Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Роль экстраординарных магистратур в Древнем Рим....docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
50.45 Кб
Скачать

Роль экстраординарных магистратур в Древнем Риме

Содержание

Введение

1. Исследование источников знаний по истории Древнего Рима

1.1. Тит Ливий

1.2. Дионисий

1.3. Полибий

2. Экстраординарные магистратуры в раннереспубликанском Риме

2.1. Краткая характеристика раннереспубликанского Рима (509−265 гг. до н.э.)

2.2. Категории магистратуры и ее основные черты

2.3. Интеррекс

2.4. Диктаторы

2.5. Начальник конницы

2.6. Децемвиры

2.7. Военные трибуны с консульской властью

2.8. Народные трибуны

3. Эдикты магистратов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Изучение государственного устройства Римской республики включает в себя широкий круг политико-правовых проблем, к числу которых относятся, в первую очередь, вопросы функционирования органов управления гражданской об-щиной. Политическая система Древнего Рима имела три основополагающих звена: народные собрания (комиции), сенат и магистратуры. Первое из них было свя-зано с осуществлением законодательных и избирательных функций, второе – распорядительных и контролирующих. Третий же элемент – совокупность ма-гистратур – представлял исполнительную власть. Формирование, деятельность и структура органов исполнительной власти республиканского Рима имели свою специфику. Римские высшие магистраты являлись носителями делегиро-ванного государственного суверенитета, предоставлявшегося им от имени гра-ждан и «отцов». Специфика организации исполнительной власти у римлян про-явилась еще и в том, что наряду с обычными, ординарными магистратурами, их конституция предполагала введение в критической ситуации экстраординарных должностей. Структуры чрезвычайной власти Римской республики заслужива-ют особого исследовательского внимания и специального анализа.

Реферат «Роль экстраординарных магистратур в раннереспубликанском Риме» состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературных источников.

В первой главе «Исследование источников знаний по истории Древнего Рима» рассматриваются источники истории Древнего Рима – это Тит Ливий, Дионисий и Полибий.

Во второй главе «Экстраординарные магистратуры в раннереспубликан-ском Риме» дается краткая характеристика раннереспубликанского Рима, показы-вается роль экстраординарных магистратур в раннереспубликанском Риме.

В третьей главе «Эдикты магистратов» дается краткая характеристика Эдик-тов магистратов.

1. Исследование источников знаний по истории Древнего Рима

1.1. Тит Ливий

Тит Ливий из города Патавия (теперь Падуя) в северной Италии (59 г. до н. э. − 17 г. н.э.) получил прекрасное образование и был разносторонним и пло-довитым писателем. Но из его сочинений сохранилась только часть монумен-тального исторического произведения, которое обычно называют «Ab urbe con-dita libri». («Книги от основания Рима»). Оно состояло из 142 книг и охватыва-ло период от прибытия Энея в Италию до 9 г. до н.э. Но сохранилось только 35 книг: первые десять (первая декада), доводящие изложение до 293 г., и с 21-й по 45-ю (то есть 3-я, 4-я и первая половина 5-й декад), охватывающие эпоху с 218 по 167 г. Кроме этого, уцелели отдельные фрагменты и краткие изложения содержания (периохи) почти всех книг (кроме 13б-й и 137-й). Для ранней исто-рии Рима имеет значение, следовательно, только 1-я декада.

Ливий жил в эпоху Августа, и это не могло не отразиться на его произве-дении. По своим политическим убеждениям он был сторонником аристократи-ческой республики, за что Август называл его «иомпеянцем». Но консерватив-но-патриотический характер его истории заставлял Августа мириться с этим «вольнодумством». Ливий ставит своей задачей прославить доблесть и величие римского народа. Он всюду подчеркивает добрые старые нравы, противопос-тавляя их испорченности своего времени. Ливий − историк-моралист.

«В этом-то и состоит нравственная польза и плодотворность изучения исто-рии, − пишет он в «Предисловии» к своему труду, − что примеры всякого рода событий созерцаешь, точно на блестящем памятнике: отсюда можно взять и для себя и для своего государства образцы, достойные подражания, тут же найдешь и позорное по началу и концу, чего следует избегать».

Ливии прекрасный стилист, хотя и не свободный от влияния риторики. Он любит вкладывать в уста действующих лиц выдуманные речи, построенные по всем правилам ораторского искусства.

Ливий − не исследователь, но скорее компилятор. Поэтому вопрос об его источниках приобретает особо важное значение. Не всегда эти источники мож-но установить. Бесспорно, во всяком случае, что для 4-й и 5-й декад он пользо-вался почти исключительно Полибием, великим греческим историком II в. Для 3-й декады − отчасти Полибием, отчасти анналистами. Что же касается 1-й де-кады, то для нее определить его источники почти невозможно. Вероятнее всего, это были младшие анналисты. Своими материалами Ливий пользовался почти без критики. Если главный источник был один, то он излагал его целиком (на-пример, списывал Полибия); если источников было несколько, то в каждом от-дельном случае он либо субъективно отдавал предпочтение какому-нибудь од-ному, либо сообщал несколько версий, иногда разноречивых. Только в редких случаях Ливии поднимается до исторической критики.

Например, разбирая в 1-й книге, в 18-й главе мнение о том, что учителем Нумы Помпилия был Пифагор, он указывает, что Пифагор жил 100 лет спустя после Сервия Туллия и, следовательно, учителем Нумы быть никак не мог. Да-же если бы они были современниками, то как Пифагор мог попасть к сабинам, на каком языке учитель и ученик разговаривали друг с другом.

Тенденциозность Ливия заставляет его односторонне подбирать факты. Например, излагая Полибия, он выбрасывает из него все то, что могло бы бро-сить тень на Рим. К тому же Ливии не был знатоком ни в области государст-венных, ни в области военных вопросов, а ему постоянно приходилось говорить и о римской конституции и о войнах. Это обстоятельство не могло не повлиять в отрицательном смысле на содержание его труда.

Главное значение Ливия для ранних эпох римской истории состоит в том, что только у него мы находим связную традицию о первых двух периодах. Од-нако это же обстоятельство сыграло и свою отрицательную роль в дальнейшем развитии римской историографии. Литературный талант Ливия, искусная сис-тематизация легендарного материала, широкая популярность его труда сделали Ливия главным представителем традиции о возникновении Рима и его истории в раннюю эпоху. А эта традиция и по характеру материала, которым пользовал-ся Ливии, и благодаря его собственным недостаткам в значительной части не-достоверна. Поэтому утверждения Ливия в этой части нуждаются в тщательной проверке и сличении с параллельными источниками.