Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрест6.doc
Скачиваний:
125
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Бесчинства опричников в Новгороде

8 января, в воскресенье, царь дал знать, что приедет в св. Софию к обедне. По давнему обычаю архиепископ Пимен со всем собором, с крестами и иконами, стал на Волховском мосту, у часовни Судного креста, встречать государя. Царь шел вместе с сыном Иваном, не целовал креста из рук архиепископа и сказал так: «Ты, злочестивец, в руке держишь не крест животворящий, а вместо креста оружие; ты со своими злыми соумышленниками, жителями сего города, хочешь этим оружием уязвить наше царское сердце». Затем, не подходя к кресту, царь приказал архиепископу служить обедню. Иван отслушал обедню со всеми своими людьми, а из церкви пошел в столовую палату. Там был приготовлен обед для высокого гостя. Едва уселся Иван за стол и отведал пищи, как вдруг завопил. Это был условный знак: архиепископ Пимен был схвачен; опричники бросились грабить его владычную казну. Царь уехал в Городище. Вслед затем Иван приказал привести к себе в Городище тех новгородцев, которые до его прибытия были взяты под стражу.

Число истребленных показывается современниками различно, и, вероятно, преувеличено. Псковский летописец говорит, что Волхов был запружен телами. В народе до сих пор осталось предание, что Иван Грозный запрудил убитыми новгородцами Волхов, и с тех пор, как бы в память этого события, от обилия пролитой тогда человеческой крови, река никогда не замерзает около моста, как бы ни были велики морозы.

Последствия царского погрома еще долго отзывались в Новгороде. Истребление хлебных запасов и домашнего скота произвело страшный голод и болезни не только в городе, но и в окрестностях его; доходило до того, что люди поедали друг друга и вьгрывали мертвых из могил.

Московский розыск 1570 г.

После новгородской бойни Ивану взбрело на ум, что в Москве были соучастники новгородской измены. Он начал розыск. 25 июля на Красной площади поставлено было 18 виселиц и разложены разные орудия казни: печи, сковороды, острые железные когти («кошки»), клещи, иглы, веревки для перетирания тела пополам, котлы с кипящей водой, кнуты и пр.

Народ, увидавши все эти приготовления, пришел в ужас и бросился в беспамятстве бежать, куда ни попало. Купцы побросали в отворенных лавках товар и деньги.

Выехал царь с опричниками, за ним вели 300 человек, осужденных на казнь, в ужасающем виде от следов пытки; они едва держались на ногах. Площадь была совершенно пуста, как будто все вымерло. Царю не понравилось это; царь разослал гонцов по всем улицам и велел кричать: «Идите без страха, никому ничего не будет, царь обещает всем милости. Москвичи стали выползать, кто с чердака, кто из погреба, и сходиться на площадь.

«Праведно ли я караю лютьми муками изменников? Отвечайте!» — закричал Иван народу. «Будь здоров и благополучен! — закричал народ.— Преступникам и злодеям достойная казнь!»

Тогда царь велел отобрать 180 человек и объявил, что дарует им жизнь по своей великой милости. Остальных всех казнили мучительными казнями. На другой же день после казни потоплены были жены казненных. Тела казненных лежали несколько дней на площади, терзаемые собаками.

(Из «Русской истории в жизнеописаниях» Н.И. Костомарова)

Текст дан по изданию: Рассказы по русской истории, М.,1995. С.142-145.