Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА.docx
Скачиваний:
337
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
44.14 Кб
Скачать

7. Гласные фонемы в русском языке исходного периода.

Система гласных фонем древнерусского языка отличалась от системы гласных современного русского языка в количественном и качественном отношении. В развитии русского языка система глас-ных уменьшила. Если в современном русском языке насчитывается 6 гласных фонем (по Ленинградской фонологической школе), то в X-XI вв. в древнерусском языке было 10 гласных фонем: 5 переднего и 5 непереднего ряда. Гласные: [и, ы, у, ё, ô, ê, о, ь, ъ, а]. Для древнерусского языка была очень важна такая характеристика гласных, как передний и непередний ряд (по зоне образования), т. к. продолжал действовать закон слогового сингармонизма. Также в отличие от современного русского языка система гласных древнерусского языка характеризовалась противопоставленностью гласных полного и неполного образования (редуцированные гласные).

Различались сильные и слабые позиции редуцированных гласных. Сильные позиции: перед слогом, в котором редуцированный находится в слабой позиции (жьньць, вьсь); позиция под ударение (пьсьць, въздоухъ), перед сонорным р или л, между согласными (търгъ, вълкъ, зьрно).Слабые позиции: конец слова (домъ, конь), перед слогом с гласным полного образования (пьня, съна), перед слогом с редуцированным в сильной позиции (жьньць, съмьрть), второй редуцированный в глухом полногласии.

Дифференциальные признаки гласных фонем

Подъем - дифференциальный признак гласных, обусловленный вертикальным движением языка (дымъ-дамъ, дума-дома).

Лабиализованность/не- – дифференциальный признак только для гласных звуков верхнего подъема (и-Ÿ кон`и-кон` Ÿ, ы-у ты-ту).

10. Падение редуцированных в истории древнерусского языка (причины, этапы, основные результаты преобразования).

Звуки Ъ и Ь существовали в системе общеславянского языка. Они были унаследованы всеми славянскими языками в период образования отдельных групп славянского языка, долгое время сохранялись в них, но затем в процессе развития подвергались фонетическим изменениям. Эти изменения привели к перестройке всей фонетической системы рус.яз., отразились и на морфологических явлениях. По своему происхождению Ь и Ъ восходят к индоевропейским звукам (у-краткому) и (и-краткому). В дря, по утверждению А.А.Шахматова, в эпоху существования памятников письменности(XIв) звуки Ь и Ъ в своем произношении приближались к гласным О,Е, но произношение их не было тождественно О,Е. Редуцированные гласные–это звуки неполного образования, сверхкраткие. Они могли произноситься более или менее отчетливо в зависимости от позиции, которую занимали в слове. Различают две позиции редуцированных гласных: сильную, когда они произносятся относительно отчетливо, и слабую, когда они практически почти не произносятся. В сся постоянными редуцированными были гласные ъ и ь. Редуцированные звуки были неодинаковыми по своей длительности. Степень краткости Ь,Ъ определялась их местом (позицией) в слове, положением по отношению к ударению и качеством соседнего согласного. В сильной позиции Ь и Ъ находились: 1)под ударением(посълъ), 2)перед слогом, содержащим слабые Ь, Ъ(ногьть); 3)в корне слова в сочетании с плавными р,л. (глътька); 4)в конце односложных слов (тъ). Слабыми редуцированными Ь и Ъ были:1)перед слогом с гласным полного образования(къто); 2)перед слогом с сильными Ь и Ъ(правь, дьнъ); 3)в конце слова (домъ). Как определить позицию: позицию редуциров.гласных начинают определять с конца слова; если в слове подряд 3 слога с редуцир.гласными, то в конце слова позиция редуцированного всегда слабая,перед ним-сильная, а позиция в первом слоге зависит от ударения:если ударный-сильная, безударный-слабая. В процессе развития дря слабые редуцированные Ь и Ъ постепенно утрачивали свою способность быть слогообразующими звуками, становились неслоговыми, а затем исчезали. Сильные Ь и Ъ все больше приближались в произношении в звукам О,Е, а затем совпадали с гласными полного образования: Ъ=О, Ь=Е. Этот процесс в области изменения звуком называют падением редуцированных. Слабые редуцированные звуки Ь и Ъ утратились во всех славянских языках. Шахматов полагал, что слабые Ь и Ъ сначала выпадали в начале слога (мъногъ), потом внутри слова в срединных слогах и позднее всего в конечных (рабъ). Процесс прояснения сильных редуц. Ь и Ъ в звуки Е, О закончился к концу XIIв. Массовое явление падения редуцированных относится ко 2половине XIIв. Беглые гласные образовались из редуцированных гласных. В сильной позиции, т.е. под ударением стали произносится О или Е. В слабых позициях редуцированные гласные перестали произноситься и отображаться на письме.

15. Изменение групп гы, кы, хы. Отношение этого изменения к истории парного противопоставления твёрдых-мягких согласных фонем.Первоначально в дря не было сочетаний г`и, к'и, х'и, т.к. gi, ki, chi общеславянского праязыка перешли в дря как ж`и, ч`и, ш`и или з`и (д`з`и), ц`и, с`и. Исключение могли наблюдаться лишь в словах иноязычного происхождения, вроде попавшихся из греческого гидра, ехидна, кит и др. Однако со временем твердые г,к,х в положении перед ы стали утрачивать лабилизацию и в связи с этим из заднего ряда перемещались в средний, приближаясь к смягченным согласным, звук ы после них из среднего ряда перемещался в передний и сливался с и. Так и возникли сочетания г`, к`, x` (напр., Кыевъ превратилось в Киев, погыбати-в погибать, хытрость-в хитрость). Процесс этот начался на юге (в говорах будущих украинцев), судя по памятникам письменности, еще в 12в., постепенно распространялось к северу, и можно полагать, что в северном Поморье он завершился не ранее 16в.  В южнорусских говорах такому смягчению подвергся только [к]:Марус`к`я. В среднерусских и севернорусских говорах кроме [к] могут смягчаться и другие заднеязычные: де[н’г’]ям, коче[р`г`]я, о[л’х’]я, све[р’х’]ю и т.п. Задненебные согласные [k], [g], [ch], смещая место своего образования вперед, по направлению к среднему небу в позиции перед [j], превратились в мягкие палатализованные согласные; при этом смычные взрывные [k], [g] изменяли способ образования, приобретая фрикативный или смычно-проходной характер: стали смягчаться.

16. Отверждение шипящих и Ц.Согласные (ш), (ж), (ч), (ц) – исконно мягкие, непарные (!); они появляются в праславянском языке под действием (j) или как рез-т I, II палатализаций и были унаследованы русским языком. В современном русском языке (ш), (ж), (ц) – всегда твёрдые, а (ч) – всегда мягкий. Поэтому история шипящих (ш), (ж) и аффрикаты (ц) – это история их отвердения. (ш), (ж) и (ц) отвердели по принципу экономии усилий (при произнесении твёрдого звука затрачивается меньше усилий). (ч) – в белорусском, частично в украинском и в некоторых западных и северных великорусских говорах твёрдый. Время отвердения устанавливается на основе письменных источников. Решающим является их написание в сочетании с последующим ы (что невозможно было ни в старославянской, ни в ранней древнерусской письменности традиции). (жытие, жыних). Логически следовало бы после шипящих на конце слова не писать ь, т.к. каждый из указанных звуков может быть или только твёрдым, или только мягким. После ц у нас действительно и не пишется ь (если мы не хотим специально передать мягкого ц какого-нибудь говора или другого языка). Но после шипящих в определённых грамматических формах ь пишется, независимо от качества соответствующего шипящего: в окончании 2 л. ед.ч. настоящего (простого будущего) времени, например делаешь, сделаешь- после твёрдого ш, в инфинитиве на –чь- лечь, беречь- после мягкого ч; в И. и В.п. ед.ч. сущ-ых ж.р.- мышь, рожь, ложь, дочь, ночь, независимо от твёрдости и мягкости шипящего. Возможное написание ь и после твёрдых шипящих говорит о прошлой их мягкости. Т.о., было установлено, что (ш) и (ж) отвердевают к концу XIV в., а (ц) в XVI в. Отвердение шипящих и (ц) не привело к существенным изменениям в фонетической системе рус. языка: ее количественный состав остался прежним; эти согласные не имеют пары по твёрдости/мягкости. Ф – это исконно чуждый звук, заимствованный из греч.: Фома, фарисей, и т.д.

18. История гласного звука, обозначающегося буквой тк ять. ĕ (h+) → ẽ узкое (закрытое) сhмя лит. smen

ĕ (h+) →*oi, *ai *koina ц h+на лит. kaina

Буквой h +обозначался, по мнению Шахматова, особый звук, кот. в ДРЯ произносился как дифтонг ИЕ или как Е закрытое. Дифт. произношение h+ постепенно исчезало, и на его месте во многих говорах др-рус. яз. стали произносить И или Е, в завис. от того, какой из компонентов дифтонга усиливался. В 11 в. наблюдается замена ять на е в Новг. служебных минеях: шлемъмь, тьрьпиние-йот. В галицко-волынских говорах, позднее легших в основу укр. яз., в новг., псковских ять в произношении приблизилось к И, в большей же части русских диалектов к Е. Московское просторечие усваивает ять как Е. Ломоносов считал, что должно произносить Е-ДИБЕЛОЕ (?). В 17 в. в моск. диалектах ять произносится как Е. В 1918 г. ять был устранен. Однако в рус. есть отступления (ять произносится как И в редкоупотребимых словах): сел – сидеть – сидишь (ять как и), мъзинец – мизинец. Первые случаи перехода ять в е относятся к 14 в. оконч. в 17 в. В укр. на месте ять произносится i, а в русском и белорусском е. укр. лiс, а рус. и бел. лес. В сев-рус. диалектах отмечается произношение ИЕ, И, ế закрытого на месте ять: хлиеб, сиено, лиес; хл ếб, сếно, лếс, а в новгородских хлеб, сено, лес. ế

19. Проблема происхождения аканья. История аканья это одна из наиболее сложн. проблем исторической фонетики.

Аканье – это неразличение гласных неверхнего подъема в безударных слогах и совпадение их в одном звуке. В этом смысле, аканье противопоставляется оканью.

Но А. может наблюдаться как в положении после твердых согласных, так и после мягких. Тогда, в узк. смысле, А. – это неразличение гласных неверхнего подъема в безударных слогах после твердых, а противопоставляется оно яканью – неразличению гласных неверхнего подъема в безударных слогах после мягких.

Важно для различения типов аканья и яканья установить первый предударный слог, неразличение гласных в котором образует разные типы вокализма.

В А. выделяют 2 типа – диссимилятивное А. и недиссимилятивное А.

Диссимиляция = расподобление.

диссимилятивное А. :

это совпадение (а) и (о) в первом предударном слоге после твёрдого согл.;

( воде’ дома’ дала’ )

это совпадение (а) и (о) в (^), если под ударением люб.звук, кроме (а); либо редуцируется, либо в (ы);

– это совпадение (а) и (о) в неопределённом звуке (Ъ), если под ударением (а).

недиссимилятивное А.: - это в первом предурном слоге после твёрдого согласного совпадение (а) и (о) в одном звуке независимо оттого, какой гласный под ударением.

В совр.русском литературном языке представлено недиссимилятивное аканье.

А. распространено в южноруском наречии, в среднерусских говорах, в русском литературном и белорусском языках.

В центре акающей территории – в курско-орловсвских говорах – обнаруживается наиболее сложн.тип А., т.н. архаичеический тип диссимилятивного яканья.

Причины возникновения А.до сих пор в науке не определены. Сущ. 2 точки зр.:

с фонетической т. зр., А. как редукция гласных возн.в рез-те смены музыкальн. ударения динамическим. Если при муз. ударении ударные и безудар. слоги различаются высотой тона, то при динамическом – напряжённостью. Т.е. возникло как результат смены ударения. Музыкальное сменилось на ритмическое ударение. Сила ударения гласн.в 1.5 раза превыш.силу 1 предударн.и в 3 раза – силу ост. безударн. (Потыбня) => в тех говорах, где возникло А., различие по напряжённости м\у ударн. и безударн. слогами б. большим, чем в др. говорах.

с фонологической т. зр., А.означает ослабление роли гласных для различения слов и словоформ. Т.е. для говорящего\слушающего неваж., какой гл. звук произносится в безударн. слоге, т.к. всё различие – в согласных. Это – продолж. ослабления роли вокализма в рус. яз.

А. появ. в XII – XIII вв. в Новгород-Северской, Черниговской и Рязанской землях. В Моркве: изначально б. окающий северновеликорус. говор кривичей; с XIV к ней присоед. южнорус. земли (Коломна, Можайск,т.д.), но пока оканье преоблад. даже в письмах Ив. Грозного. Перв. аканье – в бумагах Мих. Фёд. Романова, в письмах царя Алексея Мих. – уже господств.