам относятся весьма скептически: по их мнению, она слишком завышена. Более точной оценки, увы, нет.

Большинство схем, которые используют наши предприниматели, пытаясь обвести вокруг пальца налоговиков, увы, оригинальностью не блещут. Взять, например, интернет-торговлю, активно развивающуюся в стране. По данным Минторга, в республике зарегистрировано более 10,5 тысячи онлайн-магазинов. И далеко не все из них работают честно, предлагая порой заведомо «серый» товар. Водится за ними такой грех. Покупатели хоть и в курсе сигналов, намекающих на товар сомнительного качества, но иногда обманываться рады. А в МНС просто смотрят на цены, анализируют предложения хитрых продавцов и устраивают проверки. К восьми сотням из них уже нагрянули ревизии и изъяли незаконных товаров на 70 миллиардов рублей. Это в 2,4 раза больше, чем в январе — сентябре прошлого года. С какими умышленными нарушениями сталкиваются налоговики? Более чем на 178 миллиардов рублей обнаружилось товаров без «опознавательных знаков» на складах и на полках торговых объектов. Немало и тех, кто де-факто работает предпринимателем, но юридически им не является. Таких горе-бизнесменов в нынешнем году выявили уже 1,5 тысячи. Их нелегальный доход налоговые органы оценили в 43 миллиарда рублей.

Дата публикации: 24.10.2014