Добавил:
Я с Вами навсегда! Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Презентации студентов и преподавателей / Патофизиология коры надпочечников.pptx
Скачиваний:
180
Добавлен:
03.02.2018
Размер:
352.78 Кб
Скачать

Глюкокортикоиды вызывают снижение в крови количества лимфоцитов, эозинофилов и базофилов, повышение чувствительности сенсорных структур и возбудимости нервной системы, обеспечение оптимальной симпатической регуляции сердечно-сосудистой системы.

Почечные эффекты глюкокортикоидов состоят в стимуляции диуреза путем снижения реабсорбции воды и повышении клубочковой фильтрации; подобно минералокортикоидам, они могут вызывать задержку натрия при потере калия.

в печени повышают синтез ангиотензиногена и тем самым способствуют большему образованию в крови ангиотензина II и

секреции альдостерона,

в мозговом веществе надпочечников увеличивают синтез катехоламинов в

Гормоны повышают устойчивость организма к действию чрезмерных раздражителей, подавляют сосудистую проницаемость и воспаление (поэтому их называют адаптивными и противовоспалительными)

антиаллергические эффекты из-за катаболизма белка в лимфоидной ткани и угнетения иммунных реакций.

Физиологическое влияние кортизола на им-мунокомпетентные клетки носит защитный, регуляторный характер

Физиологическое значение влияния кортизола на иммунокомпетентные клетки (на примере макрофага). Кортизол тормозит выделение макрофагом фактора некроза

опухолей (ФНО) и других токсичных для клеток организма макрофагальных цитокиновось

регуляции, что также повышает продукцию кортизола, снижающего цитотоксические

Андрогены надпочечника

стимулируют окостенение эпифизарных хрящей,

повышают синтез белка (анаболический эффект) в коже, мышечной и костной ткани

являются предшественниками основного андрогена семенников — тестостерона и могут превращаться в него при метаболизме в тканях-мишенях

способствуют развитию оволосения по мужскому типу, а их избыток у женщин — к вирилизации, т. е. появлению мужских черт.

Кортикостероидная недостаточность

Кортикостероидная недостаточность может быть тотальной, когда выпадает действие всех гормонов, и частичной — при выпадении активности одного из гормонов коры надпочечников.

Тотальная кортикостероидная недостаточность в эксперименте вызывается адреналэктомией. После адреналэктомии животное неминуемо погибает при явлениях выраженной адинамии и гипотонии. Продолжительность жизни составляет от нескольких часов до нескольких суток. Если животное выживает, это свидетельствует о наличии дополнительной корковой ткани надпочечника.

У людей острая тотальная недостаточность надпочечников может возникать при некоторых инфекционных болезнях. В связи с быстрым выпадением функции надпочечников развивается коллапс и больные могут умереть в течение первых же суток.

Хроническая надпочечниковая недостаточность характерна для болезни Аддисона (аддисоновой или бронзовой болезни). В основе патофизиологических изменений, возникающих в результате прогрессирующей гибели ткани коры надпочечника, лежит комбинация недостаточности всех гормонов его коры. При этом наблюдаются:

нарушения водного, минерального и углеводного обмена;расстройство функции сердечно-сосудистой системы;развитие адинамии (мышечная слабость);

пигментация кожных покровов и слизистых оболочек, в связи с чем это заболевание называют еще бронзовой болезнью.

Бронзовая болезнь - Синдром Аддисона - Хроническая недостаточность надпочечников

Заболевание, связанное с двусторонним поражением коры надпочечников и характеризующееся адинамией, артериальной гипотонией и пигментацией. Встречается в любом возрасте, одинаково часто среди мужчин и женщин, у детей - реже.

Причинами болезни могут быть кровоизлияния в надпочечники, тромбоз сосудов, сифилис, опухоли или метастазы рака в надпочечники, амилоидоз, гнойное воспаление, аутоиммунное поражение надпочечников, длительное применение кортикостероидов.

Водный и минеральный обмен. В основе нарушения этого обмена лежит недостаток минералокортикоида альдостерона и в меньшей степени глюкокортикоидов — кортизола и кортикостерона. Нарушение минерального обмена сводится к перераспределению ионов натрия и калия между клетками тканей и внеклеточным депо. Натрий начинает переходить из внеклеточного депо внутрь клеток, а калий — наоборот. Вслед за натрием в клетки устремляется вода, что ведет к развитию водной интоксикации. Уменьшение количества воды в экстрацеллюлярном депо приводит к дегидратации организма и уменьшению объема крови. В канальцах почек снижается реабсорбция натрия и он теряется с мочой. Ионы калия, наоборот, реабсорбируются более интенсивно и К+ начинает накапливаться в организме. В связи со снижением кровяного давления падает фильтрационное давление в клубочках почек и в результате уменьшается образование первичной мочи. Одновременно увеличивается реабсорбция воды в канальцах. Это связано с нарастанием концентрации ионов калия, что повышает чувствительность канальцевого эпителия к АДГ. Таким образом, уменьшение фильтрации и усиление реаб-сорбции воды ведут к понижению суточного диуреза. Потеря натрия обусловливает уменьшение активности симпатических окончаний, что является одним из механизмов развития адинамии и гипотонии. Задержка калия приводит к снижению сократительной способности скелетной п сердечном мускулатуры и, следовательно, к брадикардии и аритмии.

Углеводный обмен. Недостаток глюкокортикоидов вызывает гипогликемию в результате:

а) снижения глюконеогенеза из белка за счет уменьшения активности некоторыз трансаминаз и активности "ключевого" фермента глюконеогенеза - фосфоэнолпируваткарбоксилазы; б) увеличечения активности инсулина, по отношению к которому глюкокортикоиды являются антагонистами;

поэтому больные с недостаточностью надпочечников очень чувствительны к инсулину и введение обычных доз его всегда дает более выраженный эффект; в) уменьшения активации глюкозо-6-фосфатазы, что ведет к менее интенсивному поступлению в кровь глюкозы из клеток печени;

г) снижения всасывания глюкозы в кишечнике в связи с нарушением соотношения между ионами натрия и калия.

Сердечно-сосудистая система. Кортикостероидная недостаточность сопровождается снижением артериального давления. Это объясняется: а) уменьшением объема циркулирующей крови;

б) брадикардией, являющейся одной из причин снижения минутного объема крови; в) снижением сосудистого тонуса, в основе которого лежит падение чувствительности сосудистой стенки к адреналину и норадреналину и снижение тонуса сосудодвигательного центра в связи с общим уменьшением катаболизма белка, в частности в центральной нервной системе, что приводит к менее интенсивному образованию аммиака, необходимого для поддержания нормального уровня возбудимости сосудодвигательного и дыхательного центров.

Адинамия. В основе мышечной слабости, кроме указанного выше нарушения сократительных свойств мускулатуры, лежит и дефицит андростендиона (гормон, секретируемый сетчатой зоной коры надпочечников) в связи с выпадением его анаболического действия в отношении мышечных белков.

Пигментация. При аддисоновой болезни возникает вследствие увеличения отложения меланина в коже и слизистых оболочках. В связи с уменьшением образования кортизола растормаживается секреция меланофорного гормона, что и приводит к усилению синтеза меланина. При недостатке кортизола по механизму обратной связи усиливается и секреция АКТГ, который имеет в своей молекуле участок с такой же последовательностью аминокислот, какая имеется в молекуле меланофорного гормона. Поэтому большие количества АКТГ также оказывают некоторое меланофорное влияние.

Проявления синдрома Аддисона

Гипоальдостеронии́зм- это состояние, при котором кора надпочечников секретирует меньше альдостерона, чем требуется в норме.

Может быть первичным и вторичным. Дефицит альдостерона, связанный с гипофункцией надпочечников, наблюдается при аддисоновой болезни, синдроме Уотерхауза-Фридериксена и врожденной недостаточности ферментов, участвующих в биосинтезе стероидов.

Вторичный гипоальдостеронизм может быть следствием угнетения системы ренин-ангиотензин, дефицита АКТГ, злоупотребления минералокортикоидными препаратами или лакрицей.

При недостатке альдостерона организм непрерывно теряет натрий, в связи с чем уменьшается объём внеклеточной жидкости, а это приводит к утомляемости, головным болям, гипотонии и тахикардии. Одновременная задержка K+ и H+ вызывает гиперкалиемию и ацидоз, проявляющиеся в виде соответственно сердечной аритмии и мышечных спазмов, гипервентиляции и помутнения сознания

Синдром Уотерхауса — Фридериксена (острая Недостаточность коры надпочечников) наблюдается при «молниеносных» формах менингококкемии, когда очень быстрое развитие клинической картины менингококкового менингита сочетается с коллапсом. Клинически проявляется резким снижением артериального давления (особенно диастолического), «нитевидным» пульсом, тахикардией, угнетением дыхания, цианозом. Имеет место олигурия или анурия. Могут возникать геморрагические высыпания на коже.

Сознание изменено, наблюдается оглушение или возбуждение. Однако даже при катастрофически низких цифрах артериального давления редко наблюдается кома

.

Относительно причин развития синдрома Уотерхауса Фридериксена

является непосредственным следствием быстро развивающихся кровоизлияний в кору надпочечников, но, очевидно, более обоснованно считать его причиной токсическое воздействие менингококков на свертывающую систему крови в целом.

Для купирования синдрома Уотерхауса Фридериксена требуется экстренная комплексная терапия, в которой кортикостероиды занимают ведущее место. Ввиду угнетения основных функций надпочечников в наиболее тяжелых случаях показано сочетание глюкокортикоидов и минералокортикоидов.

Гиперкортикостероидизм

Гиперкортикостероидизмом называются такие изменения в организме, которые соответствуют усилению функции коры надпочечников. Гиперкортикостероидизм может развиваться за счет избыточного образования (или повышения активности) одного или сразу нескольких гормонов. Наиболее часто встречаются следующие виды гиперкортикостеростероидизма: гиперкортизолизм, альдостеронизм и адреногенитальный синдромы.