Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
К ГОСам, 2015 / Российская журналистика XVIII-XIX вв..doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
352.77 Кб
Скачать

0 Бесперспективности провинциальной прессы.

Многочисленные отклики местных газет и журналов на статью Д. Л. Мордовцева содержали несогласие с его мнением. Наиболее страстно и вместе с тем со знанием дела, с подробным анализом условий существования местной прессы выступил А. Гацисский в работе «Смерть провинции или нет? Открытое письмо Д. Л. Мор-довцеву» (Нижний Новгород, 1876): «Разве областная провинци­альная печать не может иметь своего мнения, и не по одним облас­тным, но и по государственным вопросам?» Оппоненты Мордовцева отмечали трудные цензурные условия существования местной прес­сы. Согласно «временному» закону о печати от 6 апреля 1865 г. сто-

1 Соколов Н. В. Экономические вопросы и журнальное дело. СПб, 1866. G. 134.

154

личная пресса освобождалась от предварительной цензуры, судеб­ная ответственность за нарушение закона возлагалась на автора и редактора. Однако эта уступка не касалась провинциальной прессы.

С идеями крестьянской революции и социалистической утопии выступили в 1860-1870-е гг. народники, основавшие свои издания за границей: бакунисты или анархисты («Народное дело»), лавристы или пропагандисты («Вперед!»), разделявшая бланкистские настроения группа Ткачева («Набат»). Нелегально в России на­родники издавали газеты «Начало», «Земля и воля», «Черный пере­дел», «Народная воля» и др. Тактика индивидуального террора, ко­торую пытались реализовать народники в надежде на последующие революционные перемены в стране, завершилась убийством Алек­сандра II в марте 1881 г.

Пресса 1880-1890-х гг. Правительство Александра III приняло меры по укреплению порядка в стране. Частично реставрировались дореформенные структуры. Были введены институт земских на­чальников и правительственный контроль над земством, новое земское положение, упрочившее власть поместного дворянства в деревне, поколебленную крестьянской реформой. Чтобы приоста­новить распад общины, принимались ограничительные законы о семейных разделах и переселениях, об условиях найма сельскохо­зяйственных рабочих и выходе крестьян из общины.

Новые «Временные правила о печати» от 27 августа 1882 г. лик­видировали те послабления, которые имели место при Александ­ре И. Отныне четыре министра, среди них министр внутренних дел Д. Толстой и оберпрокурор Синода К. Победоносцев, решали воп­рос о закрытии неугодного издания, не заботясь о ссылках на па­раграф и букву закона. А однажды приостановленное издание мог вновь подвергнуть такой же санкции сам цензор единолич­но. В дополнение к этим нововведениям временные правила вме­няли в обязанность редакторам не только знать авторов публику­емых материалов, но и давать в случае необходимости сведения о них карающим органам. Гонениям подверглись прежде всего сто­личные частные демократические журналы — «Отечественные за­писки», «Дело». В 1884 г. комитет четырех министров запретил «Отечественные записки» за «вредное направление».

Развитие промышленного производства, увеличение численно­сти рабочих свидетельствовали о перегруппировке общественных сил в стране, возрастании роли пролетариата. На него возлагают надежды бывшие народники Г. В. Плеханов и др., объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу «Освобождение труда». Социалистическое движение в России, как и на Западе, обретало марксистскую

155

направленность. В 1883 г. под руководством болгарского студента Д. Благоева марксистский кружок возник в Петербурге, в 1885 г. вышло два номера его газеты «Рабочий».

После кончины в 1894 г. императора Александра III на престо­ле воцарился Николай II — последний русский самодержец. О нем У. Черчилль сказал: «Он не был ни великим полководцем, ни ве­ликим монархом. Он был только верным, простым человеком сред­них способностей, доброжелательного характера, опиравшимся в своей жизни на веру в Бога».

Последнее десятилетие века было отмечено экономическим ростом, по темпам среднегодового прироста промышленной про­дукции Россия сравнялась с США, обогнав европейские страны. С именем министра финансов С. Витте была связана денежная ре­форма, стабилизировавшая русский рубль и укрепившая государ­ственные финансы.

Вместе с тем усиливается рабочее движение в стране, формиру­ются его организационные структуры, выдвигаются новые лидеры. В 1895 г. В. И. Ульянов, после встречи за границей с Плехановым, организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». По инициативе «Союза» в 1898 г. в Минске собрались пред­ставители марксистских кружков (всего 9 человек), объявившие о создании Российской социал-демократической рабочей партии.

В эту пору заметную роль в русской периодике играли журна­лы либерально-народнической ориентации «Русское богатство», «Русская мысль», либерально-буржуазный «Вестник Европы». Увеличиваются тиражи газет, среди наиболее массовых — «Новое время» А. Суворина, «Голос» А. Краевского, «Московские ведо­мости» М. Каткова. Тираж «Нового времени» в 1889 г. составлял 35 тыс. экз., в 1897 г. уже 50 тыс. экз., газета печаталась в собствен­ной типографии А. Суворина, оснащенной ротационными маши­нами, словолитней, цинкографией, гальванопластикой, современ­ным импортным оборудованием.

Из либерально-демократических изданий, выходивших за границей и ориентированных на русскую читательскую аудито­рию, примечателен периодический сборник «Свободное слово» (1898—1899), организаторами которого стали единомышленники Л. Толстого В. Чертков и П. Бирюков. Тем самым для великого русского писателя открылась возможность публиковать свои ста­тьи, минуя цензурные рогатки.

«Единственный истинный путь к улучшению жизни людей — это путь нравственного совершенствования», — к такому выводу пришел Л. Толстой. Рассуждая о смысле жизни, он определил его

156

словом «истина». Для него истинно то, что нравственно. Причины зла он призывал видеть не вовне, а в себе, и путь к устранению зла называл один — нравственное самосовершенствование. По Л. Толстому, журналистика призвана служить нравственному совершенствованию личности и — как следствие — всего человечества. С этих позиций он более всего осуждал в журналистике то, что дает повод называть ее второй древнейшей профессией: « Нет более великого греха, как прелюбодеяние словом».

В № 10-11 журнала «Русская мысль» на 1893 г. и № 2, 3, 5-7 на 1894 г. появились очерки Чехова, посвященные русской каторге, в 1895 г. они вышли отдельной книгой — «Остров Сахалин». Чтобы собрать достоверный материал на эту тему, Чехов совершил с риском для жизни путешествие на каторжный остров, побеседовал почти с десятью тысячами сахалинцев и заполнил на каждого статистическую карточку с их ответами на составленную им опросную анкету.

Перед поездкой Чехов сказал слова, подводившие итог его размышлениям о каторге и ссылке и объяснявшие причину опасного путешествия: «Сахалин — это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный. Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски». Он охарактеризовал особенности русского и европейского законодательства о смертной казни и пожизненном заключении и пришел к выводу: «Смертная казнь в Европе и у нас не отменена».

Портрет каторги писал художник, озабоченный судьбой от­чизны, глубоко страдающий от несовершенства жизни и мечтаю­щий о том, чтобы на островах и материках люди были счастливы. В письме к А. Н. Плещееву он признавался: «Мое святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы после­дние две ни выражались». По капле выдавливать из себя раба, вос­питывать культуру чувств и поведения, совершенствовать нравы — таков его завет потомкам.

Мултанское дело, связанное с судебным приговором по обвине­нию 11 крестьян-удмуртов в жертвоприношениях языческому богу Курбону, побудило В. Короленко с целью проверки данных след­ствия провести собственное расследование, которое выявило фаль­сификацию документов, подкуп свидетелей и др. процессуальные нарушения, о чем поведал журналист и писатель в 13 номерах «Рус­ских ведомостей» в октябре-ноябре 1895 г. Автор побывал на месте событий, сделал снимки, беседовал со свидетелями. Повторное су­дебное разбирательство вынесло оправдательный приговор.

157

В 1892 г. в «Ростовских-на-Дону известиях» появились эссе A. Свирского«Ростовские трущобы». Автор знакомит читателя с историей создания эссе, раскрывает творческую лабораторию журналистского расследования. Нарядившись соответствующим образом и поборов в себе чувство гадливости, он отправляется скитаться по ростовским трущобам.

Странствие по трущобам дает возможность Свирскому ис­следовать социальные и нравственные проблемы жизни совре­менного общества. Автор встречается со своими героями в тот момент, когда они оказались изолированными от привычного уклада. Причиной их падения на дно жизни стали внешние об­стоятельства, механизм воздействия которых тщательно изуча­ется журналистом. Потеря работы, болезнь, неудачное замужество, утрата кормильцев разрушают хрупкий мир личного благополучия и неумолимо подталкивают пострадавшего к горестному финалу.

Немаловажную роль играют нравственные качества личности, способность противостоять жизненным невзгодам. Сломленный морально, человек не в состоянии бороться за свое будущее, погру­жается в пучину пьянства и разврата, — считает А. И. Свирский.

В «Самарской газете» активным сотрудником в 1895—1896 гг. стал начинающий писатель М. Горький. Героями его фельетонов являлись продажные журналисты, банкиры-хищники, кабацкие аристократы, фабриканты-грабители. Автор пишет о «рабском по­ложении» женщины, которую «бьют, как лошадь», «развращают и морально, и физически», о непосильном труде, калечащем мало­летних детей на фабриках.

В газетах 1880—1890-х гг. — «Московский листок», «Русские ведомости», «Россия» и др. — раскрывается репортерский талант B. Гиляровского. Такие качества его репортажей, как оператив­ность, сплав рассказов очевидцев с реальными описаниями собы­тий, включенность журналиста в действие, расследовательский ха­рактер, принесли ему широкую известность. Репортажи о полете Д.И. Менделеева на воздушном шаре, катастрофе на Ходынском поле во время коронации Николая II, пожаре на фабрике Хлудова в Егорьевске становились сенсациями.

Реклама в прессе России обретала черты, присущие журнали­стике капиталистических стран. В 1896 г. доходы от объявлений в столичной газете «Новое время» составляли без малого полмилли­она рублей. Заголовки рекламных материалов тяготели к сенсаци­онности, в тексте присутствовала разного рода мотивация (выго­да, зависть, страх), использовались различные оформительские приемы (изобретательная верстка, иллюстрация), применялись

158

изобразительно-выразительные средства для эффективного эмоци­онального и логического воздействия на читателя. Реклама распо­лагалась на всех страницах газетного номера.

В конце XIX в. эволюционный период развития капитализма завершался и постепенно уступал место острым политическим ба­талиям, социальным катастрофам, которые назревали в российс­ком обществе. Легальная и нелегальная печать России представля­ла собой широкий спектр политических взглядов и отражала слож­ную и противоречивую картину общественной жизни на рубеже столетий.