Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искусственное изменение формы древесных растений 4.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
1.75 Mб
Скачать

Искусственное изменение формы древесных растений (Топиарное искусство)

J

Обшие сведения

ИСКУССТВЕННОЕ изме­нение естественной фор­мы растений применяется в декоративном садовод­стве с древнейших вре­мен.

Традиция использования плодовых культур в декоративном садоводстве известна со времен древнейших циви­лизаций Востока и Древнего Египта. Примером тому являются парки-сады фараонов, знаменитые висячие сады Вавилона, легендарная золотая роща Гласир. Эта роща, как полагают исто­рики, когда-то украшала столицу Пар­фянского царства (близ современного Ашхабада) и была обязана своим назва­нием редкой разновидности персико­вых деревьев с алыми, цвета червонно­го золота, листьями.

В средневековой Европе неподража­емым образцом восточного садового искусства XIII в. являлся парк Генералиф в мавританской Гранаде, где под арками буйно растущей зелени стреми­тельно неслись прозрачные воды кана­ла, берега которого были обсажены апельсиновыми и кипарисовыми дере­вьями.

Уменье подстригать живые растения в виде шпалер, бордюров или фи­гур ведет свое начало из

древнего Рима, от эпохи Августа. По свиде­тельству римского писателя Плиния Младше­го, искусство формовки растений достигло в Риме большой виртуозности. Из стриженых растений делались надписи на газоне, фигу­ры птиц, зверей и людей, фантастические строения с колоннами, вазы. Существовал осо­бый цех садовых мастеров по формовке расте­ний, называвшихся «топиариями», откуда и искусство формовки растений, называется «топиарным искусством».

Материалом для топиарных изделий слу­жили самшит (буксус), мирт, розмарин, тис. В средние века, в период упадка садово-паркового искусства, топиарное искусство было почти забыто и свелось к простейшим приемам стрижки живых изгородей.

В XVI—XVII и в начале XVIII в. в свя­зи с возрождением и развитием строительства садов и парков вновь возрождается топиар­ное искусство.

В Италии в эпоху Возрождения формовка зелени находила лишь скромное применение для создания высоких прямоугольных зеленых стен, живых изгородей, а также отдельных экземпляров, стриженных в виде конусов, ци­линдров и шаров.

В период развития барокко топиарное ис­кусство стало применяться в виде виртуозной стрижки партерных кустарников, из кото­рых создавались богатые узоры вечнозеленых

ковров. Это искусство нашло подражание и в паркостроительстве позднейшего времени (рис. 87—90).

Во Франции в XVI в. топиарное искусство приобретает утрированные формы — его ис­пользуют для создания стриженых древесных насаждений — в. виде фантастических руин зданий и даже фонтанов. Искусство стрижки получило в то время название «зеленой плас­тики» или «растительной архитектуры».

Топиарное искусство находит широкое при­менение и в последующем развитии так на­зываемого «французского стиля» в строитель­стве садов и парков, из которого позднее раз­вился так называемый регулярный тип садов и парков, получивших распространение во многих странах, в том числе и в России.

С возникновением и развитием во второй половине XVIII в. и в XIX в. «ландшафтного» типа садов и парков топиарное искусство ут­рачивает свое значение. Но с частичным воз­вратом в конце XIX в. к строительству регу­лярных садов и парков и с развитием в позд­нейшее время новых приемов, сочетающих при­емы строительства регулярных и ландшафт­ных садов и парков, топиарное искусство вновь находит применение.

При этом нужно отметить, что в капита­листических странах, переживающих общий упадок культуры и искусства (в том числе и садово-паркового искусства), топиарное ис­кусство нередко приобретает уродливые фор­мы. Особенно это наблюдается в англо-аме­риканском садостроительстве, где применяет­ся фантастическая, уродливая стрижка дре­весных насаждений. При этом такие уродли­вые стриженые фигурки бывают не только раз­бросаны по парку, но в большом количестве размещены в партерах, вблизи зданий или на специально отведенных для этого участках, где создают целые сцены на различные темы.

Рис. 87. Фигурная стрижка деревьев. Англия. Парк Брокенхерст

Рис. 88. Фигурная стрижка деревьев. Англия. Парк Брокенхерст

В России есть прекрасные образцы фор­мовки отдельных растений и целые ансамб­ли формованных насаждений как в старых исторических парках (Петродворец — близ Ле­нинграда, Архангельское — под Москвой, Алупка, Ливадия), так и в новых садах и папках, Централь­ный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, многие сады и парки Ленинграда и другие новые сады и парки Кавказа и Крыма).

Некоторые примеры формовки древес­ных насаждений в России показаны на рис. 91-98.

Наибольшее применение формованные растения находят на участках садов и пар­ков с регулярной планировкой, а также в пар­терных насаждениях вблизи зданий. В по­следнем случае с помощью строгих геометри­ческих форм растений может быть наиболее

Рис. 89. Фигурная стрижка деревьев. Англия. Парк Генбюри-Манор

Рис. 90. Зеленые стены из стриженых лип. Варшава. Вилла Вильянова

угольное сечение, т. е. боковые стенки делают­ся вертикальными. Но может придаваться и другое сечение, например, трапециевидное, когда стенки стригутся наклонно. Верх стены или изгороди также может быть острижен не по горизонтальной плоскости, но, например, в виде зубцов или волнистой поверхности.

Живые изгороди могут иметь не только де­коративное, но и хозяйственное значение в ка­честве оград. В последнем случае различают колючие, или так называемые «вооруженные», и неколючие — «невооруженные» живые изго­роди. Ниже приводится ассорти­мент древесных пород, образующих сильно «вооруженные» живые изгороди.

Немногие древесные породы в «стенной» или высокой «изгородной» формовке способны удерживать плотный зеленый покров снизу доверху. Часто с возрастом у высоких стриже­ных живых изгородей ветви снизу оголяются вследствие отмирания нижних мелких вето­чек, несущих листья. Такие оголенные снизу изгороди имеют некрасивый вид, особенно на ответственных передних планах. Задержать оголение изгороди снизу можно тщательной регулярной стрижкой. В высоких изгородях и зеленых стенах, где избежать оголения ниж­ней части почти невозможно, применяется двухступенчатая посадка кустарника. Она за­ключается в том, что впереди высокой живой изгороди высаживается низкорастущая изго­родь или бордюр, прикрывающие оголенный низ высокой живой изгороди. Двухступенча­тые изгороди могут быть созданы как из раз­ных пород (см. рис. 97), так и из одной и той же породы. При низкой стрижке всегда сохра­няется хорошее компактное ветвление и облиствение.

Формовка живых изгородей обычно исклю­чает цветение древесных пород. Лишь немно­гие древесные породы довольно обильно цве­тут после осенней (основной) и весенней об­резки. Такова, например, абелия, у которой цветочные почки закладываются на значи­тельной длине побегов и при обрезке не все удаляются.

Для создания не подвергающихся сильной стрижке цветущих живых изгородей, образу­ющих более или менее правильные линейные контуры, подбирают цветущие кустарники равномерного компактного роста. Для этих це­лей пригодны многие виды спирей: спирея иволистная, спирея Дугласа с прямостоящими кустами или спирея Вангутта с поникающи­ми («каскадными») веточками.

Весьма эффектна в цветущих живых из­городях обильно цветущая гортензия метель­чатая крупноцветная.

Цветущие живые изгороди для придания им стройности и компактности также подвергаются легкой формовке; стрижка производит­ся вскоре после отцветания, до закладки но­вых цветочных почек, которая у большинства листопадных кустарников, цветущих весной, происходит в средине лета.

При создании живых изгородей и формо­ванных насаждений имеет значение не только цвет, но и фактура поверхности формованных растений. Последняя определяется как плот­ностью (густотой) ветвления, так и величиной листьев: крупнолистные растения имеют гру­бую, рыхлую фактуру, а мелколистные — изящную мелкопористую, плотную фактуру обработанной стрижкой поверхности.

На рис. 96 показана живая изгородь из крупнолистной лавровишни с грубой, рыхлой фактурой и мелколистной формы самшита (на переднем плане) с мелкопористой, плотной фактурой.

3. При фигурной формовке растениям при­дается сложная форма в виде различных фантастических фигур: человека, животных, растений и даже подобия архитектурных соо­ружений— ворот, арок, беседок, фонтанов.

Рис. 92. Стена из стриженого граба обыкновенного. Львов

Рис. 97. Двухъярусная живая изгородь: высокая - из сирени венгерской; низкая - из боярышника

Москва. Сквер на площади Свердлова.

Рис. 98. Формованный в виде шаров питтоспорум разнолистный. Сочи. Парк санатория имени

Орджоникидзе

Намечаемая форма растения создается не сразу, а достигается постепенно, в результате частой систематической стрижки кроны.

Не все древесные породы в одинаковой мере пригодны для формовки. Для этой цели наиболее пригодны породы с плотной (гус­той) системой ветвления кроны, легко обра­зующие -после обрезки новые облиственные по­беги и долго сохраняющие приданную им фор­му.

При этом одни древесные растения при­годны для всех указанных выше типов фор­мовки, другие же — лишь для некоторых из них.

Для тонких топиарных работ наиболее пригодны медленно растущие породы с мел­ким густым ветвлением.

Приводим ассортимент пород, пригодных для каждого из указанных выше типов фор­мовки.

ПОРОДЫ, ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ СОЛИТЕРОВ С ФОРМОВАННОЙ КРОНОЙ

А. Высокие штамбовые дере­вья (со штамбами высотой бо­лее 1,5 м):

а) лиственные листопадные — вяз глад­кий, вяз листоватый, граб обыкновенный, кар­кас южный, клен остролистный, клен полевой, липа крупнолистная, липа крымская, липа мелколистная и другие виды липы, тополь чер­ный, шелковица белая, яблоня ягодная (я. си­бирская), ясень ланцетолистный; менее ком­пактную крону имеют клен ясенелистный, клен серебристый, платан;

б) лиственные вечнозеленые — бирючина блестящая, дуб каменный, дуб мирзинелист-ный, лавр камфарный, лавр ложнокамфарный.

Б. Невысокие штамбовые де­ревья (со штамбом высотой до 1,5 м):

а) лиственные листопадные — боярышник обыкновенный, калина обыкновенная (сте­рильная форма), клен красный, клен полевой, клен татарский, розы штамбовые, рябина круглолистная (р. серебристая), рябина обык­новенная, черемуха Маака, черемуха магалеб-ская, черемуха обыкновенная, ясень цветоч­ный;

б) лиственные вечнозеленые — бирючина японская, лавр благородный, лавровишня обы­кновенная, самшит обыкновенный (древовид­ная форма);

Рис. 99. Формованный в виде шара самшит. Сухуми. Ботанический сад

в) хвойные — можжевельник виргинский, можжевельник высокий, тис ягодный.

В. Низкие в штамбовой форме древесные породы (со штамбом высотой 0,75—1,2 м): бирючина обыкно­венная, миндаль трехлопастный, сирень вен­герская, сирень обыкновенная, смородина зо­лотистая, розы штамбовые.

Породы, пригодные для солитеров с кроной фигурной формовки

А. Высокие и средней высоты (2—5 м):

а) лиственные листопадные— граб обык­новенный, граб восточный, крушина слаби­тельная, сирень венгерская, хмелеграб (острия граболистная);

б) лиственные вечнозеленые — бирючина блестящая, дуб каменный, лавр благородный, лавровишня обыкновенная, лох колючий, пит-тоспорум разнолистный, самшит обыкновен­ный (древовидная форма), филлирея узколи­стная;

в) хвойные — можжевельник виргинский, тис ягодный (т. обыкновенный).

Б. Низкие (ниже 2 м):

а) лиственные листопадные — бирючина обыкновенная, сирень венгерская, смородина альпийская;

б) лиственные вечнозеленые — барбарис самшитолистный, бересклет японский и его мелколистная форма, жимолость блестящая, мирт обыкновенный (мелколистная форма), самшит обыкновенный и его мелколистная форма, розмарин, чайный куст;

в) хвойные — можжевельник виргинский, тис ягодный.

ПОРОДЫ, ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ВЫСОКИХ ФОРМОВАННЫХ (СТРИЖЕНЫХ) СТЕН

(ОТ 3 ДО 5 л И ВЫШЕ)

а) Лиственные листопадные — бук вос­точный, бук обыкновенный, вяз листоватый, граб восточный, граб обыкновенный, дуб черешчатый, ильм обыкновенный, каркас юж­ный, клен полевой, липа крупнолистная, липа кавказская, липа крымская, липа мелколист­ная, шелковица белая, яблоня ягодная (я. си­бирская), яблоня сливолистная;

б) лиственные вечнозеленые — бирючина блестящая, дуб каменный, лавровишня обык­новенная, османтус падуболистный;

в) хвойные — ель восточная, ель обыкно­венная, ель сибирская, ель сизая (е. канад-

ская), кипарис вечнозеленый, можжевельник виргинский, можжевельник высокий, пихта бе­лая (п. гребенчатая), пихта сибирская, тис ягодный, туя складчатая, туя западная.

Породы, пригодные для формованных (стриженых) живых изгородей

А. Для изгородей высоких (от 2 до 3 м) неколючих:

а) лиственные листопадные — вяз листо­ватый, граб восточный, граб обыкновенный, ирга канадская, клен гиннала, клен полевой, клен татарский, хмелеграб, черемуха магалеб-ская, шелковица белая, яблоня ягодная (я. си­бирская);

б) лиственные вечнозеленые — бамбук зо­лотистый, бирючина блестящая, дуб камен­ный, лавр благородный, лавровишня обыкно­венная, лавровишня лузитанская, питтоспорум разнолистный, питтоспорум Тобира, самшит обыкновенный (древовидная форма), филли­рея узколистная;

в) хвойные — биота (туя) восточная, пих­та кавказская, пихта обыкновенная, пихта сибирская, тис ягодный, туя западная, туевик струговидный.

Б. Для изгородей высоких (от 2 до 3 ж) колючих:

а) лиственные листопадные — алыча, боя­рышник обыкновенный, боярышник однокос-точковый, боярышник сибирский, боярышник шпорцевый и другие виды боярышника, гле­дичия трехколючковая, груша лохолистная, гранат, крушина слабительная, лимон дикий (трехлистный), лох узколистный, маклюра, мушмула обыкновенная, терн обыкновенный;

б) лиственные вечнозеленые — коллеция крестовидная, коллеция колючая, лох колю­чий, османтус падуболистный, падуб обыкно­венный;

в) хвойные — ель колючая, можжевельник красноплодный, можжевельник обыкновен­ный.

В. Для изгородей средней вы­соты (1—2 м) неколючих:

а) лиственные листопадные — акация желтая, бересклет европейский, бирючина обыкновенная, вяз приземистый, жимолость обыкновенная, жимолость синяя, жимолость татарская, ирга колосоцветная, кизил обыкно­венный, кизильник блестящий, кизильник обы­кновенный, пузыреплодник амурский и пузы-реплодник калинолистный, сирень венгерская, сирень обыкновенная;

б) лиственные вечнозеленые — бересклет японский, жимолость блестящая, лавровишня

обыкновенная, самшит обыкновенный, филлирея узколистная;

в) хвойные — биота (туя) восточная, ель восточная, ель обыкновенная, ель сибирская, можжевельник виргинский, пихта белая, пих­та сибирская, туя западная.

Г. Для изгородей средней вы­соты колючих:

а) лиственные листопадные — айва япон­ская, барбарис обыкновенный, барбарис Тунберга, боярышник обыкновенный, боярыш­ник однокосточковый, боярышник сибирский, держидерево, лох узколистный, лох серебри­стый, маклюра, чемыш (чингил) серебристый;

б) лиственные вечнозеленые — коллеция крестовидная, коллеция колючая, лох колю­чий, падуб обыкновенный;

в) хвойные — можжевельник красноплод-ный, можжевельник обыкновенный.

Д. Для изгородей низких (0,5— 1 м) неколючих:

а) лиственные листопадные — акация желтая, бирючина обыкновенная, ива пурпур­ная, лапчатка даурская, лапчатка кустарнико­вая, сирень китайская, смородина альпийская, смородина золотистая;

б) лиственные вечнозеленые — бересклет японский, лавровишня обыкновенная, розма­рин, самшит, филлирея узколистная, чайный куст;

в) хвойные — биота (туя) восточная, тис ягодный, туя западная.

Е. Дл я изгородей низких ко­лючих:

а) лиственные листопадные —айва япон­ская, барбарис обыкновенный, барбарис Тун­берга, крыжовник Дугласа, крыжовник снеж­ный, миндаль колючий (бадамча), облепиха, роза иглистая, роза сизая, чемыш (чингил) серебристый;

б) лиственные вечнозеленые —магония падуболистная, падуб обыкновенный;

в) хвойные — можжевельник обыкновен­ный.

ПОРОДЫ, ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ФОРМОВАННЫХ БОРДЮРОВ

(высотой до 0,5 м)

а) лиственные листопадные — бирючина обыкновенная, жимолость мелколистная;

б) лиственные вечнозеленые — бересклет карликовый, бересклет японский (мелколист­ная форма), жимолость блестящая, самшит мелколистный, самшит вечнозеленый (с. обык­новенный) (узколистная форма), самшит веч­нозеленый (розмаринолистная форма).