Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Соотношение дипломатической и консульской службы

.docx
Скачиваний:
58
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
23.37 Кб
Скачать

Соотношение дипломатической и консульской службы

Консульства не обладают функцией общеполитического представи-

тельства, не подписывают межгосударственные соглашения;

Посольства выполняют функции на всей территории страныпребывания, а консульства только в пределах округа, который означает район, отведѐнный консульскому учреждению для выполнения консульских функций.

Посольство поддерживает контакты с центральными органами госу-дарства, а консульство лишь с местными органами власти (в рамках округа).

Это положение достоверно только в том случае, если в стране нет по

сольств

(для Республики Беларусь: Эстония, Бразилия)

Посольство в стране всегда одно (может быть несколько отделений как в России), а консульств может быть несколько (В Польше одно посоль-

ство (с консульским отделом

1), но три консульства ( Бе

лосток-генеральное

консульство, Гданьск

-

генеральное консульство, Бяла-Подляска

-консульство);

Разрыв дипломатических отношений не означает

автоматического разрыва консульских (См. об этом ст. 2 Венской Конвенции 1963 г.);

Посольств в стране может и не

быть, консульства же могут сущест-

вовать. В частности, Республика Беларусь не имеет посольств, а только консульства в Эстонии и Бразилии. Встречаются также слу

чаи, когда нет ни посольств, ни консульств (чаще всего это касается африканских стран).

● Согласно Венской Конвенции 1963 года (ст. 2) согласие, данное на установление дипломатических отношений, означает, если иное неоговорено отдельно, согласие на установление консульских отношений;

Если деятельность посольства больше связана с политичес

кими аспектами межгосударственных отношений, то, как правило, эта деятельность не характерна для консульских учреждений, деятельность которых больше связана с поддержанием и развитием экономических, правовых и производных от них связей государства;

Разны ми являются преимущества, иммунитеты, привилегии консулов и дипломато

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Иммунитеты и привилегии в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитеты и привилегии согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.

Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: «пользование государственным флагом и гербом, обеспечение помещениями, неприкосновенность консульских помещений, освобождение консульских помещений от налогов, неприкосновенность консульского архива и документов, свобода передвижений, свобода сношений, свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства».

Стоит отметить, что такой иммунитет как неприкосновенность консульских помещений уже того же иммунитета дипломатических помещений. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее, согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государства пребывания. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме перечисленных корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.

Консульский курьер при выполнении своих функций должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы. Согласно статье 44 вышеуказанной конвенции консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания. Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства. Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев: исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием; вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и другие.

Государство пребывания согласно статье 27 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами, либо вверить эту охрану третьему государству.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.

Сравнивая консульские привилегии и иммунитеты, стоит ещё раз упомянуть о том, что дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе, а вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. Статья 17 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) проводит границу между дипломатическими и консульскими иммунитетами говоря о том, что даже выполнение дипломатических функций консульским должностным лицом не дает ему права претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты. Говоря о праве пользоваться государственным флагом и гербом можно отметить, что главе консульского учреждения дозволяется их размещать на его средствах передвижения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, в отличие от главы дипломатического представительства для которого такие ограничения не установлены (статья 29 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), статья 20 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Неприкосновенность консульских помещений может быть нарушена в случае пожара или другого стихийного бедствия, так как согласие главы консульского учреждения может в этом случае предполагаться, кроме того, допускается возможность отчуждения консульских помещений в целях государственной обороны или для общественных нужд (статья 31 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), что для дипломатического иммунитета не допускается. В тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления (статья 35 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (статья 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)), консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений, а так же на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу (статья 41 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции. Работники консульского учреждения должны соблюдать любые требования, предусматриваемые законами и правилами государства пребывания в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел, правда к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания, в случае отказа давать показания