Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Кутафина Н.С_AK

.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
108.54 Кб
Скачать

Количество участников танцевально-игрового действа соответствует социально-психологическим задачам воспитания в крестьянской православной общине. Можно говорить о выработке определенных норм поведения молодежи в исторических условиях культуры и быта деревни. Каждому виду пляски соответствует определенное кратное число танцующих пар. Нарушения в количестве участников ведут к «деградации» материала. Если пар не хватает, некоторые фигуры купируются в процессе танцевального общения. Переизбыток танцующих пар в сложной танцевальной композиции ведет к излишней повторности одного элемента. Как следствие, возникает «простой» некоторых пар. Становится скучно плясать.

Рисунки плясок и кадрилей совпадают с символическими орнаментами народного рукотворного искусства. Многие фигуры мы находим в традиционной вышивке, браном ткачестве, в плетении и росписи. В сибирских плясках много свастических элементов. Элемент «мешалка» в кадрили — это движение по косому кресту. Данная тема также может быть раскрыта в отдельном исследовании. Через танцевально-игровой комплекс движений происходило постижение мира и окружающей действительности. Целенаправленно и поступенно — от простейших элементов к сложным композициям — из мальчика посредством традиционного поведенческого комплекса взращивали мужчину, а из девочки — женщину традиционного поведения.

У исследователя складывается четкое ощущение: необходимые элементы национального и полового поведения постоянно репетировались и тренировались в танцевально-игровой культуре. Здесь складываются важные модели поведения для продолжения и сохранения данного рода на данной территории. Подобные «тренировки» человеческих, общинных, семейных, половых взаимоотношений, закрепленных в народном укладе в качестве художественно-эстетического эталона, необходимо было «сделать» для молодежи приятными. Желанным времяпрепровождением крестьянских подростков являлись календарные и семейно-бытовые праздники. Естественным образом в праздники «вплетались» танцевально-игровые жанры устной традиционной культуры. Таким образом, танцевально-игровая культура в системе воспитательных жанров крестьянской общины становилась школой поступенного духовно-нравственного и физического возрастания личности.

Комментарий: В 1994 году автором была записана учебная трехчасовая видеокассета «Традиционные танцы, кадрили и игры Новосибирской области, Алтая и Забайкалья», которая служит иллюстративным материалом к программе учебного курса «Фольклорно-этнографические танцевальные традиции». В настоящее время данный видеоматериал является учебно-методическим пособием для 140 фольклорных коллективов Сибири и России. Положительные отзывы получены от руководителей десятков ансамблей: от Южно-Сахалинска, Читы и Усть-Каменогорска до Санкт-Петербурга, Вологды, Минска, Вильнюса, Берлина, Швейцарии и Италии.

Литература:

1. ​ Кутафина 2000 — Кутафина Н. С. Об опыте работы Новосибирского семейного фольклорного театра «Радуница» //Фольклор и молодежь. От истоков к современности / под ред. Н. Н. Гиляровой. М., 2000.

2. Кутафина 2005 — Кутафина Н. С. Возможность использования материалов метрических книг в фольклорно-этнографическом исследовании // Народная культура Сибири: Материалы XIV научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / под ред. Т.Г. Леоновой{указать, под чьей редакцией}. Омск, 2005. С. 106–108.

3. Кутафина 2010 — Кутафина Н. С. Тот родной, кто по вере одной. К 20-летию семейной Школы русской традиционной культуры «Радоница» // Народное творчество Новосибирской области (№ 3): информационно-методическое издание Новосибирского государственного областного Дома народного творчества /отв. за выпуск Л.А. Жиганова.

Новосибирск, 2010. С. 26–37.

4. Хороводные и игровые песни 1985 — Хороводные и игровые песни Сибири / сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. Новосибирск, 1985.

1 Самоназвание жителей села Балман, балманцев. Русские переселенцы в Сибири с XVII века, потомки казаков.

2 Самоопределение жителей села Бергуль, бергульцев. Наиболее употребительное в Сибири прозвище старообрядцев (от реки Керженца).

3 Русские переселенцы в Сибири, начиная с XVII века.

4 Русские переселенцы в Сибири на рубеже XIX–XX веков. Наибольшее количество новопоселенцев зарегистрировано в Новосибирской области после строительства моста через реку Обь, начиная с 1983 года. Переселение в Сибирь многих выходцев из разных губерний России связано также со столыпинской реформой.