Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nathist_lekc (1).doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
2.2 Mб
Скачать

Шторх а. К. (1766 – 1835)

Андрей (Генрих) Карлович Шторх (Storch) родился в Ри­ге, образование получил в Йенском университете в Германии (1784-1887). В 1787 г. познакомился с графом Н. П. Румянцевым, пригласившим его в Россию. Приняв это приглашение, А. Шторх с 1787 г. до конца своей жизни жил в Санкт-Петербурге, где сна­чала преподавал историю и словесность в Кадетском корпусе. В 1789 г. оставил преподавание и занял должность начальника де­партамента иностранных дел. С 1799 г. в течение 20 лет был пре­подавателем и наставником детей императорской фамилии. Член-корреспондент с 1796 г., ординарный академик с 1804 г. (А. Шторх стал первым действительным членом АН среди россий­ских экономистов и статистиков), вице-президент АН в 1830-1835 гг. По поручению Александра 1, а затем Николая 1 А. Шторх принимал участие в работе разных правительственных комитетов. Он был членом 21 академии и научных обществ. Участвовал в составлении и выпуске «Систематического обозрения литературы в России с 1801-1806 гг.» (ч. 1-2), которое положило начало российской книжной статистике.

В своей ранней работе «Нistorisch-statistisches Gemalde des Russischen Reichs am Ende des achtzehnten Jahrhunderts, Т. 1 – 8, Riga – Lpz., 1797-1803» («Историко-статисгическая картина Рос­сийского государства) А. Шторх дал довольно подробное описа­ние хозяйственного строя тогдашней России. Эта книга по праву считается одним из основных источников по экономической ис­тории России в XVIII в. Продолжением этого исследования яв­ляются 27 выпусков работы «Russland unter Alexandr I» (Россия при Александре 1) (СПб., 1803-1811). В этих работах А. Шторх выступал за ускорение промышленного развития России, пытаясь ответить на вопрос: «Почему русская нация вечно должна нахо­диться в зависимости от индустрии других народов? Почему она должна вечно только производить сырье и предоставлять другим народам выгоду переработки своих продуктов, которые она по­том должна покупать по удесятеренной цене?»

В 1815 г. на французском языке А. Шторх опубликовал шеститомный «Курс политической экономии или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» (Соurs d»economie politique ou Exposition des principes qui determinent la prosperite des nations) (Т. 1-6, StPb, 1815), который был частично опубликован по-русски только в 1881 г. Первый том включал «Введение» (Размышления об основании и пользе политической экономии), и три книги «О производстве», «О накоплении» и «О первоначальном распределении годового произведения или о до­ходах». Второй том включал продолжение книги 3 и книгу «О вторичном распределении годового произведения или об обра­щении». В третий том входили книги «О деньгах» и «О кредите», а в четвертый – книги «О потреблении» и «Об успехах в увеличе­нии народного богатства» Два следующих тома (5 и 6) посвяще­ны изложению «теории цивилизации».

В 1881 г. И. В. Вернадский перевел на русский язык пер­вый том «Курса» и часть второго тома (продолжение книги 3), снабдив их своими комментариями («заметками»), остальные то­ма так и остались непереведенными и неизданными по-русски.

Во введении к курсу, размышляя «о пользе политической экономии», А. Шторх критиковал «новейших писателей», кото­рые, занимаясь политической экономией, «исключительно на­правляли свои наблюдения на причины народного богатства и совершенно оставили без внимания причины цивилизации или просвещения. Элементы, из которых слагаются богатства и про­свещения, имеют то общее, что состоят из ценностей: этим тож­деством их природы они образуют один предмет для умозрения и потому и прилично соединить в одной науке законы, которыми они управляются» (с. 17).

А. Шторх был одним из первых в России пропагандистов экономических идей А. Смита, хотя и не принял некоторые из них, в частности, теорию трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде. Будучи сторон­ником теории полезности, он считал, что «ценность предметов состоит в их относительной пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей» (с.23). «Ценность рождается из потребностей человека и из годности предметов... и суждению предоставляется открывать отношение, существующее между этими двумя элементами» (с. 24). «Между ценностями, могущими войти в наше обладание, одни матери­альные – состоят из предметов вне нас находящихся; другие нематериальные, т. е. не подпадающие нашим чувствам; они образуют нашу нравственную собственность и составляют часть нашего существа. Эти два разряда ценностей можно отметить именами – внешних благ и благ внутренних...» (с. 43).

Учение о нематериальных (невещественных) услугах, бла­гах и капиталах как об органической части политической эконо­мии является наиболее оригинальной частью работ А. Шторха. Он упрекал А. Смита за то, что тот ограничил политэко­номию только изучением богатства (т. е. материальных вещей), не включив в нее цивилизацию (т. е. внутренние блага). Исход­ной точкой разработанной А. Шторхом теории цивилизации была теория полезности. «Мы понимаем под именем внутренних благ все нематериальные продукты природы и человеческого труда, за которыми мнение признает полезность и которые могут образо­вать моральную ответственность человека» (Курс, т. 5, с. 8). К первичным внутренним благам относятся способ­ности человека и все то, что служит непосредственно для разви­тия и усовершенствования последних: здоровье, ловкость, зна­ния, вкус, нравственность и религия. Вторичные блага не имеют отношения к способностям человека, но являются совершенно необходимыми предпосылками для сохранения и развития по­следних; это, прежде всего, безопасность и досуг (Курс, с. 9-10).

Совокупность вещественных (материальных) благ А. Шторх называл народным (национальным) богатством, совокуп­ность невещественных благ – национальной цивилизацией, а со­вокупность тех и других – «народным благоденствием» (благосостоянием) (с. 44). По его мнению, главные невещественные бла­га могут накопляться и обращаться, как и вещественные. Отсюда он делал вывод, что труд людей, создающих невещественные блага (учителей, врачей, чиновников и др.), носит производи­тельный характер, как и труд земледельца или фабричного рабо­чего. Если, по А. Смиту, все, кто производит услуги, живут за счет крестьян и промышленных рабочих, то, по мнению А. Шторха, с тем же основанием можно утверждать, что крестьяне и промышленные рабочие живут за счет тех, кто обеспечивает их безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье В состав народного дохода он включал и продукты «духовного труда».

А. Шторх считал, что источником богатства является не сокращение потребностей («бережливость», о которой писал А. Смит), а, напротив, возможность их удовлетворения, поскольку сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности, тогда как с умножением потребностей растет и производительность труда. А. Шторх полагает, что сбережение, являющееся единст­венным источником накопления капитала, должно играть такую же роль и в отношении нематериальных капиталов. «Един­ственное средство увеличить цивилизацию народа заключается в таком употреблении внутренних благ, при котором их использо­вание приводило бы к созданию новых благ с тем, чтобы их рас­ширение и умножение превосходило потери тех благ, которые вызваны смертью обладателей».

Особое внимание А. Шторх уделял услугам государства, связанным с обеспечением безопасности, которая состоит «в уда­лении всего того, что может возмущать или затруднять свободное употребление личных способностей гражданина и тех предметов, которые сделались его собственностью, или другими словами, она обеспечивает его права естественные или благоприобретен­ные... Сила власти государственной измеряется народным благо­состоянием, т. е. просвещением и богатством граждан» (с. 3).

А. Шторх был противником крепостного права, которое он отождествлял с рабством, противоречащим естественным за­конам. Раб или крепостной, считал он, не является объектом изучения политэкономии: «Политическая экономия признает в чело­веке свободное существо, движимое своей собственной волей» (с. 73). А. Шторх не удовлетворялся чисто экономической крити­кой крепостного права, привлекая к этой критике весь аппарат своей теории цивилизации. По его мнению, крепостное право от­рицательно влияет не только на рост материального богатства, но и на развитие внутренних благ, знаний и наук. Кроме того, рабст­во оказывает развращающее влияние на нравы как господ, так и рабов. «Отсутствие безопасности, которому подвержен раб, дела­ет его склонным к тому, чтобы становиться ленивым, беспечным, вором, расточителем, пьяницей. С другой стороны, тот, кто мо­жет добиться всего, захочет часто зла; при безграничной власти ему трудно будет удержаться в границах справедливости и честности» (Курс, т. 5, с 287).

Доказывая преимущества свободного труда перед крепо­стным, А. Шторх вместе с тем считал, что сельское хозяйство России может успешно развиваться и при крепостном праве, по­скольку в России «многие крестьяне работают в свою пользу, платя господам оброк, даже барщинные крестьяне получают про­питание большим трудом, который иногда ведет их к довольст­ву».

По словам историка экономической мысли В. Святловского, А. Шторху «принадлежит та замечательная гипотеза», что вся политическая русская эволюция покоится на экономическом ба­зисе строго определенного характера, а именно на торговле. По мнению А. Шторха, торговля была для России той основной движущей силой, которая создала и культуру, и города, и самое русское государство. При этом торговля носила в основном тран­зитный характер. Будущее России А. Шторх связы­вал с развитием производства. Он отмечал, что за последнее сто­летие («со времен Петра Великого») «капитал России замечатель­но увеличился» «Но не менее справедливо и то, что он вырос бы еще больше, если бы все классы жителей этой обширной Импе­рии пользовались обеспечением собственности и свободой упот­реблять по собственному усмотрению свои личные способности и капиталы. Классы, наиболее способствующие у нас умножению народного богатства посредством экономии – это промышленные предприниматели, в особенности из среднего сословия... Все пра­вительственные меры, способствующие тому, чтобы сделать многочисленнее этот полезный класс граждан и освободить их от всевозможных стеснений при употреблении их капиталов, неиз­бежно способствуют успехам и умножению народного каптала» (с. 141).

В течение ряда лет А. Шторх полемизировал с француз­ским экономистом Ж. Б. Сэем, доказывая производительный ха­рактер труда в нематериальном производстве. Этой полемике по­священа его книга «Соnsideration sur la nature du revenu national» (Соображения о природе национального дохода), вышедшая в 1824 г. в Париже в ответ на публикацию Ж. Б. Сэем шеститомно­го «Курса ...» А. Шторха со своими критическими комментария­ми. В 40-х годах XIX в. почти повсеместно в научном мире Ев­ропы была признана победа А. Шторха в этом теоретическом споре (22, с. 32). Учение А. Шторха о нематериальном (нравст­венном) капитале получило широкое распространение в русской экономической литературе XIX в., в частности, в учебниках по­литэкономии Т. Степанова, А. Бутовского, И. Горлова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]