Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к зачету Риторика (51-ЕИП, 2011-2012).doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
209.92 Кб
Скачать

15. Установите несостоятельность демонстрации, за­пишите схему.

1. Антонов — голубоглазый человек, поэтому со всей опреде­ленностью можно сказать, что он уроженец Севера, потому что большинство северян — голубоглазы.

2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Омск и в Ир­кутск. Я думаю, что он не был в Иркутске, так как почти две недели провел в Омске.

3. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери:

«Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Что пользы в нем?»

4. Студенты нашей группы Андреев и Павлов плохо подготови­лись к экзамену по экономической теории и не сдали его; совер­шенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по логике.

5. Тотчас же королева

Пошла к его величеству

И, будто между прочим

Сказала невпопад:

«Ах, да, мой друг, по поводу

Обещанного масла...

Хотите ли попробывать

На завтрак мармелад?» (Милн).

6. Следствием установлено, что поджег склада могли совершить трое его рабочих — Адоскин, Борисов или Сергеев. На данном этапе расследования установлено полное алиби Сергеева. Из этого факта со всей очевидностью вытекает, что преступление соверше­но Адоскиным и Борисовым.

7. Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, сле­довательно, он имеет неустойчивую нервную систему.

8. «Критик высказал суждение о книге начинающего писателя, прочитав всего одну страницу. Когда это поставили ему в упрек, то он ответил: «Если я желаю определить вкус вина в бочке, неу­жели для этого я должен выпить всю бочку: одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку». (Челпанов. Учебник логи­ки).

9. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдаю­щихся философов. Свидетельством тому — философское наследие Аристотеля.

10. Для меня очевидно, что Николаев не может знать и любить ни музыку, ни поэзию. Я исхожу из того, что человечество делит­ся на «физиков» и «лириков». Николаев же работает в области точных наук.

11. Иванов и Сидоров учатся в одной группе, неплохо успева­ют по всем предметам, любят музыку. Иванов — хороший спортсмен. Несомненно спортом занимается и Сидоров.

12. « — Если бы никто не совал носа в чужие дела, — провор­чала Герцогиня, — мир завертелся бы куда быстрей, чем сейчас. — «Ну и что же тут хорошего? — с готовностью подхватила Али­са... — Представляете, какая бы началась путанница? Никто бы не знал, когда день, когда ночь. Ведь тогда бы от вращения... — «Кстати, об отвращении! — сказала Герцогиня. — Отвратитель­ных девчонок казнят!» — Алиса испуганно покосилась на Повари­ху...» (Кэрролл. Л. Приключения Алисы в стране чудес).

13. Рассуждая по аналогии с правилами первой фигуры просто­го категорического силлогизма, с необходимостью приходим к вы­воду, что по правилам второй фигуры простого категорического силлогизма — большая посылка должна быть общим суждением.

4. Правила и ошибки в аргументации

16. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

1. Какую ошибку в доказательстве имел в виду известный рус­ский логик С. Поварнин, приводя пример следующего спора: «... юный идеалист доказывает человеку «опыта», что такой-то посту­пок малодушен и бесчестен. Тот сперва стал спорить «чин-чи­ном», но затем, видя, что дело его плохо, заявил: «Очень вы еще молоды и неопытны. Поживете, узнаете жизнь и сами со мною со­гласитесь. Юноша стал доказывать, что молодость не при чем, что «он знает жизнь». (Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. Вопросы философии. 1990. — № 3.—С. 110).

2. После ухода Швейка коллегия трех пришла к единодушному выводу: Швейк — круглый дурак и идиот согласно всем законам природы, открытым знаменитыми учеными психиатрами. В за­ключении, переданном судебному следователю, между прочим стояло: «Нижеподписавшиеся судебные врачи сошлись в определе­нии полной психической отупелости и врожденного кретинизма представшего перед вышеуказанной комиссией Швейка Йозефа, кретинизм которого явствует из таких слов, как «Да здравствует император Франц-Иосиф Первый», каковых вполне достаточно, чтобы определить психическое состояние Йозефа Швейка как яв­ного идиота». (Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка. — М., 1977. — С. 37).

3. «Сганарель. Мы, великие медики, с первого взгляда опреде­ляем заболевание... я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема.

Жеронт. Так-то оно так, но я бы хотел услышать, отчего это слу­чилось?

Сганарель. Сделайте одолжение. Оттого, что она утратила дар ре­чи.

Жеронт. Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, причину, по кото­рой она его утратила.

Сганарель. Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается.

Жеронт. А в чем же вы усматриваете причину того, что он не во­рочается?

Сганарель. Аристотель сказал по этому поводу... много хорошего.

Жеронт. Охотно верю.

Сганарель. О, это был великий муж.

Жеронт. Не сомневаюсь. Сганарель.

Подлинно великий!...»

(Мольер. Лекарь поневоле // Полн. собр. соч. — М., — 1966. — Т. 2— С. 423).

4. «Победоносиков. ...Итак, товарищи, этот набатный револю­ционный призывный трамвайный звонок колоколом должен гудеть в сердце каждого рабочего и крестьянина. Сегодня рельсы Ильича свяжут «Площадь имени десятилетия советской медицины» с быв­шим оплотом буржуазии, «Сенным рынком»... Кто ездил в трам­вае до 25 октября? Деклассированные интеллигенты, попы и дво­ряне. За сколько ездили? Они ездили за пять копеек станцию. В чем ездили? В желтом трамвае. Кто будет ездить теперь? Теперь будем ездить мы, работники вселенной. Как мы будем ездить? Мы будем ездить со всеми советскими удобствами. В красном трамвае. За сколько? Всего за десять копеек. Итак товарищи... На чем мы остановились?

Машиниста Ундертон. На «Итак, товарищи...»

Победоносиков. Да, да... Итак, товарищи, помните, что Лев Тол­стой — величайший и незабвенный художник пера. Его наследие прошлого блещет нам на грани двух миров, как большая художе­ственная звезда, как целое созвездие, как самое большое из боль­ших созвездий — Большая Медведица. Лев Толстой... (Маяков­ский В.В. Баня // Соч.: В 3 т.— М., 1978. — Т. 3. — С. 513 — 514).

5. «...Алиса не могла удержаться от дальнейших расспросов. — «А почему вы знаете, что вы ненормальный?» — спросила она (Чеширского Кота). — «Начнем с собаки,» — сказал Кот. — «Возьмем нормальную собаку, не бешеную. Согласна?» — «Ко­нечно!» — сказала Алиса. — «Итак, — продолжал кот, — собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она, как мы условились, нормальная. А я? Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь. Вывод: я — ненормальный». (Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. — М., 1977. — С. 81).

6. «Наконец нас обоих привлекли к суду за то, что мы пускали в обращение краденые банкноты, — а там и другие наши художе­ства вскрылись...

Когда нас ввели в залу суда, я первым делом заметил, каким джентльменом смотрит Компенсон, — кудрявый, в черном костю­ме, с белым платочком, — и каким я против него смотрюсь обор­ванцем. Когда началось заседание и вкратце перечислили улики, я заметил, как тяжело вина ложится на меня и как легко на него. Когда принялись за свидетелей, все время выходило, будто это я главный преступник, каждый готов был в том присягнуть — и деньги всегда платили мне, и всем казалось, что я один и затеял дело, и барыш получил. А уж когда повел речь защитник Компенсона. тут я понял всю их политику. Он что сказал? «Милорд и джентльмены, вот перед вами стоят два человека, и вы сразу ви­дите, до чего они между собой непохожи. Один, младший, полу­чил воспитание, с ним разговор будет вежливый; другой, стар­ший, не получил воспитания, с ним и разговор будет другой; один, младший... не в чем таком не был замечен, а только был на подозрении; другой, старший, был замечен много раз, и всякий раз вина его была доказана. Так разве не ясно, который из них виновен, если виновен один, а если оба — то который виновен го­раздо больше?» Ну, и все в этом роде... Компенсон и в школе-то учился, и друзья его детства занимают всякие высокие посты, и свидетели встречали его в таких то клубах да обществах, и никто про него дурного не слышал...» (Диккенс Ч. Большие надежды. Собр. соч. — М.: — 1960. — Т. 23. — С. 371).

7. «Скажите, почему вы остановились на единственной версии, «месть», — спросил вдруг Колесников. — А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было». (Ланской М. Происшествие. // Октябрь. — 1977. — № 8. — С. 4).

8. «...Миссис Маунтин... была... великой свахой, а поэтому во­ображала, будто все питают намерение сочетаться браком со все­ми остальными... Она знала, что мистер Вашингтон собирается жениться, была убеждена, что столь практичный молодой человек будет подыскивать себе богатую невесту... Госпожа Эсмонд была сущей пигалицей — менее пяти футов росту на самых высоких каблуках и с самой высокой прической, а мистер Вашингтон рос­том был в добрых шесть футов два дюйма и широкоплеч. Высокие же и широкоплечие мужчины всегда женятся на пигалицах; отку­да следовало, что мистер Вашингтон обязательно должен иметь виды на вдову. Что могло быть логичнее такого вывода?» (Теккерей У. Виргинцы. — М., 1991. — С. 61).

9. «Если кто-либо не постыдится утверждать, что вне матери ничего нет, — да будет он проклят!» (Догматическая конституция католической веры. Канон 2).

«Если кто говорит, что человеческий разум настолько независим, что вера не может им управлять — да будет он предан анафеме!» (Положение, провозглашенное II Ватиканским собором // Со­временная буржуазная философия. — М., 1972._— С. 597, 611).

10. «Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так ска­зать, вред, который приносит человечеству потребление табаку... О табаке, так о табаке — мне решительно все равно, вам же, ми­лостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от рас­стройства нервов. Табак есть, главным образом, растение. Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный чело­век, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году три­надцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены роди­лась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все до­чери родились тринадцатого числа. Впрочем, ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам за­метить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пан­сион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между на­ми говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша — ну, да что толковать!» (Чехов А.П. О вреде табака // Избр. произв.: В 3 т.— М., 1950. — Т. 3. — С. 285 — 286).

11. «Белотелова. Войны не слыхать ли?

Красавина. Войны не слыхать. Тихо везде; по всей земле замире­ние вышло. Земля трясется местами, об этом слух есть; местах в трех трясение было.

Белотелова. Нехорошо.

Красавина. Что хорошего! Сама знаешь, писано есть об этом. Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась. Белотелова. Откуда ж они?

Красавина. Из диких лесов, говорят. Днем под Каменным мостом живут, а ночью ходят по Москве, железные когти у них надеты на руки и все на ходулях; по семи аршин ходули-то, а атаман в турецком платье» (Островский А.Н. За чем пойдешь, то и най­дешь // Художественная проза. Пьесы. — М.: 1987. — С. 212).

12. На чем основан следующий софизм времен античности: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше де­лать добра, тем лучше. Значит, лекарство нужно принимать как можно больше». (Кондаков Н.И. Логический словарь. — М., 1985. — С. 492).

13. «Здравствуй, Пятачок! — закричал Винни-Пух.

— Ой, здравствуй. Пух, — ответил Пятачок, подпрыгнув от нео­жиданности, — А я знал, что это ты!

— Я тоже, — сказал Пух. — А что ты делаешь?

— Я сажаю желудь. Пух, и пускай из него вырастет дуб, и тут будет много, много желудей у самого дома, а то за ними прихо­дится ходить бог знает куда. Понимаешь?

— А вдруг не вырастет? — спросил Пух.

— Вырастет, потому что Кристофер Робин сказал — обязательно вырастет. Поэтому я его и сажаю». (Милн A.A. Винни-Пух и все-все-все. — М., 1970. — С. 130).

14. «Труп найден в погребе дома Волохова. Волохов жил несог­ласно со своей женой, после этого следует немедленное заключе­ние — она виновата. Почему? Больше некому. Вот народная логи­ка... Замечательно, что никто из свидетелей не подтвердил глав­ного обстоятельства, никто не сказал, вернулся ли Алексей Воло­хов 17 августа ночевать домой, так как в два или три часа его ви­дели на улице пьяным...» (Из выступления известного русского адвоката А.И. Урусова по делу Мавры Волоховой // Речи извест­ных русских юристов. — С. 501 — 502).

15. «Вы пишите, что на луне, т.е. на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она суще­ствует только ночью, а днем исчезает? И правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностей очень легко. Вы немножко ошиблись». (Чехов А.П. Письмо к уче­ному соседу. / В сб. Мелочи жизни. — М., 1988. — С. 154).