Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.М. Алфёров - Лекции по Живой Этике .doc / 023_СОТРУДНИЦА КОСМИЧЕСКИХ СИЛ.doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
221.18 Кб
Скачать

С самого начала новый Музей н.Рериха осуществляет свою деятельность с минимальными материальными затратами и на чистом энтузиазме, так как все его сотрудники работают на общественных началах.

Все герои драмы, прошедшей перед нами в Письмах Е.И.Рерих своим американским ученикам, были реальными, живыми людьми с очень разными характерами. И хотя они дружно работали как единый коллектив, не редки были и конфликты, которые часто были очень громкими - в буквальном смысле слова. Например, когда Франсис Грант с З.Г.Фосдик, а позже Зинаида Григорьевна с Илайной Юсуповой работали над переводами книг Агни-Йоги на английской язык, они могли целыми днями яросно спорить из-за одного слова, фразы или параграфа, когда каждая громогласно настаивала на своем варианте перевода. Такие же споры случались и по другим поводам: о цвете обложек книг, качестве открыток, самым разнообразным вопросам ведения дел. Даже Николай Константинович, будучи в Нью-Йорке в 1929 и 1934 годах, не выдерживал этих "боев" и скрывался в кабинете Катрин и Инге в поисках тишины и покоя.

Но самое важное - это то, что все сотрудники, вставшие на сторону Рерихов в конфликте с Хоршами, остались на этом пути до конца, и благодаря единству своих духовных целей и ценностей могли работать вместе, несмотря ни на какую разницу характеров.

Основное финансирование Музея, как уже говорилось, с самого его возобнавления и до сегодняшнего дня, обеспечивалось Катрин Кемпбелл-Стиббе, а Зинаида Григорьевна Фосдик была его бессменным директором с 1949 года до самой своей смерти в 1983 году. В Музее она жила и работала, принимая посетителей, отвечая на их вопросы и письма - короче, была служителем и стражем. Именно эту роль поручил ей через Рерихов сам Великий Учитель Света. Все ежедневные решения и ответственность за них ложились на плечи этого самого первого из рериховских учеников. Она была человеком невероятно сильного характера - настолько, что за абсолютную несгибаемость при маленьком росте русская эмиграция в Нью-Йорке прозвала её Гвоздиком.

Кроме того, Зинаида Григорьевна обладала удивительными способностями. Несмотря на то, что она никогда не демонстрировала своих неординарных возможностей, они не раз проявлялись в тех или иных жизненных ситуациях. Так, например, однажды поздно вечером, когда Зинаида Григорьевна осталась одна произошел редкий случай: в Музей проник вор. Однако ему так и не удалось ничего украсть, покидая Музей, он прошел мимо Зинаиды Григорьевны, сидевшей у входа, чуть не задев, но даже не заметив её. В другой раз, когда один из её ближайших помощников, Даниил Энтин, уходил из Музея, Зинаида Григорьевна вышла на крыльцо проводить его. На улице у входа они увидели раненого голубя. Даниил попытался взять его на руки, чтобы отнести в Музей, но птица в испуге отбивалась и пыталась уйти. Тогда Зинаида Григорьевна молча отстранила Даниила. Один её взгляд - и птица утихла и спокойно пошла к ней на руки.

Многие из тех, кто близко знал её, были свидетелями подобных случаев. В последние годы жизни, когда Зинаиде Григорьевне было уже за 90, она плохо слышала, у неё очень болели ноги, ослабело сердце, но тем не менее она продолжала работать, ежедневно многократно преодолевая крутые лестницы Музея. Она не сдавалась до самого конца, поставившего красивую и многозначительныю точку в её жизни. За три дня до смерти, во сне, к ней пришли Н.К. и Е.И.Рерихи и сказали, что всё в порядке и она может идти с ними, не беспокоясь о судьбе Музея. На следующий день после этого явления Зинаида Григорьевна спросила Даниила Энтина, сможет ли он оставить свою работу и посвятить себя только Музею, если с ней что-то случится. Даниил ответил утвердительно и не подозревая, что выполнять обещание придется почти немедленно. Спустя два дня, 16 июля 1983 года, Зинаида Григорьевна умерла - ее сердце тихо остановилось во сне. С тех пор, так же бессменно, как и она, в Музее живет и работает его новый директор.

Так же, как это делала З.Г.Фосдик, Д.Энтин ежедневно беседует с посетителями. Одни приходят с вопросами по книгам Агни-Йоги, другим нужен материал для исследования жизни и творчества Н.К.Рериха или информация для их книг, статей, документальных фильмов, так или иначе связанных с семьей Рерихов, а третьим нужен личный совет и участие. Даниила отличают невероятное терпение, объективное и доброжелательное отношение ко всем без исключения, стремление и умение понять каждого.

Кроме бесед с посетителями, он ведет ежедневную административную работу Музея и Общества Агни-Йоги, отвечает на письма, поддерживает связи через компьютерную сеть Интернет (у Музея есть свой адрес: W.W.W.Roerich.org), находит время на продолжение работ по переводу, изданию и переизданию книг Агни-Йоги на английском языке.

Даниил прошел 15-летний путь сотрудничества с Зинаидой Григорьевной до того, как сам стал директором Музея. Эта школа подготовила его к той нагрузке, которая теперь стала во многом обширнее и разнообразнее, чем прежде была у Зинаиды Григорьевны.

Может быть, это объясняется развитием движения Нью Эйдж и ростом интереса к духовной философии и эзотерическим учиниям в наше время - в отличие от весьма материалистических 50-х-70-х годов. Может быть, этому способствовал информационный взрыв и глобальная компьютеризация. В любом случае, за последние десять-пятнадцать лет заметен большой рост интереса к Агни-Йоге и рериховским идеям. Иногда люди узнают о Музее самыми неожиданными путями: через поездку в Индию или Россию, через "путешествия" по сети Интернет. Большую часть своего времени Д.Энтин уделяет России - это было персональной просьбой и поручением З.Г.Фосдик.

В связи с этим надо сказать, что с самого своего основания в 1949 году Музей Рериха в Нью-Йорке выполняет еще одну миссию, завещанную Рерихами Зинаиде Григорьевне Фосдик и переданную ею своему преемнику. Это поддержание пламени рериховских идей в России и связь со сторонниками рериховского движения в бывшем СССР в те времена, когда имя Н.К.Рериха там ещё даже не произносилось публично, а позже о нём можно было говорить только как о художнике, а Учение Живой Этики как бы и вовсе не существовало для советской России.

В эти "темные" времена нью-йоркский Музей поддерживал переписку - иногда тайную - с последователями Рерихов в СССР и помогал им как мог не чувствовать себя в изоляции, а сознавать себя частью рериховского движения всего мира. Когда контакты между СССР и западными странами облегчились, эти связи стали личными. В Россию приезжали З.Г.Фосдик и К.Кемпбелл, а позже стал ежегодно ездить Д.Энтин.

Во многом благодаря тому, что нью-йоркский Музей Рериха за все годы коммунистического режима в СССР не только поддерживал пламя рериховских идей на Западе, но и доносил их свет до России, - в ней и в других бывших советских республиках стал возможным столь бурный подъем рериховского движения, какой мы видим в посделние годы.

Музей следует еще одному принципу, завещанному нам Рерихами, - не навязывать, не пропагандировать Учение Живой Этики. Правилом Елены Ивановны было: издать книгу и "положить ее на перепутье" - уйти и никогда не говорить об Агни-Йоге, пока не задан вопрос.

Псевдо-учителей и лже-пророков всегда и везде было, есть и будет немало. Они появляются как «калиф на час», иногда собирают толпы слушателей и последователей - и исчезают как дым. Проверку временем выдерживают только настоящие, серьезные учения, несущие поистине вечные истины и данные через чистые источники - людей, ищущих Учение Света в себе, а не себя в Учении. Таким чистым источником были Е.И. и Н.К. Рерихи, через которые было дано Учение Агни-Йоги.

Для духовного развития людям, прежде всего, необходима духовная свобода - свобода находить свои пути, изучать, анализировать, объединять и комбинировать различные учения и философские системы, практиковать различные учения и философские системы, практиковать любые формы медитации или упражнений по развитию ясновидения, яснослышания, чувствознания - это право их свободной воли, но это и их ответственность. В любом случае людям, изучающим духовно-философские системы, необходим доступ к этим Учениям в их чистом, оригинальном виде.

Общество Агни-Йоги и Музей Рериха в Нью-Йорке видят свою миссию и ответственность в том, чтобы сохранить порученный им источник Учения Живой Этики и рериховские идеи духовно-культурного строительства в том чистом, первоначальном виде в котором они пришли в мир через Е.И. и Н.К. Рерихов.

«…Когда вся жизнь, все мысли и чувства отданы Иерархии Света и служению Ей, то в них Наша Рука Помощи протягивается преданному ученику. Тогда и все личное обращается на служение и заменяется сверхличным. Все существо человека на всех планах проявления и активности насыщается тогда единым стремлением служить делу Иерархии. Так достигается полноценность устремления, полнопреданность и полная отдача сердца Владыке. И становится возможной тогда и передача сознания Иерарху, а за нею и полное слияние сознаний. Доступ .открыт, но устремиться и дойти надо самому, своей силой, своим огнем и своими ногами. От сердца человека, идущего к Владыке, исходят энергии, продвигающие его к цели. В этом случае чужая энергия никогда не заменит свой, ибо эффект будет временен, и закончится распластанным падением. Вот почему так вредны зазывания и уговоры. Горение идет за чужой счет, и когда масло в светильнике иссякло и поступлений нет, огонь угасает и незаконно коснувшийся света отступает во тьму. И огни самоисходящие, и самодеятельность, и умение стоять на своих ногах, и плавание в собственном челне – все это явления одного и того же порядка.

Можно светом своим зажечь даже толпу, но знаете, чем завершаются крики “Осанна”. Пусть это будет постоянным напоминанием о том, что, заботливо ветреная постучавшихся, никогда не следует никого зазывать. Жизненный опыт показал, что даже длительное духовное даяние, но не поддерживаемое собственным огнем сердца, все же бесплодно. Следует учитывать и другое условие, а именно: достигнув своего потолка, даже после стремительного подъема, дух останавливается, т. к. новые накопления требуют времени для их ассимиляции. Размеры прежних накоплений обуславливают продвижение. Несравнимы поэтому духи, ибо никто кроме Учителя, не знает, что приносит пришедший с собою.

Самоходы особенно ценятся Нами – к ним прилагается название избранных или сужденных учеников. Неготовое сознание может остановиться тем или иным препятствием, но сужденного ученика не остановит ничто и никто. Конечно, Наша Забота о них, Нам сужденных. Что же касается тех, неготовых, то и им можно сильно помочь, если говорить по сознанию. Этим путем можно зажечь внутренние огни, которые дадут им силу двинуться своими ногами. Поэтому беседы обо всем продвигающем безусловно полезны. Светить можно словом, светить можно мыслью, и действием каждым, и каждым движением своим. Каждое действие светоносца светоносно по существу, какого бы плана оно ни касалось и как бы ни выражалось оно. Аура света насыщает своими эманациями всю окружающую ее сферу и оставляет искорки света на проходимом ею пути.

Истинно Носитель Света является благословением для всего, что Его .окружает. Служение Его постоянно и непрерываемо случайностями внешних условий. Но зато и напряжение велико, ибо общее состояние человечества настолько еще далеко от светоносности, что различие в вибрациях аур весьма велико и требует часто непомерного расходования психической энергии. Потому подвиг несения Света так тяжек. Но солнце не может не светить – такова его природа. И Света Носитель не может уже не светить и не рассеивать мрак своим светом. Мир держится Ими, миру несущими Свет. Матерь Огненной Йоги почтим, Светлого Гуру почтим, давших Свет свой планете и людям. (ГАЙ, т.1, Дек. 21).

«Переждать надо токи антагонистические, уходящие навсегда. Они еще будут возвращаться, но по убывающей спирали. Неправильно думать, что кому-то легко. Чем больше дано, тем и труднее.

Все хорошо будет и станет на место, но к сроку. И если кто-то устал ждать, Напомню, Мы ждем столетиями и больше. Полгода сидения в теплой квартире не сравнить с сидением на открытом горном плато, когда коньяк замерзал и негде было согреться*. Полгода сидели и доверия не потеряли. Испытание на доверие одно из труднейших. Но нет вечного испытания. 24-е будет днем перелома во многом, и тягость изменится токов. Все хорошо будет. Вы поняли сегодня одну великую истину: “Залог преуспеяния – в сердце”. (ГАЙ, т.1, Март 16).

*Эпизод из трансгималайской экспедиции Рерихов.

Елена РЕРИХ О РАДОСТИ

Письмо к молодежи

Представила перед своим мысленным взором много, много молодых лиц; много, много ясных, огнем сверкающих молодых глаз, и захотелось сказать им всем о Радости.

Не о той бессмысленной телячьей радости, которая заставляет прыгать и скакать, и дрыгать бессознательно ногами, но о Радости мудрой, о Радости от сознания Красоты Бытия.

Скажут: можно ли говорить о радости сейчас, когда столько горя, ужаса и крови кругом и такая царит во всем мире напряженность? Да, не только можно, но и должно, ибо по старой китайской поговорке "Радость есть особая мудрость", и тот, кто знает сущность, знает, что никогда нет никаких причин для печали и уныния, ибо все преходяще, и то, над чем плачем сегодня, мы будем смеяться завтра. Даже дерево каждое одевается в радости цветами, но и, сбрасывая листья, оно не грустит, помня о весне.

Радость создает вокруг нас особую атмосферу, которая притягивает к нам сердца и, следовательно, дает нам удачу, ибо ведь так естественно, что человек отвечает улыбкой на улыбку и бежит от пасмурного, недовольного и злого лица.

Радость гонит от нас всякую тень уныния, благодаря которому человек всегда теряет то малое, чем он перед тем располагал, тогда как радость есть новый путь, дающий новые возможности. Светлая радость, как светильник во мгле, рассеивает всякие сердечные стеснения и затемнения.

Если б можно было сфотографировать духовное состояние человека в унынии и человека, преисполненного Радости, мы увидели бы около первого серую пелену, тогда как внутренняя радость второго окружила бы его яркими сверкающими тонами. И как жаль, что люди часто боятся Радости, даже отучают себя от нее, окутывая свое мышление застоем и тьмою.

Радость можно сравнить с сильным магнитом, ибо она, именно как магнит, притягивает к себе сердца и дает обладателю ее импульс жизни и сопротивляемости всяким неприятностям и препятствиям, тогда как уныние порождает безволие и повергает человека в бездну...

Радость рождает доверие. Радость помогает взаимному укреплению. При Радости духа нет места саможалению, и запомним хорошо, что множество даже близких и прекрасных возможностей разлагаются людскими жалобами, порожденными саможалением. Радость же духа создает твердость и упорную устремленность вперед, всегда вперед. (Можем ли мы, например, вспомнить хотя бы одного героя с унылым и безвольным лицом?)

Нужно, чтобы молодые сердца зажглись радостным подвигом, который может преобразить всю их жизнь даже незаметно для них самих. Но не в унынии, не в сомнении и не в подозрении нужно вступить на этот путь подвига, но в Радости о будущем, в Радости от сознания возможности что-то и кому-то дать.

И вот Радость дает человеку какие-то особые силы, причины которых еще не установлены наукой. Она наполняет человека каким-то особым светом, действующим и на других. Можно наблюдать, например, что когда человек, вся сущность которого преисполнена Радостью, входит в помещение, где сидит несколько унылых людей, то атмосфера уныния как-то сразу рассеивается, и дотоле унылые позы собеседников делаются бодрыми, тусклые взоры их загораются, а губы складываются в улыбку.

Где искать причину такой метаморфозы? Следовало бы обратить больше внимания на действие наших мыслей и наших чувств на окружающее. Не ясно ли даже из такого примера, что причина кроется во внутреннем духовном равновесии вновь пришедшего, т. е. что человек, полный Радости бытия, обладает огромной жизненной силой и энергией, которая сейчас же передается и другим...

Но как же все-таки сохранить в себе постоянную Радость, несмотря на всякие печали?

Старая восточная поговорка гласит: "Держи в себе радость с утра в течение часа, а она будет держать тебя целый день".

Подумаем об этом поглубже. Ведь в сущности все то, что может нас с утра вывести из равновесия - не вовремя поданный завтрак, нехорошо выглаженная блузка, неправильно завязанный галстук или не попавшая под руку запонка - все это так мелко и незначительно, что не стоит из-за этих мелочей впадать в раздражение, от которого приходится потом страдать целый день. А если вспомним, что раздражение порождает в организме особый яд, который губит организм на всю жизнь, так поймем, что все эти мелочи не стоят такой дорогой цены, как наш дух и здоровье нашего тела. Ведь достаточно небольшого усилия воли, незначительного напряжения, одной мысли, что мы должны быть выше и сильней этих мелких обстоятельств, чтобы мы были приведены к равновесию, потом нам самим будет и смешно и стыдно от мысли, что мы потратили столько энергии на такие пустяки, энергии, так нужной нам теперь. Ведь по каким-то неписанным признакам мы уже чувствуем, что все свершающееся сейчас в мире как-то приближает какие-то важные сроки. И мы теперь должны уже подготавливать себя к будущей работе в совершенно новых условиях, должны подготавливать себя к служению во благо.

Сердце наше должно всегда радостно звучать на все окружающее; оно должно наполняться сознанием необходимости даяния - даяния бескорыстного, полного любви, даяния с единой мыслью о несении подвига, о помощи Светлым Силам, стоящим на страже всего человечества. И когда сердце наше наполнится светлым звучанием, тогда и придет к нам Радость, ибо источник Радости - сердце.

Сейчас все человечество стоит на пороге Нового Мира. Рушатся старые устои. Исчезают отжившие понятия. Идут какие-то нарастания, какие-то новые сдвиги, пока еще многими неосознанные, но уже смутно ощущаемые и волнующие. Сейчас только спокойствие и терпение могут дать необходимое равновесие и только радостное сознание нового, приближающегося, важного. Неизбежны трудности для такого времени, неизбежны тяжкие дни, ибо идет напряженное смещение одних энергий другими, новыми и светлыми. Идет на смену тьме торжество духа.

Как же не встретить это время торжественной Радостью и радостной устремленностью, помочь этому новому духовному строительству? Итак, будем неустанно поддерживать в себе чувство устремленности в будущее, и пусть в каждом молодом сердце сознательного сторонника Света звучат непрестанно торжественные колокола Радости, ожидание Прекрасного Мира, который уже идет неслышным, но властным и твердым шагом.

Сейчас рушатся миры, падают троны, исчезают с лица Земли многие видные деятели. Все народы напрягают свои силы, и стоит великое, грозное время. Все совершающиеся и, на первый взгляд, не связанные между собою события имеют на самом деле глубокую внутреннюю связь. Все это было подготовлено веками самим человечеством, и вот сейчас все нашло свое резкое выявление.

Вероятно, вы будете свидетелями еще многого неожиданного и поразительного, ибо Равновесие Космическое еще далеко не установлено. Всякий, кто может, должен помочь в этой Великой борьбе Света и тьмы. Конечно, не в диких песнях и криках, и дрязгах будет эта помощь и не в нечистых развлечениях, но в сохранении устремленности к Свету, в чистом мышлении и торжественной Радости грядущего, ибо будем надеяться, что в каждом молодом сердце горит искреннее желание помочь Родине в радости духа. Родина ждет и примет радостный дар сердца.

("Рериховский вестник", изд. Ленинград-Извара, 1-6/1989).