Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Greko-baktriyskoe_tsarstvo (1)

.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
56.32 Кб
Скачать

Введение 3

Глава 1. Предыстория и причины возникновения независимого Греко-бактрийского царства

Глава 3. Военно-политическая структура и армия Греко-Бактрии

Глава 4. Экономика Греко-Бактрии

Глава 5. Культура Греко-Бактрии

Заключение

Греко-бактрийское царство или Бактрия - одно из древних государств эпохи эллинизма. Занимала она территорию современного Северного Афганистана, Южного Узбекистана и Таджикистана — самое сердце центральноазиатского региона.

Греко-Бактрия — типично эллинистическое царство, в котором сплелись эллинское (европейское) и иранское (восточное) начало в государственном устройстве и культуре. Поэтому весьма актуально рассмотрение проблемы соотношения этих двух начал в этом государстве. В их синтезе и кроется ответ на вопрос: почему более столетия именно в древности в Центральной Азии существовало единственное в мировой истории независимое государственное образование, где у власти находились европейцы.

Почти до второй половины XX века Бактрия исследовалась учеными только в рамках изучения походов Александра Македонского; ввиду отсутствия в регионе каких-либо монументальных памятников вопрос о наличии у греко-бактрийцев развитой культуры даже не стоял. Оставалась без внимания и проблематика синтеза греческой и иранской культур. Европейские ученые отстаивали чисто греческое происхождение Греко-бактрийского царства, в то время как отечественные - восточно-иранское. То есть были две противоположные друг другу версии, но не затрагивался вопрос взаимного влияния двух соседствующих культур на историческом пути Бактрии.

Ситуация кардинально изменилась после проведения раскопок Ай-Хатум и Тахти Сангина. Результаты археологических исследований были тщательно проанализированы и систематизированы в двухтомном труде (название), опубликованном в 2000-х годах. Обобщением и составлением целостной монографии по греко-бактрийской культуре также занимались английские и французские ученые (какие?).

Данная монография представляет собой обобщение данных об истории греко-бактрийского царства, придерживаясь теории синтеза иранской и греческой культур. (кукареку, что за чушь, потом поправишь, пиши уже дальше).

Предыстория и причины возникновения.

Источники о древнейшем прошлом Бактрии весьма неоднозначны. Более достоверно известно о периоде, когда бактрийцы находились под властью персидской династии Ахеменидов (32). Находясь в составе Персии, Бактрия занимала положение привилегированного сатрапия; более того, бактрийские наместники нередко претендовали на престол Ахеменидов. Из этого следует, что Бактрия, хотя и считалась частью Персии, но была весьма нелояльна к центральной власти и стремилась к обретению независимости.

В 329 г. до н.э. в Бактрию вторглась армия Александра Македонского. Бактрийцы и местные жители прилегающей Согдианы оказали упорное сопротивление, местами переходящее в настоящую партизанскую войну (40). На покорение этих двух государств Александр потратил два года, нанесенный войску урон был также колоссален. Чтобы обезопасить себя от мятежей в столь неспокойном регионе, Александр создавал сеть укреплений и основывал собственные города. Число войск, оставленных им в Бактрии, составляло 10 000 пехотинцев и 3500 всадников. Однако политика Александра, пренебрегающего интересами переселенных в Бактрию эллинов, спровоцировала мятежи. После ряда восстаний и первого раздела Македонского царства, статус Бактрии изменился и Стасанор, ее сатрап в тот период, находился в полунезависимом от центральной власти положении.

Около 305 г. до н.э. Бактрию подчиняет Селевк I. В период династии Селевкидов Бактрия проходит через своего рода "эллинизацию": новые города создаются в форме полисов или ранее основанным городам даруется полисный статус, гражданский коллектив полисов формируется только из македонян и греков. При первых Селевкидах освоение востока проводится в соответствии с интересами греков и идеями греческой политической мысли, а не вопреки им, как это было при Александре.

Однако с 261 года Селевкиды уже уделяют мало внимания контролю восточных областей и Бактрии в том числе. Недовольство населения, угрозы кочевников и внутренние смуты ослабили центральную власть Селевкидов над регионом. Объединение двух сепаратистских движений: бактрийской знати с времен Ахеменидов и эллинов со времени Александра Македонского, приводит с мощному восстанию, в результате которого Бактрия и обрела независимость.

Военно-политическая структура и армия

Греко-бактрийская монархия прошла все возможные ступени развития эллинистической единоличной власти. Бактрийский наместник за примерно сто лет эволюционировал до «Великого царя». Тем не менее, сравнившись по значимости с Ахеменидами, Александром, Селевкида ми, греко-бактрийские правители также стремительно по теряли свое величие. (101)

Отождествление личности монарха с государственной жизнью - характерная черта всех эллинистических царей, распространенная и в Бактрии. Царь являлся сосредоточением полной власти: военной, дипломатической, был источником права и имел свое влияние на религиозную жизнь страны. Вследствие этого возникла тенденция к обожествлению правителей, сакрализации их персоналий. Дворцы и резиденции эллинистических правителей находились не только в столице, но и в других значительных городах государства. Таким примером служит дворец, открытый в Ай Ханум.

Административное деление греко-бактрийского царства сохраняло присущие его сюзерену черты. С обретением независимости возникла и необходимость преобразований в этой сфере. Известно, что Греко-бактрийское царство было разделено на сатрапии (Strab. XII, 11, 2). Названия двух из них упоминает Страбон: Аспион и Турива (Strab. XII, 11, 1). Это были административные единицы, мень шие по размеру по отношению к сатрапиям державы Ахеменидов или Александра(105).

Вероятно, сатрапии делились на более мелкие подразделения. После падения власти греков в Бактрии мы встречаем названия этих административных областей: μερίδες («части»), которые управлялись μερίδοφχες («наместника ми частей»). Данные титулы встречаются в Северо-Запад ной Индии, на эпиграфических памятниках, датируемых I в. до н.э., относящихся к закату греческого правления в этом регионе(106). Другие чиновники раннеэллинистического периода в Бактрии назывались фрурархами, «командующими гарнизоном». Большинство административных должностей совмещалось с военными. Объясняется это географическим положением Бактрии, существовавшей в условиях постоянной угрозы со стороны кочевников.

Наместники сатрапий осуществляли общее управление сельской местностью и городами. Тем не менее, власть греко-бактрийского наместника сатрапии была значительно

меньше, нежели полномочия сатрапа времен Ахеменидов. Греко-бактрийский наместник сатрапии был ограничен не только в политической сфере (решение принципиальных государственных вопросов принадлежало царю), но и в финансовой. Предоставление разного рода льгот полисам, военным поселениям осуществляли наместники провинций, видимо, только с разрешения царя.

Бактрийские цари нередко использовали своих ближайших родственников для выполнения каких-либо государственных миссий; родственники же замещали царя в случае отъезда или военного похода. О том, как был устроен круг приближенных царя, достоверных источников нет. Однако находки из Ай Ханум свидетельствуют о существовании греческой интеллектуальной элиты: шедевры архитектуры, скульптуры,

текст с дельфийскими максимами, отрывок философского диалога и другие предметы. Весьма вероятно, что люди науки и искусств жили при дворе и оказывали влияние на политический курс правителя(110).

Таким образом, государственное устройство Бактрии было весьма схоже с эллинистическим, характеризуется сильной монархической властью и ее неделимостью. Административные должности в сатрапиях совмещались с военными, но полномочия сатрапов были весьма ограничены относительно центральной власти.

После восстаний в Бактрии и Согдиане 327-325 гг. до н.э. и 323 г. до н.э. , а также с приходом к власти Селевкидов, начались изменения в колонизационной политике на территории Центральной Азии. При Селевкидах там не только начали основываться новые полисы, но и бактрийские поселения стали приобретать полисный статус. Это дало возможность полисам и их союзам вести более-менее независимую политику. Отношения полиса и единоличной власти в эпоху эллинизма приобрели форму сложного диалога. Гражданская община и все органы управления полиса сохранились, ноправитель осуществлял верховный контроль и управлениечерез назначаемых им главных должностных лиц полиса(112).

Вероятнее всего, именно население центрально-азиатских полисов стало основной движущей силой в борьбе за независимость Бактрии. Однако обширные, многонациональные территории преимущественно военизированных полисов не могли действовать эффективно и согласованно без существования централизованной власти. Раннее независимое Греко-бактрийское царство достигло компромисса между монархической властью и полисной системой. Однако при малейшей попытке ограничить полномочия полисов эллины Бактрии поднимали мощные восстания, в итоге ставшие для Бактрии роковыми.

Население Греко-Бактрии было сложным по своему этнического составу. Городские центры были заселены не только греками, но и представителями местного населения. Местные народы сохраняли свой язык, традиционный уклад жизни, имена, письменность. Коренное население в

этом регионе сохраняло веру в местные божества до конца античности. Основную массу граждан полисов составляли люди среднего и небольшого достатка: мелкие землевладельцы,

ремесленники, торговцы, воины. К числу свободных неполноправных, т. е. не входивших в состав гражданского коллектива, жителей полисов относились вольноотпущенники

и некоторые другие социальные группы. Неоднородное по своему социальному и этническому составу население греческих городов Бактрии в эпоху эллинизма

можно разделить на три основные категории по юридическому положению: граждане, негражданское (неполноправное) свободное население и рабы(117-118).

Основой греко-бактрийских войск, безусловно, были ополчения, состоявшие из граждан полисов, эллинов по происхождению. Они являлись не только социальной опорой монархии, но и наиболее боеспособной силой в греко-бактрийской армии(123). Находки раскопок также свидетельствуют о привлечении иранских наемников в военные ряды. Так,на акрополе Ай Ханум были найдены маленькие сооружения, подобные типичным иранским святилищам, которые, по мнению П. Бернара, могли служить для туземных воинов местного гарнизона(125).

Основу войска составляли пехота, конница и боевые слоны. Тактика боя греко-бактрийских войск подразумевала широкое использование конницы. Это обусловливалось наличием на границах Греко-Бактрии воинственных кочевых племен. В итоге возникла тактика взаимодействия тяжелой конницы катафрактов с легкой.

Вооружение у бактрийцев было разнообразным. Мечи и их элементы, найденные на территории Греко-Бактрии, в основном принадлежат греко-македонскому типу: махайры и ксифосы. Использовались также копья нескольких видов, стрелы с железными наконечниками и секиры. В Ай Ханум также были найдены небольшие камни для метания из пращи(138). Доспехи были двух видов: классического греческого и типично восточного, что еще раз говорит о смешении двух разных культур на территории Бактрии. Двух типов были кирасы, поножи и набедренная защита; использовались и шлемы греческого образца, и башлыки.

Существовал ли традиционный для эллинов флот в греко-бактрийской армии —это вопрос, который может вызвать сегодня дискуссию, так как прямых данных об этом нет.

Экономика

Как и во всех развитых цивилизациях древности, в Бактрии было распространено земледелие. Причем оно было развито еще до прихода греков. Греческое завоевание не внесло существенных изменений в систему сельского хозяйства, но отмечается увеличение ирригационных и распаханных территорий, использование греческих типов плуга и выращивание новых культур. Учитывая малое количество эллинов в Бактрии, вероятнее всего, работой на столь обширных площадях занимались зависимые категории населения. Количество рабов пополнялось за счет военнопленных и иноплеменников. В условиях постоянной напряженности на границах, этот источник людской рабочей силы не иссякал.

Одно из важнейших мест в экономике и культуре Центральной Азии занимает коневодство. Помимо развитого коневодства ландшафт Центральной Азии располагал к овцеводству, распространенному в условиях горной местности, подобно греческой и малоазийской. Оба вида скотоводства были развиты у бактрийцев с давних времен и не претерпели существенных изменений с приходом греков.

В более значительной степени греческое влияние на Бактрию проявилось в ремесленном деле. Отчасти меняются методы обработки сельскохозяйственной продукции: входят в употребление ручные мельницы, тарапаны, совершается переход от горизонтального к вертикальному ткацкому станку. Заметно влияние греков в строительстве: возведение крупных сооружений, архитектурные детали чисто греческого характера. В эллинистическую эпоху здесь появились мастера-мозаичисты. Мастера-камнерезы изготовляли из различных видов полудрагоценных и поделочных камней парадную посуду, пиксиды, шкатулки и т.д. Большинство предметов этой категории изготавливалось местными мастерами в духе старых ахеменидских традиций. Техника работы по дереву, судя по найденным рабочим инструментам и предметам, была греческой. Благодаря влиянию греков развилась и обработка слоновой кости(146).

Одной из ведущих отраслей производства было гончарное дело. Исследование производства керамики показало, что в Ай Ханум около 300 г. до н.э. резко меняется репертуар керамических форм.Параллельно под влиянием греков происходят технологические изменения меняется гончарный круг, в Бактрии начинается изготовление керамических архитектурных деталей, возрождается

коропластика. Благодаря грекам в Средней Азии также появилось и монетное дело (149).

Отдельно стоит упомянуть добычу минералов, различных видов металла, драгоценных и полудрагоценных камней. Об этом свидетельствуют обильные находки этих полезных ископаемых, бывших предметом торговли в других странах.

Что касается торговли, на основании имеющихся источников можно заключить, что иранцы Ближнего Востока и Центральной Азии имели тесные торговые отношения, видимо, еще в доахеменидскую эпоху. После завоевания Бактрии персами у торговцев появилась возможность связей с Ближним Востоком от Египта до Малой Азии.

Приход греков способствовал росту и мелких городских центров, но это влияние имело не прямой, а опосредованный характер. Подъем небольших городов был следствием общего экономического подъема региона.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]