Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

том2_новый

.pdf
Скачиваний:
38
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
2.14 Mб
Скачать

191

течение этого периода осознается понятие "мой", могут наблюдаться проявления ревностного собственничества, например, "мой мяч". Моя мама, моя сестра рассматриваются как составные части "Я" и их необходимо охранять особенно от другого ребенка.

Пятый аспект - образ себя, приблизительный возраст 5- 6лет. Именно в это период ребенок начинает понимать различие между "я хороший" м "я плохой" . тем не менее у ребенка еще нет достаточного осознания о том каким он будет когда вырастет.

Шестой аспект - рациональное управление самим собой, возраст между 6 и 12 годами. В это время ребенок осознает, что он сможет находить рациональные решения и справляться с требованиями реальности. Появляется рефлективное и формальное мышление. Эта стадия по мнению Олпорта отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

Седьмой аспект - проприотивное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка выбор карьеры или других жизненных целей (Allport, 1961). Подросток знает, что будущее нужно планировать и в этом смысле он приобретает чувство самости, которые отсутствует в детстве.

Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл - в этом суть проприативного стремления. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому, что развертывается новый этап поиска самоидентичности, новое самосознание.

Согласно представлениям Т.Бауер (1979) младенчество, доязыковый этап в развитии человека, является одним из самых критических периодов его жизни. В это время складываются его моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия и закладываются основы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются в интеллект. Младенчество является решающим периодом познавательного развития - в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а

192

приобретения остаются надолго (Т.Бауер 1979).

11.2.7. Периодизация речевого развития.

Учитывая анатомо-физиологический, психофизиологический аспекты, возрастной фактор, периодизацию развития самой речевой функции Пикулин С.Д. выделил пять сензитивных периодов речевого развития детей раннего возраста.

I. - Доречевой период охватывает детей от 0 до 8 месяцев жизни. В этот период происходит формирование психофизиологической основы речи. В определенной последовательности вступают в действие двигательный, слуховой и зрительный анализаторы. По мере их созревания в этот период происходит их взаимодействие, которое обеспечивает подготовку для речевого восприятия и воспроизведения.

II. - Предречевой период длится от 8 до 15 месяцев жизни ребенка. В это время формируются не только предпосылки речевого общения (речевой коммуникации), но и разными средствами проявляется истинная речь, на сознательном уровне происходит речевое взаимодействие. Следует отметить, что на этом уровне у детей формируется память, которая обеспечивает речевую активность и служит предпосылкой интеллектуального развития. По некоторым данным возраст детей, включенных в этот период, считается наиболее чувствительным к дефициту материнского общения. Наличие такого фактора может привести к угасанию ранее активных психоречевых проявлений.

III. - Период развития моторной речи продолжается от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Известно, что в этом возрастном промежутке идет интенсивное созревание центра Брока. У детей отмечается повышение сознательной двигательной активности, совершенствуется мелкая моторика, во всех речевых проявлениях более зрело звучит артикуляционная(речевая) моторика. В этот период уже достаточно отчетливо можно определить первичную картину задержки речевого развития.

193

IV. -Период повышения функциональной значимости речи охватывает возраст от 2 до 3 лет. Имеющийся арсенал речевых навыков является уже не только средством коммуникации, но выполняет также и познавательную функцию. На этом этапе в прямой зависимости от уровня речевого развития находятся личностные структуры и особенности поведения.

V. - С трехлетнего возраста начинается период активного взаимодействия речи со всеми другими психическими функциями. Отклонения в речевом развитии можно анализировать с точки зрения структуры дефекта, обозначив форму речевой патологии в рамках общепринятой классификации (общее недоразвитие речи, алалия и т.д.)

Представленная периодизация развития речи детей от 0 до 3 лет жизни позволяет определить форму речевой недостаточности, степень выраженности, зависимость задержки речевого развития от основного(чаще неврологического) заболевания, выявить компенсаторные возможности ребенка и определить прогноз с учетом спонтанного развития и комплексных коррекционных медикопедагогических мероприятий.

Для каждого периода четко определяются задачи работы логопеда и содержание рекомендаций для родителей. Структурный анализ состояния речевой функции на каждом этапе позволил дать классификацию патологии речи на ранних этапах её формирования:

1.Задержка речевого развития в доречевой период.

2.Задержка речевого развития в предречевой период.

3.Задержка речевого развития с учетом психомоторных возможностей ребёнка.

4.Задержка речевого развития, обусловленная нарушением анализаторных систем, степенью выраженности органического поражения ЦНС и другими первичными факторами (например, задержка речевого развития у ребенка с нарушением слуха, у ребенка с детским церебральным параличем, у ребенка с рано возникшими судорожными приступами и т.п.).

5.Задержка речевого развития в зависимости от нарушения структурных компонентов собственно речи (алалии, детские

194

афазии, дизартрии, общее недоразвитие речи).

Как полагает С.Д. Пикулин указанная периодизация дает возможность правильно оценить уровень речевого развития, наметить наиболее адекватные пути восстановительной (коррекционной) логотерапии и повысить эффективность реабилитации детей раннего возраста как в условиях семьи, так и в детских специализированных учреждениях (дома ребенка, специализированные детские ясли).

Глава 12. Среда обитания и вторичные задержки развития

В психиатрии существует понятие "вторичные задержки

развития".

Эти задержки развития названы вторичными по отношению к первичным - конституционально обусловленным. В генезе вторичных задержек значимы различные психогенные и микросоциальные факторы, а также дефекты анализаторов и органов чувств, обуславливающие недостаточное поступление необходимой для полноценного развития мозга внешней информации.

В зависимости от этиологии подобных задержек выделяют психогенно обусловленные задержки развития в связи с

эмоциональной депривацией, как-то: "госпитализм",

"приютские дети", дети-сироты. С педагогической запущенностью и психосоциальной депривацией: дети из малообеспеченных семей, с низким культурным уровнем,

синдром "Маугли". В связи с сенсорной депривацией: слепые, глухие, слепоглухонемые и т.п.

Если задержкам в развитии обратима, то она называется "временная задержка в развитии".

195

Показано. Что отрыв ребенка от матери в первые годы вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь (Обухова Л.Ф., 1999.). Признаками «госпитализма» являются нарушения предречевого и речевого развития, познавательных функций, наблюдая развитие детей в современных детских учреждениях, венгерский педиатр Э.Пиклер (цит. по Обуховой Л.Ф., 1999) обнаружила новые симптомы «госпитализма»: полное отсутствие волевого поведения, инициативы, безличное отношение к взрослому

Задержки в развитии пограничные с олигофренией занимают промежуточное положение между дебильностью и интеллектуальной нормой.

В соответствии с международной классификацией болезней они обозначаются как пограничная умственная отсталость (IQ в пределах 70-80). Этиология этих задержек развития весьма неоднородна. Существуют врожденные состояния легкой интеллектуальной недостаточности - субдебильность. К этой категории относят малоодаренных детей, конституционально глупых, некоторые формы психического инфантилизма, непрогредиентный вариант раннего детского аутизма.

Этиологически и клинически неоднородная группа пограничных с олигофренией задержек развития объединяются общностью патогенеза - в его основе лежит дизонтогенез. Клиническая картина пограничных форм интеллектуальной недостаточности определяется тем, на каком этапе онтогенеза воздействовала та или иная вредность - хроногенный фактор.

Учитывая дизонтогенез В.В. Ковалев (1979) разделяет пограничные формы интеллектуальной недостаточности на четыре группы:

1.Дизонтогенетические формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием.

2.Энцефалопатические формы, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах онтогенеза.

3.Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектом анализаторов и органов чувств.

4. Интеллектуальная недостаточность, зависящая от

196

недостатков внимания и дефицита информации с раннего детства.

Понятие интеллектуальной нормы неоднозначно. Нижней границей нормального интеллекта считается IQ=80, за рубежом - IQ= 100. Однако диагностика пограничных форм умственной отсталости на основании количественной оценки является недостаточной, т.к. не отражает всех качественных особенностей этих состояний, особенно при временной задержке или неравномерности развития с парциальным дефектом. Интеллектуальный дефект с возрастом может сгладится вплоть до нормы благодаря механизмам компенсации под влиянием лечебно-куррекционных мероприятий.

Для большинства пограничных с олигофренией задержек развития типичны следующие основные клинические признаки: 1.Запаздывание развития основных психофизиологических функций:

локомоторной, речи, навыков опрятности, самообслуживания.

2.Эмоциональная незрелость, примитивность интересов, слабость побуждений, самоконтроля.

3.Неравномерность развития, парциальность поражения отдельных сторон психической деятельности.

4.Временный характер большинства состояний задержки развития, свидетельствующий о отсутствии грубых структурных изменений в головном мозге и о функциональном характере нарушений (Вроно М.М.- 1983).

197

Глава. 13. Творческие способности как формообразующий фактор человеческой личности.

В раннем детстве закладывается и то, что мы называем творческие способности, формируются, если так можно выразиться "мотивы творчества". Роль творчества в человеческой жизни, по-видимому, более существенна, чем мы себе представляем. Данило Лидер, киевский художник, полагает, что "творчество вообще, творчество на своем дворе, в своей квартире, на своей работе - основа бытия". Основным недостатком тоталитарной системы являлось то, что "разрушили систему мотивов творчества, разрушили основу личности, остался каркас, а он погиб".

Понятие "творчество" Р.Л. Солсо (1996) определяет, как вид когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации.

Творчество вообще, и художественное в том числе, несомненно является деятельностью, а поэтому находится с

198

психическими процессами во взаимоотношениях описываемых системами обратных связей. Творчество является продуктом психической деятельности, с одной стороны, но и психическая деятельность развивается, видоизменяясь под влияние творческой деятельности.

Вот как определял творчество А.А. Ухтомский: Творчество возникает в подсознательном. Человек вдруг открывает, что в нем ноет мотив, складывается числовой ритм, достигается решение давно назревшей задачи. Дело "сознания" и волевого намерения будет тут лишь в том, чтобы повторить в раздельной и проанализированной форме, в шаблоне то, что было дано явочно в досознательном творении. Что творчество не есть дело логического построения, дискуссии, это подчеркнуто было Кантом в том, что был признан примат "слепого синтеза" в организации мысли и сознания и наличие "синтетических суждений" обязательного значения. Явочным порядком возникли математика, астрономия, физика - все поле естественной науки. Логическому и систематическому сознанию предстояло учиться у этих явочных фактов, уяснить их возможность и природу и использовать их для своей практики".(Архив РАН, Ленинградское отделение, фонд 749,опись 1, папка 91, тетрадь N 17. Записи произведены летом 1924 г.).

В1926 году Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса.

1.Подготовка. Формулирование задачи и начальные попытки ее решения.

2.Инкубация. Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3.Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

4.Проверка. Испытание и/или реализация решения.

Вкачестве подготовительного этапа при создании произведения искусства в настоящее время рассматривается вся предшествующая жизнь, начиная от момента рождения. Инкубационный период объясняют по разному. Полагают что это период в творчестве принадлежащий бессознательному. Просветление, озарение - инсайт. Проверка это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законченности. Художественное творчество, как

199

процесс освоения объективной культуры позволяет глубже понять философские, психологические, нpавственные и эстетические аспекты развития человеческой культуры. Художник помогает нам проникнуть в глубины нашего сознания с большим успехом и раньше любой научной теории. Физик В. Гейзенберг (1987) говорил «Проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того как она может быть рационально доказана» Однако процесс творчества совершается человеком, существом наделенным разумом, сознанием, эмоциями и волей, т.е. психической деятельностью. Поэтому осмысление механизмов с помощью которых наше сознание, разум формируют произведения искусства представляет особый интерес.

"Красота вещей существует в воспринимающем их сознании" - это Дэвид ЮМ в его труде "О трагедии". Таким образом в этом утверждении содержится мысль, что красота не присуща самому предмету, а зависит от наблюдателя. Развивая эту мысль, можно сказать, что определение "художественное произведение" относится не к предмету его выражающему, а является формой оценки данной наблюдателем. Таким образом, возникает вопрос о взаимоотношении материального и психического.

Роль искусства по мнению Эйбл-Эйбесфельдта (1995) это обеспечение продолжения рода. Искусство рассматривается как реальность существующая, функционирующая в рамках коммуникативных систем и служащее для передачи сообщений как на уровне сознательного так и бессознательного. Эти сообщения передаются в виде социальных пусковых стимулов и культурных символов, облеченных в эстетически привлекательные формы: среди этих сообщений особенно важны, те которые утверждают культурные ценности и нравственность.

В основе творчества лежит, эстетическое поведение, которое определяется, как - подбор рифм, танцы, сочинение музыки, украшение собственного тела, приготовление пищи. Эстетическое поведение является не только формой поддержания общественных связей, а поэтому признается

200

коммуникативным процессом. Оно служит неким выходом для разочарования, безысходности и враждебности, средством смягчающим конфликты личности как с самим собой, так и с обществом Без обостренной чувствительности не может быть художника,

утверждал Илья Эренбург, пытаясь понять своих талантливых современников - их пьянство, самоубийства личные несчастья.

В психоанализе художника сопоставляют с невротиком. Художник это особая личность, некий сейсмограф эпохи, чувствительность которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры, и нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но и даже к безумию.

Однако по мнению Фрейда, если невротик переселяется в нереальный мир фантазий, грез и маний, то художник благодаря своей высокоорганизованной способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность и устанавливает связь мира своих фантазий желаний с реальным миром. Тем самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних напряжений. Это взгляд Фрейда, однако разделяется не всеми.

Э.Нойман в статье "Искусство и время" (1996) дал на наш весьма точную схему эволюции художника охарактеризовал сущность его личности: "Каждый из этих творцов прошел через все стадии... Он начинает с того, что реагирует на родившийся внутри него творческий импульс, который, как и на стадии самопроявления бессознательного, стремится обрести какую угодно форму. Затем, взрослея, он срастается с конкретикой своей эпохи; посредством образования он становится наследником и сыном определенной культурной традиции.

Но вне зависимости от того, медленно ли художник вырастает из традиций своего времени или перемахивает через них одним прыжком, если только он не останавливается на стадии отображения культурного канона (а ни один из великих творцов не задержался на ней) и приносит новый элемент, которого недоставало эпохе, он, в конце концов, остается в одиночестве. Он-один, и не важно, кто он такой: вызывающий поклонение олимпиец, органист, уважаемый узким кругом