Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ср.веков.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
415.74 Кб
Скачать

28. Английский абсолютизм.

Английский абсолютизм, начало которому положил основатель династии Генрих VII (1485—1509), имел ряд особенностей по сравнению с «классическим» абсолютизмом французского или испанского типа. Как и на континенте, он в конечном счете выражал интересы прежде всего феодальной знати. Но это была уже не старая знать, опиравшаяся на свои наследственные вотчины. Генрих VII приказал разрушить феодальные замки, распустил феодальные дружины, земли, конфискованные у побежденных противников, раздавал своим сторонникам — рыцарям и джентри.

Становясь крупными землевладельцами, они формировали новую знать, окружавшую короля и составлявшую его двор. Между этой новой знатью и низшими слоями нового дворянства, все более тесно смыкавшимися с буржуазией, пе было вплоть до конца XVI в. значительных противоречий. Поскольку новое, быстро обуржуазивающееся дворянство поддерживало королевскую власть, а именно оно господствовало в палате общин, Генрих VII и его преемники продолжали созывать парламент, ставший — тоже до конца XVI в. — их покорным орудием. Все же сохранение органа сословного представительства было важной особенностью английского абсолютизма; на континенте абсолютные монархи не желали идти даже на чисто формальные ограничения своей власти и фактически ликвидировали сословные учреждения.

Пользуясь поддержкой дворянства в графствах и буржуазии в городах, английский абсолютизм не нуждался в сильном и разветвленном бюрократическом аппарате, подобном тому, который был создан во Франции. Выборные мировые судьи, сквайры, городские власти обеспечивали проведение в жизнь королевских указов и парламентских актов. Не требовалась королю и постоянная армия: в случае необходимости он мог собрать ополчение или привлечь наемников.

Несмотря на все эти отличия от континентального абсолютизма, тюдоровская монархия была все же абсолютной, что особенно ярко обнаружилось при короле Генрихе VIII (1509 — 1547). Становясь все более деспотичным, он отправлял на эшафот каждого, кто осмеливался ему перечить. Едва ли не самой опасной должностью в государстве стала должность канцлера; став неугодными, канцлеры, включая Томаса Мора, неизменно приговаривались к смерти.

29. Нидерландская революция

Периодизация:

1 Начальный этап (1555—1572)

Атмосфера в Нидерландах была напряжённой в связи с восстанием лидеров кальвинистов, голода после неурожая в 1565 году и экономических трудностей в связи с Северной войной. В начале августа 1566 года монастырская церковь в Стеенворде во Фландрии (в настоящее время в Северной Франции) была разграблена под предводительством проповедника Себастьяна Матте. За этим инцидентом последовал ряд аналогичных беспорядков во Фландрии и вскоре Нидерланды стали ареной массивного иконоборческого движения кальвинистов, которые врывались в церкви и другие религиозные здания, оскверняли и разрушали статуи и изображения католических святых по всей стране. По словам кальвинистов, эти статуи представляли собой поклонение идолам. Действия иконоборцев разделили дворянство на два лагеря. Филипп утратил контроль над ситуацией в Нидерландах и отправил армию для подавления мятежа. 22 августа 1567 года Фернандо Альварес де Толедо (герцог Альба) вошел в Брюссель во главе 10-тысячного войска.

2 Возрождение надежд (1572—1585)

Испании мешал тот факт, что она была вынуждена вести войну на разных фронтах одновременно. Борьба против Османской империи в Средиземном море ограничивала военную мощь, развернутую против мятежников в Нидерландах. Уже в 1566 году с помощью французской дипломатии (учитывая франко-османский альянс) Вильгельм I Оранский обратился с просьбой о поддержке к Османской империи. Османская империя предлагает прямую военную помощь повстанцам, во-первых, через связь Иосифа Нази с протестантами в Антверпене, а во-вторых, через письмо Сулеймана Великолепного «Лютеранам» во Фландрии с предложением помощи войсками по первой просьбе. Сулейман даже утверждал, что считает себя религиозно близким протестантам «так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора». Лозунгом гёзов стал «Лучше турки, чем Папа», и они даже имели красное знамя с полумесяцем, напоминающее турецкое знамя. Турки продолжали оказывать поддержку Голландии вместе с французами и англичанами, а также поддерживали протестантов и кальвинистов, как один из способов противостояния Габсбургам в Европе.

Также усилились разногласия среди голландцев. С одной стороны там было кальвинистское воинствующее большинство, которое хотело продолжить борьбу с католическим Филиппом II и обратить всех голландских граждан в кальвинизм. С другой стороны существовало католическое меньшинство, которое хотело оставаться верным правителю и его администрации в Брюсселе. Вильгельм Оранский стал центральной фигурой сплочения этих групп во имя общей цели. В конце концов он был вынужден перейти к более радикальным кальвинистам потому, что кальвинисты были наиболее фанатичны в борьбе с испанцами. Он перешел в кальвинизм в 1573 году.

3 Де-факто независимость севера (1585—1609)

Соединенные Провинции нуждались в помощи Франции и Англии и с февраля по май 1585 года даже предлагали каждому монарху сюзеренитет над Нидерландами.

В рамках финансового и военного давления, в 1598 году Филипп уступил Нидерланды любимой дочери Изабелле и её мужу и своему племяннику Альбрехту VII Австрийскому (они оказались весьма компетентными правителями) после заключения договора с Францией. В это же время Мориц вёл захват важных городов страны. Начиная с важного укрепления Берген-оп-Зом (1588 г.), Мориц завоевал Бреду (1590 г.), Зютфен, Девентер, Делфзейл и Неймеген (1591 г.), Стеенвик, Коворден (1592 г.), Гертруденберг (1593 г.), Гронинген (1594 г.), Грунло, Энсхеде, Оотмарсум, Олдензал (1597 г.) и Граве (1602 г.). Эта кампания проводилась в пограничных районах современных Нидерландов, в сердце Голландии сохранялся мир, который впоследствии перешёл в голландский Золотой век.

Армия Генеральных Штатов завоевала признание для себя и своего командира, нанеся поражение испанским войскам в открытом бою. Мориц остановил марш на Дюнкерк и вернулся в северные провинции. Разделение Нидерландов на отдельные государства стало практически неизбежным. Не сумев устранить угрозу для торговли, исходящую от Дюнкерка, государство было вынуждено создать свои военно-морские силы для защиты морской торговли, которая значительно возросла за счет создания в 1602 году Голландской Ост-Индской компании. Укрепление голландского флота стало сдерживающем фактором для военно-морских амбиций Испании.

4 Двенадцать лет перемирия (1609—1621)

В 1609 году было объявлено прекращение огня, после чего последовало двенадцать лет перемирия между Соединёнными провинциями и контролируемыми испанцами южными штатами при посредничестве Франции и Англии.

Во время перемирия в голландском лагере возникли две фракции, разнонаправленные политически и религиозно. На одной стороне были приверженцы богослова Якоба Арминия, чьи видные сторонники включали в себя Йохана ван Олденбарневелта (Барневелта) и Гуго Гроция. Арминийцы относились к протестантскому течению ремонстрантов и являлись, как правило, зажиточными торговцами, которые приняли более строгое толкование Библии, чем классические кальвинисты. Помимо этого, они считали, что Голландия должна быть республикой. Они оппонировали более радикальным гомаристам (сторонниками Францискуса Гомаруса), которые в 1610 году открыто провозгласили свою верность принцу Морицу. В 1617 году произошла эскалация конфликта, когда республиканцы (ремонстранты) провели «Резолюцию», позволяющую городам принять меры в отношении гомаристов. Однако, принц Мориц обвинил Олденбарневелта в государственной измене, он был арестован, а в 1619 году казнён. Гуго Гроций покинул страну после побега из заключения в замке Лёвенстейн.

5 Заключительный этап (1621—1648)

Переговорам о мире мешали два нерешённых вопроса. Во-первых, испанскому требованию религиозной свободы для католиков в Северных Нидерландах противопоставлялось голландское требование свободы для протестантов на юге Нидерландов. Во-вторых, существовали несогласия относительно торговых путей в различных колониях (на Дальнем Востоке и в Северной и Южной Америке), которые не удавалось разрешить. Испанцы сделали одно последнее усилие для завоевания Севера, а голландцы использовали свои военно-морские силы, чтобы расширить колониальные торговые маршруты в ущерб Испании. Война возобновилась, становясь частью более масштабной Тридцатилетней войны.

Мир

30 января 1648 года война закончилась подписанием Мюнстерского договора между Испанией и Нидерландами. 15 мая 1648 года в Мюнстере стороны обменялись ратифицированными копиями договора. Этот договор являлся частью европейского Вестфальского мира, завершавшего Тридцатилетнюю войну. В договоре баланс сил в Западной Европе был приведён в соответствие с реальной расстановкой сил, то есть де-юре Голландская Республика была признана в качестве независимого государства и сохранила контроль над территориями, завоёванными на поздних этапах войны. Мир не был долговечным, возникли новые мировые державы. Уже в 1652 году, через четыре года после подписания мира, Голландская и Английская республики начали новую войну. Классовая борьба

После прибытия в Нидерланды нового испанского наместника дона Хуана Австрийского

Генеральные штаты, вопреки воле прогрессивных сил и противодействию принца Оранского, завязали с ним переговоры. В феврале 1577 г. был подписан «Вечный эдикт», и дон Хуан, обязавшийся соблюдать «Гентское умиротворение», признавался наместником Филиппа И. Но уже в июне дон Хуан, намереваясь восстановить прежние порядки, захватил цитадель в На-

мюре и начал военные действия против войск Генеральных

штатов. Это вызвало новый подъем социально-политической борьбы, изменивший расстановку сил во Франдрии, Брабанте и южных провинциях. Кажущееся единство первых дней рассеялось, как туман. Шел ускоренный процесс политического самоопределения борющихся классов и группировок, расслаивание их на враждующие между собой или соперничающие фракции. Происпански настроенные дворяне, городской патрициат, реакционные слои бюргерства и купечества, связанные своими экономическими и политическими интересами с Испанией, сплачивались в единый блок феодально-католической реакции, искавший соглашения с Филиппом II. Кальвинистская буржуазия, претендовавшая на роль руководителя восстания, мелкобуржуазные и плебейские массы городов, в ряде случаев устанавливавшие контакты с крестьянами и бывшие главной движущей силой революционного и освободительного

движения, сплачивались в другой блок.

Приверженцы принца Оранского, рекрутировавшиеся из анти- испански настроенных кругов дворянства, умеренных слоев бюргерства и купечества, занимали промежуточное положение, пытались играть роль «примирителей» борющихся сил. После измены дона Хуана прокатилась новая волна народных восстаний, в ходе которых свергались реакционные магистраты, арестовывались сторонники испанцев, изгонялись католические священники. В Брюсселе, Антверпене, Ипре, Генте были созданы революционные «комитеты восемнадцати» («18»), тесно связанные с консисториями. Членами «18» были кальвинисты — буржуа, адвокаты, цеховые ремесленники, лавочники, купцы. Своей главной задачей комитеты считали организацию обороны городов и прилегающей сельской местности от испанцев; но постепенно «18» стали вмешиваться во все области городского управления, контролировать действия магистратов, играя роль революционных органов власти. В Брюсселе «18» оказывали давление на Государственный совет и Генеральные штаты. Летом и осенью 1577 г. они потребовали от Генеральных штатов удаления реакционеров и испанских пособников из государственного аппарата, всеобщего вооружения народа, реорганизации Государственного совета. Однако действия «18», кальвинистских консисторий и народных масс были разрознены, революционная буржуазия не смогла выдвинуть из своей среды авторитетных руководителей общегосударственного масштаба. Этим воспользовался принц Оранский, который уже давно лелеял мечту перебраться из Голландии, ставшей периферией, в Брюссель, где находились центральные органы власти восставших провинций. Осенью 1577 г. он прибыл в Брюссель, где, опираясь на энергичную деятельность своих сторонников, добился назначения на пост руварда (наместника) Брабанта.

Происпанские силы тем временем попытались закрепиться во Фландрии, сделав ее столицу Гент своим центром. Однако восстание гентского плебса в октябре 1577 г. сорвало эти планы. Лидер

дворянских реакционеров герцог Арсхот и другие заговорщики были арестованы, а хозяевами города стали «18» и консистории. Борьба против католических реакционеров кипела и в других районах. Генеральные штаты и их сторонники были растеряны. Напуганные мощным размахом народных выступлений, они видели выход в их подавлении и сговоре с силами феодально-католической реакции. Такой же в основном политики в это время придерживался и принц Оранский. Понимая, что достигнуть своих целей он сможет легче всего если подчинит себе Государственный совет и Генеральные штаты, принц настойчиво расширял круг своих приверженцев (оранжистов) в этих правительственных органах. И принц Оранский добился своего, становясь постепенно хозяином и в Государственном совете, и в Генеральных штатах.

Главной движущей силой надвигавшейся революции был городской плебс, включавший в себя довольно разнородные элементы: городских поденщиков, цеховых подмастерьев и учеников,

портовый люд, матросов, рабочих мануфактур, а также крестьянство и экспроприированных пауперов. Народные массы стояли за самые решительные действия.