Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анализ процесса формирования структуры и свойств сплава ТН-10 при современных и перспективных методах получения и обработки материалов.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
05.06.2018
Размер:
868.86 Кб
Скачать

7 Термическая обработка сплава тн-10

Применение сплавов с памятью формы для изготовления имплантантов и медицинских инструментов предполагает задание изделию конкретной конфигурации и требует умения оптимального выбора сплава TiNi и способов направленного изменения его функциональных свойств. Одним из способов задания формы изделия и требуемых механических характеристик является термическая обработка материала. Использование различных режимов термообработки позволяет довольно широко варьировать параметры эффектов памяти формы, сверхэластичности и температуры начала и окончания фазовых превращений в сплавах TiNi [1].

Большинство исследований подтверждают, что ТО, а также ее параметры оказывают непосредственное влияние на все свойства TiNi. Как правило, из основных термообработок для сплавов с ЭПФ применяют отжиг, закалку, старение после закалки и термоциклирование [6]. Среди наиболее часто используемых (для сплавов на основе TiNi) выделяют гомогенизирующую закалку от 1070 К в воде (выдержка в течение 0,5 и 1 часа) и стабилизирующий отжиг при 770 К (выдержка 1÷3 часа, охлаждение с печью) [14]. Варьирование параметрами ТО определяет возможность контролировать микроструктуру и плавно регулировать ТМП, что в свою очередь обусловлено управлением процессом выделения либо растворения избыточных фаз в сплаве.

В сплавах на основе никелида титана процессы старения и выделения вторичных фаз интенсивно развиваются при отжиге в интервале температур 620-820 К [14, 15]. При изменении температуры и продолжительности отжига в указанном диапазоне для сплава TiNi меняется содержание второй фазы TiNi3 и регулируется состав в широкой области от 0 до 800 К. При этом температурные условия проявления ЭПФ контролируются с точностью до 3-5 К, но в относительно небольшом интервале – 20-30 K. Экспериментальные исследования также указывают, что температуры 820-870 К являются предельным критическим температурным диапазоном отжига, где существенным образом изменяются свойства TiNi [7].

Нитинол относительно легко поддается горячей обработке, но его холодная обработка затруднена тем, что огромная упругость сплава увеличивает его контакт со штампом или прокатным валом и тем самым вызывает огромное сопротивление трения и износ штампа/вала. По аналогичным причинам нитинол чрезвычайно плохо поддается обработке резанием, к тому же он имеет низкую теплопроводность, что затрудняет отвод тепла от заготовки при обработке. При этом сплав относительно хорошо поддается шлифованию (абразивной резке), электроэрозионной обработке и лазерной резке.

ТО нитинола требует высокой точности, так как сильно влияет на его свойства. ТО является главным средством для тонкого регулирования температуры фазового превращения. Длительность и температура ТО влияют на осаждение различных богатых никелем фаз и тем самым определяют количество никеля, осаждаемого на никель-титановой кристаллической решетке; обедняя никелевую матрицу, ТО ведет к увеличению температуры фазового превращения. Сочетание термической и холодной обработки является основным средством регулирования свойств этого сплава.

В процессе получения, например, тонкой проволоки из никелида титана сплавы подвергаются воздействию больших степеней деформации и промежуточных температур отжига. В результате такой обработки происходит изменение структурно-фазового состояния никелида титана, что приводит к смещению интервала фазовых превращений, смене последовательности мартенситных переходов и изменению эффектов формовосстановления. В этой связи исследование влияния механотермической обработки на структурное состояние тонких проволочных образцов сплава никелида титана, его физико-механические характеристики (величину накопления и возврата деформации, остаточную деформацию, ширину гистерезиса, характеристические температуры, интервалы мартенситного превращения и т.д.) является важной и необходимой для решения задачей [1].

В работе [16] проводились исследования по изучению структуры сплава марки ТН-10 разного диаметра от 3,8 до 1 мм в зависимости от термической обработки. Проволочные образцы были получены путем протяжки сплава никелида титана ТН-10 через фильеры с промежуточными отжигами при температуре 650-700 ºС. Исходное состояние полученной проволоки разного диаметра соответствует напряженному состоянию материала. Затем образцы были отожжены в печи с вакуумом 10-4 мм. рт.ст. при температуре Т=850 ºС с последующим охлаждением в печи. Структура проволочных образцов никелида титана исследована в исходном и отожженном состояниях.

Фазовый состав сплавов определяли методами рентгеноструктурного и микрорентгеноспектрального анализов. Фазовые превращения исследовали методом удельного электросопротивления. Изучение параметров эффекта памяти формы проведено методом многократного эффекта памяти формы в цикле охлаждение-нагрев-охлаждение при постоянной нагрузке.

Анализ макро- и микроструктуры проволочных образцов никелида титана разного диаметра в исходном и отожженном состояниях показал, что главной особенностью является наличие идентичной структуры во всех образцах. Структура состоит из матрицы, в которой наблюдаются выделившиеся частицы при плавлении и переделе материала. Частицы располагаются как в теле зерна, так и по границам с преимущественным распределением в теле зерна. Характерной особенностью выделений является различная геометрическая форма от круглой до пирамидальной с размером частиц 0,2-1,8 мкм (рис. 7.1). Различают участки с различной плотностью выделений от 0,1 до 0,4.

Рисунок 7.1 – Микроструктура сплава марки ТН-10 проволочных образцов: а – диаметр d=3,8 мм, б – диаметр d=1 мм; идентичность структуры [16, с. 316]

Локальный микроанализ показал, что это частицы, обогащенные по титану типа Ti2Ni. Фазы, обогащенные по титану, некогерентные, различной геометрической формы. Исходя из диаграммы состояния систем TiNi, образование фаз Ti2Ni происходит во время кристаллизации по перитектической реакции.

Из-за наличия вакансий и антиструктурных дефектов в решетке, фаза TiNi обладает способностью растворять О, N, C, что приводит к образованию оксикарбонитридов, имеющих состав типа Ti4Ni2 (O, N, C). Фаза Ti4Ni2O изоморфна Ti2Ni и по величине параметра решетки практически не отличается от нее (а=11,3236 Аº). Проведенный рентгеноструктурный анализ подтвердил дополнительно, что это выделения оксидов титана типа Ti4Ni2O. Кроме того, методами растровой электронной микроскопии, рентгеноструктурного и микрорентгеноспектрального анализов в сплавах обнаружены фазы TiNi (B2), TiNi (B19/).

Отжиг образцов при температуре Т=850 ºС, t=1 ч также не меняет структуры материала, однако приводит к более равномерному распределению частиц по объему образца (рис. 7.2).

Рисунок 7.2 – Микроструктура проволочного образца сплава марки ТН-10 d=3 мм, после отжига при Т=850 ºС, t=1 ч., вакуум; равномерное распределение частиц [16, с. 317]

Установлено, что в процессе отжига сплава ТН-10 при температуре 850 ℃ в течение 1 ч происходит дополнительное выделение фазы типа TiNi3. Фаза является мелкодисперсной и когерентно сопряженной с матрицей (рис. 7.3)

Рисунок 7.3 – Микроструктура сплава никелида титана ТН-10 после отжига при Т=850 ºС, t=1 ч вакуум; фазы, обогащенные по никелю TiNi3 [16, c. 317]

В тонких проволочных образцах при изменении диаметра образца, а также в зависимости от термомеханической обработки формируется различная зеренная структура. Установлено, что средний размер зерна при изменении диаметра проволоки от 3,8 до 1 мм меняется от 15 до 10 мкм. Отжиг приводит к незначительному росту зерна (табл. 7.1).

Таблица 7.1 – Средний размер зерна проволочных образцов сплава никелида титана марки ТН-10 [16, с. 317]

d, мм

Неотожженный размер зерна, d, мкм

Отожженный размер зерна, d, мкм

3,8

15

17

3

13

14

2

12

13

1

10

12

Таким образом, механотермический метод получения проволочных образцов для данного сплава является оптимальным и позволяет получать материал с хорошей стабильной структурой.

Сформированная однородная структура после отжига оказывает влияние на величину эффектов памяти формы, в частности, многократного эффекта памяти формы, температуры начала мартенситного превращения, а также на величину остаточной деформации, уменьшая ее, сужению ширины петли гистерезиса, увеличению интервала проявления мартенситного превращения [8].

В работе [17] исследования проведены на образце сплава никелида титана марки ТН-10 диаметром 1 мм в исходном и отожженном состояниях. Исследуемый сплав имеет температурный интервал восстановления формы – (+10 ℃ ÷ –25 °С). Проволочный образец диаметром 1 мм был получен путем протяжки сплава через фильеры с промежуточными отжигами при температуре 650–700 °С. Исходное состояние полученной проволоки соответствует напряженному состоянию. Затем образец был отожжен (выдержан при температуре 850 °С в течение часа в вакууме 10–4 мм рт. ст.) с последующим медленным охлаждением в печи до комнатной температуры.

Исследование параметров ЭПФ проводили методом многократного эффекта памяти формы в цикле охлаждение – нагрев при постоянной нагрузке Р = 2,5 кг. Выбор нагрузки определялся необходимостью проявления максимальной мартенситной реакции и максимальной величиной накопленной деформации. Основные характеристики ЭПФ – температуры Ms, Md, минимальные и максимальные напряжения σMd max , σMs min – определяли с помощью температурной зависимости напряжения мартенситного сдвига и предела текучести на отожженном и не отожженном образцах.

Исследования микро- и макроструктуры сплавов ТН-10 методами оптической металлографии, рентгеноструктурного анализа, растровой электронной микроскопии в исходном и отожженном состояниях показали идентичность их структуры. Для сплава ТН-10 характерно наличие фазы TiNi в двух состояниях В2 и В19′, фаз Ti2Ni, Ti4Ni2O, TiNi3. Индивидуальной особенностью образованной структуры сплава является наличие фаз различной плотности и размеров, расположенных по всему объему образца. Для сплава ТН-10 характерна однородная структура (рис. 7.4).

Рисунок 7.4 – Макроструктура сплава ТН-10 после отжига при T = 850 ℃, t = 1 ч, вакуум [17, с. 33]

Рисунок 7.5 – Микроструктура сплава ТН-10 [17, c. 33]

В сплаве обнаружены мелкодисперсные частицы, обогащенные по никелю – типа TiNi3, выделяющиеся внутри матричной фазы в виде сетчатых структур и более мелких выделений округлой формы (рис. 7.5), которым предшествует образование ряда метастабильных фаз Ti2Ni3, Ti3Ni4, Ti11Ni14. Частицы данной фазы мелкодисперсные, размером от 0,1 мкм и менее, имеют когерентное сопряжение с матрицей. В процессе получения проволоки из никелида титана сплав подвергается воздействию больших степеней деформации и промежуточных температур отжига. В результате такой обработки происходит изменение как структурно-фазового состояния никелида титана, так и зернограничного ансамбля.

Изменение внутреннего состояния материала вследствие механотермической обработки и при изменении состава материала влечёт за собой изменение основных характеристик формоизменения.

Установлено, что величина общей накопленной деформации, состоящей из упругой, мартенситной и пластической составляющих, при многократном эффекте памяти формы для сплавов, близких по составу ТН-10, выше, чем для сплава ТН-1В, наиболее обогащенного по титану.

Для исходного сплава характерна неоднородная по объему плотность выделившихся частиц, обогащенных как по титану, так и по никелю. Данные фазы являются дополнительными препятствиями для движения межфазной границы раздела при мартенситных превращениях, снижая температуры начала мартенситного превращения Ms. Сдвиг температуры Ms в область более низких температур ведет к расширению температурного интервала мартенситного превращения. В процессе термоциклирования происходит увеличение плотности выделившихся мелкодисперсных, когерентных частиц, обогащенных по никелю, что вносит дополнительный вклад в расширение температурного интервала мартенситного превращения.

Остаточная деформация при термоциклировании за каждый цикл уменьшается. Наиболее значительные изменения наблюдаются на первых пяти циклах, далее изменения незначительны. В процессе циклирования при мартенситном превращении все меньшее количество фазы TiNi вовлекается в процесс деформации. Для отожженного материала величина остаточной деформации больше, чем в исходном сплаве. Образованные в процессе отжига мелкодисперсные когерентные фазы TiNi3 изменяют состав сплава TiNi и создают барьеры для развития превращения, преодоление которых при деформации происходит за счет пластического сдвига фазы TiNi, что соответственно увеличивает долю пластической составляющей (остаточной деформации) в общей накопленной деформации.

Анализ кривой температурной зависимости напряжения мартенситного сдвига показывает для сплава ТН-10 различные особенности изменения основных характеристик эффектов памяти формы, температур Ms, Md, минимальных σMsmin и максимальных σMdmax напряжений мартенситного сдвига (рис. 7.6).

Рисунок 7.6 – Температурная зависимость напряжений мартенситного сдвига сплава ТН-10 [17, c. 35]

Установлено, что обогащение сплава по никелю, сопровождаемое выделением фаз TiNi3 и изменением структуры, приводит к снижению температуры начала мартенситного превращения Ms как для отожженного, так и для исходного сплава. Выделившиеся мелкодисперсные когерентные фазы, обогащенные по никелю, являются стопором, снижающим подвижность межфазных границ при мартенситных превращениях. Структура отожженного сплава более однородна, по сравнению с исходным образцом, при этом наблюдается более равномерное распределение частиц по объему образца. Однако дополнительное выделение в процессе отжига мелкодисперсной фазы TiNi3, а также выпадение частиц в результате циклирования приводит к формированию структуры, оказывающей существенное влияние на развитие мартенситного превращения, что отражается на снижении температуры Ms относительно исходного материала (рис. 7.7). Эти данные открывают перспективу использования обогащенных никелем сплавов в более широком интервале температур.

Рисунок 7.7 – Температура начала мартенситного превращения проволочных образцов сплавов никелида титана разного состава: кр. 1 – исходный; кр. 2 – отожжённый [17, c. 36]

При увеличении концентрации никеля происходит увеличение температуры Md – максимальной температуры, при которой возможно возникновение мартенсита под нагрузкой (рис. 7.8). При этой температуре предел текучести и величина напряжений мартенситного сдвига совпадают. Дальнейшее увеличение температуры ведет к отсутствию мартенситного вклада в деформацию, которая связана лишь с пластической деформацией. Сплавы, обогащенные по никелю, характеризуются довольно высоким пределом текучести и, как следствие, высокими температурами Md.

Рисунок 7.8 – Концентрационная зависимость характеристической температуры Md в сплавах разного состава: кр. 1 – исходный; кр. 2 – отожжённый [17, c. 36]

Рассмотрение температурного интервала Ms – Md связано со смещением температуры Ms в область низких температур, а температуры Md, наоборот, в область более высоких температур. Смещать данные характеристики можно как за счет выделения фаз в процессе отжига и циклирования, так и за счет увеличения предела текучести. В сплавах с широким интервалом Ms – Md увеличивается возможность использования эффекта памяти формы и сверхэластичности при разработке конкретных устройств.

При практическом использовании наибольшее значение имеют функциональные сплавы (например, ТН-10), обогащенные по никелю. Минимальная величина напряжения мартенситного сдвига в сплаве ТН-10 соответствует области температур, расположенной вблизи температуры начала мартенситного превращения Ms, и не превышает 100 МПа. Развитие мартенситного превращения в данном сплаве возможно при гораздо меньших напряжениях, чем в сплаве, обогащенном по титану ТН-1В, матрица которого насыщена большим количеством фаз выделений Ti2Ni, TiNi3.

Проведенные исследования [17] показали, что функциональный сплав на основе никелида титана ТН-10 характеризуется отличительными структурными особенностями, которые проявляются в плотности распределения, количестве и размерах фаз выделений Ti2Ni, TiNi3.

Отжиг сплава приводит к формированию более однородной структуры по сравнению с исходным материалом. Сформированная структура сплава ответственна за изменения характеристик формовосстановления при эффектах памяти формы и сверхэластичности.

Высокая концентрация никеля в сплаве ТН-10 приводит к повышению температуры Md, снижению температуры начала мартенситного превращения Ms как для отожженного, так и для исходного сплава. Разница напряжений мартенситного сдвига σMdmax – σMsmin, характеризующая работоспособность сплава, показывает, что сплав ТН-10 проявляет более высокие свойства при формовосстановлении, чем сплавы с меньшей концентрацией никеля [17].