Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
11
Добавлен:
08.06.2016
Размер:
175.1 Кб
Скачать

Глава V Удовольствия и страдания, их роды

I.

Представив то, что принадлежит одинаково всем родам удовольствий и страданий, мы изложим теперь различные роды страданий и удовольствий, каждый особо. Страдания и удовольствия могут быть названы одним общим именем интересующих восприятий (interesting perceptions). Они бывают простые и сложные. Простые — те, из которых каждое не может быть разложено на многие; сложные — те, которые могут быть разложены на различные простые. Поэтому сложное интересующее восприятие может состоять или: 1) из одних удовольствий; 2) из одних страданий, или 3) из удовольствия или удовольствий и страдания или страданий вместе. Разряд удовольствия, например, должно ли оно считаться скорее сложным удовольствием, чем различными простыми, — определяется свойством возбуждающей причины. Когда удовольствия возбуждаются все сразу действием одной и той же причины, они могут считаться все вместе составляющими только одно удовольствие.

II.

Простые удовольствия, к которым восприимчива человеческая природа, следующие: 1) удовольствия чувств; 2) удовольствия богатства; 3) удовольствия искусства; 4) удовольствия дружбы; 5) удовольствия хорошего имени; 6) удовольствия власти; 7) удовольствия благочестия; 8) удовольствия благосклонности; 9) удовольствия неблагосклонности; 10) удовольствия памяти; 11) удовольствия воображения; 12) удовольствия ожидания; 13) удовольствия, зависящие от ассоциации; 14) удовольствия облегчения.

III.

Различные простые страдания, кажется, следующие: 1) страдания лишения; 2) страдания чувств; 3) страдания неловкости; 4) страдания вражды; 5) страдания дурного имени; 6) страдания благочестия; 7) страдания благосклонности; 8) страдания неблагосклонности; 9) страдания памяти; 10) страдания воображения; 11) страдания ожидания; 12) страдания, зависящие от ассоциации11.

IV.

1. Удовольствия чувств, кажется, следующие: 1) удовольствия вкуса или нёба, включая сюда всякие удовольствия, которые испытываются при удовлетворении требований голода или жажды; 2) удовольствия опьянения; 3) удовольствия органа обоняния; 4) удовольствия осязания; 5) простые удовольствия уха, независимые от ассоциаций; 6) простые удовольствия глаза, независимые от ассоциаций; 7) удовольствия половые; 8) удовольствия здоровья, или внутреннее приятное ощущение, в состоянии полного здоровья и силы; особенно во время умеренного телесного упражнения; 9) удовольствия новизны, или удовольствия, проистекающие от удовлетворения требований любопытства, приложением новых предметов к какому-нибудь из чувств.

V.

2. Под удовольствиями богатства можно понимать те удовольствия, какие человек способен выводить из сознания владения вещью или вещами, которые стоят в списке орудий наслаждения или безопасности, и особенно в первое время приобретения этих вещей: в это время такое удовольствие может быть названо удовольствием прибыли или приобретения; в другое время — удовольствием владения.

11 Приведенный здесь каталог представляется полным списком различных простых удовольствий и страданий, к которым способна человеческая природа; так что, если человек по какому-нибудь случаю ощущает удовольствие или страдание, оно или может быть отнесено к тому или другому из указанных здесь разрядов, или может быть разложено на такие разряды...

3. Удовольствия искусства, исполняемого на различных предметах, суть удовольствия, сопровождающие приложение таких частных орудий наслаждения к их употреблению, которые не могут быть прилагаемы без большей или меньшей доли трудности и навыка.

VI.

4. Удовольствия дружбы, или саморекомендация, — те удовольствия, которые могут сопровождать убеждение человека, что он приобретает или владеет расположением того или другого определенного лица или лиц в частности: или, как говорится, что он с ним или с ними на хорошей ноге, и, как плод этого, — что он может иметь выгоду их добровольных и даровых услуг.

VII.

5. Удовольствия хорошего имени — те, которые сопровождают убеждение человека, что он приобретает или владеет расположением окружающих его людей, то есть таких членов общества, с которыми он может иметь дело; и как средство к этому, — что он владеет их любовью или уважением, или тем и другим вместе; и как плод этого, что он может рассчитывать на выгоду их добровольных и даровых услуг. Эти удовольствия могут также назваться удовольствиями хорошей репутации, удовольствиями чести или удовольствиями нравственной санкции.

VIII.

6. Удовольствия власти — те, которые сопровождают убеждение человека, что он посредством возбуждения надежд и опасений может побуждать приносить ему выгоду своими услугами, — т.е. побуждать надеждой каких-нибудь услуг или опасением каких-нибудь отягощений, которые он может сделать народу.

IX.

7. Удовольствия благочестия — те, которые сопровождают веру человека, что он приобретает или владеет благоволением или милостью Высшего Существа, и, как плод этого, что он может насладиться удовольствиями, которые получаются по особой Божией воле в этой жизни или в будущей. Они могут также назваться удовольствиями религии, удовольствиями религиозного расположения или удовольствиями религиозной санкции.

Х.

8. Удовольствия благосклонности — удовольствия, происходящие от зрелища удовольствий, которыми, по нашему предположению, пользуются существа, могущие быть предметами благосклонности; т.е. чувствующие существа, которые нам близки; к ним обыкновенно принадлежат: 1) Высшее Существо; 2) человеческие существа; 3) другие животные. Эти удовольствия также могут назваться удовольствиями расположения, симпатии или удовольствиями благосклонных или общественных чувствований.

XI.

9. Удовольствия неблагосклонности — удовольствия, происходящие от зрелища страданий, переносимых, по нашему мнению, существами, которые могут быть предметом неблагосклонности; именно: 1) человеческие существа; 2) другие животные. Они могут быть также названы удовольствиями нерасположения, гневной раздражительности, антипатии или удовольствиями неблагосклонных и необщественных чувствований.

XII.

10. Удовольствия памяти — те, которые человек, насладившись теми или другими удовольствиями, или даже в некоторых случаях перенесши те или другие страдания, — хочет испытать еще раз, с точностью припоминая их в том порядке и с теми обстоятельствами, в каких он

действительно наслаждался ими или переносил их. Эти производные удовольствия, естественно, могут быть распределяемы на столько же видов, как те первоначальные восприятия, с которых они копируются. Они могут быть также названы удовольствиями простого воспоминания.

XIII.

11. Удовольствия воображения — те, которые могут быть произведены созерцанием какихнибудь таких удовольствий, на какие может случайно навести память, но в другом порядке и с другими группами обстоятельств. Их можно, следовательно, отнести к какому-нибудь из трех главных пунктов времени: настоящему, прошедшему или будущему. Очевидно, что они могут допустить столько же различий, как удовольствия предыдущего класса.

XIV.

12. Удовольствия ожидания — те, которые происходят от созерцания какого-нибудь рода удовольствия, относимого к будущему времени и сопровождаемого чувством веры. Они также допускают те же самые различия12.

XV.

13. Удовольствия ассоциации — те, которые могут вызвать известные предметы или случаи, не сами по себе, но только в силу известной ассоциации, связывающей их в уме человека с известными предметами или случаями, которые приятны сами по себе. Таково, например, удовольствие, полученное от мастерства, когда оно доставляется теми действиями, которые составляют игру в шахматы. Она получает свое приятное качество вследствие ассоциации отчасти с удовольствиями мастерства, производящего действия, приятные сами по себе, отчасти от ассоциации с удовольствиями власти. Таково же удовольствие удачи, когда оно доставляется такими случаями, как в азартной игре или в другой игре случая, в которой игра идет не на интерес. Она извлекает свое приятное качество от ассоциации с одним из удовольствий богатства, т.е. с удовольствием приобретения его.

XVI.

14. Далее мы увидим страдания, происходящие от удовольствий, таким же образом мы можем видеть теперь удовольствия от страданий. К каталогу удовольствий можно прибавить удовольствия облегчения, или удовольствия, которые испытывает человек, когда, перенесши в течение известного времени какое-нибудь страдание, он чувствует, что это страдание проходит или ослабевает. Эти удовольствия, конечно, могут быть разделяемы на столько же видов, сколько есть страданий, и могут произвести столько же удовольствий памяти, воображения и ожидания.

XVII.

1. Страдания лишения — те, которые могут происходить от мысли, что человек в настоящее время не владеет каким-нибудь из разных родов удовольствий. Поэтому страдания лишения могут быть разделены на столько же родов, сколько удовольствий, которым они соответствуют и от отсутствия которых они могут происходить.

XVIII.

Есть три рода страданий, которые представляют столько же видоизменений разных родов лишения. Когда наслаждение каким-нибудь удовольствием особенно желается, но без всякого ожидания, близкого к уверенности, то проистекающее отсюда страдание лишения принимает особенное имя и называется страданием желания или неудовлетворенного желания.

12 В отличие от них, все другие удовольствия могут быть названы удовольствиями наслаждения или пользования (enjoyment).

XIX.

Когда бывает, что наслаждение ищется со степенью ожидания, близкой к уверенности, и это ожидание внезапно прекращается, то это называется страданием разочарования (disappointment).

ХХ.

Страдание лишения принимает имя сожаления в двух случаях: 1) когда оно основано на памяти об удовольствии, которым человек однажды наслаждался, но которым он, по-видимому, больше наслаждаться не будет; 2) когда оно основано на идее удовольствия, которым человек никогда действительно не наслаждался и, быть может, даже не ожидает наслаждаться, но которым (как предполагается) он мог бы наслаждаться, если бы произошел тот или другой случай, который на деле не происходил.

XXI.

2. Различные страдания чувств бывают, кажется, следующие: 1) страдания голода и жажды, или неприятные ощущения, производимые недостатком нужных веществ, которые должны входить в пищеприемный канал; 2) страдания вкуса, или неприятные ощущения, производимые прикосновением различных веществ к нёбу и другим верхним частям того же канала; 3) страдания органа обоняния, или неприятные ощущения, производимые частицами разных веществ, когда они касаются этого органа; 4) страдания осязания, или неприятные ощущения, производимые прикосновением разных веществ к коже; 5) простые страдания слуха, или неприятные ощущения, возбуждаемые в органе этого чувства разными родами звуков, независимо (как прежде) от ассоциации; 6) простые страдания зрения, или неприятные ощущения, если такие бывают, которые могут быть возбуждены в органе этого чувства видимыми образами, независимо от принципа ассоциации13; 7) страдания, происходящие от чрезмерного жара или холода, если только они не относятся к осязанию; 8) страдания болезни, или острые и тягостные ощущения, происходящие от разных болезней и нездоровья, которым подвержена человеческая природа; 9)©страдания упражнения, телесного или умственного, или тягостное ощущение, которое может сопровождать всякое большое усилие и ума, и тела.

XXII.

314. Страдания неловкости — те, которые происходят иногда от безуспешного усилия применить к делу какое-нибудь частное орудие наслаждения или безопасности или от трудности, которую человек испытывает при таком применении15.

13Удовольствие полового чувства, кажется, не имеет соответственного ему положительного страдания: оно имеет только страдание лишения, или страдание умственного класса, страдание неудовлетворенного желания. Если от недостатка такого удовольствия происходит какое-нибудь положительное страдание тела, то это относится к разряду страданий болезни.

14Удовольствия новизны не имеют соответственных им положительных страданий. Страдание, испытываемое человеком, когда он не знает, что ему с собой делать, и выражаемое по-французски словом ennui (скука), есть страдание лишения — страдание, происходящее от отсутствия не только удовольствий новизны, но и всяких удовольствий вообще.

Удовольствия богатства также не имеют соответственных им положительных страданий; единственные страдания, противоположные им, суть страдания лишения. Если от отсутствия богатства происходят какие-нибудь положительные страдания, они могут быть отнесены к какомунибудь другому классу положительных страданий; главным образом к страданиям чувств. Например, от недостатка пищи происходят страдания голода, от недостатка одежды — страдания холода, и т.д.

15Возможно, является вопросом то, считать ли это положительным страданием само по себе или же это — не что иное, как страдания лишения, происходящие от осознания нехватки мастерства. Однако это — вопрос о словах, и не имеет особого значения, как его определить.

XXIII.

4. Страдания вражды — те, которые могут сопровождать убеждение человека, что он подвержен недоброжелательству того или другого отдельного лица или лиц в частности или что он с ним или с ними в дурных отношениях и — вследствие этого — что он подвержен каким-нибудь страданиям, которых это лицо может быть причиной.

XXIV.

5. Страдания дурного имени — те, которые сопровождают убеждение человека, что он подвержен или может быть подвержен недоброжелательству окружающих его людей. Они могут также назваться страданиями дурной репутации, бесчестья, или страданиями нравственной санкции16.

XXV.

617.Страдания благочестия, те которые сопровождают убеждение человека, что он подвержен неблаговолению Высшего Существа — и вследствие этого подвержен известным страданиям, посылаемым Его особенными решениями, в настоящей жизни или в будущей. Они могут быть также названы страданиями религии, страданиями религиозного расположения или страданиями религиозной санкции. Когда это убеждение считается основательным, эти страдания называются обыкновенно религиозным ужасом, когда оно считается мало основательным — суеверным ужасом.

XXVI.

7. Страдания благосклонности — те, которые происходят от зрелища каких-нибудь страданий, предполагаемых у других существ. Они могут назваться также страданиями доброжелательства или симпатии, или страданиями благосклонных или общественных чувствований.

XXVII.

8. Страдания неблагосклонности — те, которые происходят от зрелища каких-нибудь удовольствий, предполагаемых у других существ, которые составляют предмет нелюбви человека. Они могут также назваться страданиями недоброжелательства, антипатии или страданиями неблагосклонных и необщественных чувствований.

XXVIII.

9. Страдания памяти могут основываться на каждом из вышеупомянутых родов, на каждом из страданий лишения и из страданий положительных. Они вполне соответствуют удовольствиям памяти.

16В той мере, в какой об окружающих людях можно думать, что они вследствие какого-то события не настроены выказывать данному человеку ту степень уважения и доброжелательства, которую бы они иначе выказывали, или не склонны оказывать ему тех видов или того количества услуг, на которые иначе он мог бы рассчитывать, страдание, вытекающее из всего этого, должно рассматриваться как страдание лишения. Если же о людях можно думать, что они относятся к данному человеку с такой степенью неприязни и неуважения, что расположены делать ему определенное зло, то это следует рассматривать как положительное страдание. Страдание лишения и положительное страдание в данном случае неразличимо переходят друг в друга.

17Кажется, не имеется положительных страданий, соответствующих удовольствиям власти. Страдания, которые человек может испытывать от отсутствия или утраты власти, суть — в той мере, в какой власть отличается от других источников удовольствия, — по-видимому, не что иное, как страдания лишения.

XXIX.

10. Страдания воображения также могут основываться на каждом из вышеупомянутых родов как страданий лишения, так и положительных страданий; в других отношениях они вполне соответствуют удовольствиям воображения.

ХХХ.

11. Страдания ожидания могут основываться на каждом из вышеупомянутых родов как страданий лишения, так и положительных страданий. Они могут быть также названы страданиями предвидения (apprehension)18.

XXXI.

12. Страдания, происходящие от ассоциации, вполне соответствуют удовольствиям ассоциации.

XXXII.

В приведенном списке есть известные удовольствия или страдания, предполагающие существование какого-нибудь удовольствия или страдания у какого-нибудь другого лица, к которому имеют отношение удовольствие или страдание первого лица (о котором идет речь): такие удовольствия и страдания могут быть названы обращенными вовне (extra-regarding). Другие не предполагают ничего подобного и могут быть названы обращенными на себя (selfregarding). Единственные удовольствия и страдания, обращенные вовне, суть удовольствия и страдания благосклонности и неблагосклонности; все остальные — обращены на себя19.

XXXIII.

Из всех этих различных родов удовольствий и страданий едва ли есть хоть одно, которое бы по разным причинам не могло подлежать рассмотрению закона. Если совершено преступление, — то вред его и заключается в его стремлении разрушить у тех или других лиц те или другие удовольствия или причинить им те или другие страдания, а это и составляет основание к наказанию. Перспектива каких-нибудь из этих удовольствий или освобождения от каких-нибудь из этих страданий составляет мотив (побудительную причину) или искушение; достижение того или другого и составляет выгоду преступления. Если преступник должен быть наказан, — он может быть наказан только причинением одного или больше из этих страданий20.

18В отличие от них, все другие страдания могут быть названы страданиями терпения.

19Таким путем удовольствия и страдания дружбы могут более ясно отличаться от удовольствий и страданий доброжелательства, а с другой стороны, — неприязни от недоброжелательства. Удовольствия и страдания дружбы и неприязни принадлежат к типу обращенных на себя, тогда как доброжелательства и недоброжелательства — к типу обращенных вовне.

20Представить каталог сложных удовольствий и страданий, в то же время аналитически раскладывая их на несколько простых удовольствий и страданий, из которых состоят первые, было бы не только любопытно, но и полезно. Но подобное рассмотрение заняло бы слишком много места, чтобы его излагать здесь. Однако без краткого образчика такого анализа, служащего в качестве иллюстрации, едва ли можно обойтись.

Удовольствия, воспринимаемые глазом и ухом, обычно очень сложны. Например, удовольствие сельского вида состоит обычно из следующих удовольствий:

Соседние файлы в папке Бентам