Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история отечества_Лебедев_2009.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
888.32 Кб
Скачать

2. Советское общество после войны (1945-1953 гг.).

За годы Великой Отечественной войны в значительной степени обновился партийный аппарат и офицерский корпус, многие люди в кризисной ситуации научились действовать решительно, без оглядки на руководство. Не мало было и тех, кто, побывав за границей, убедился, что и у западного образа жизни есть свои достоинства. Все это породило т.н. «демократический импульс войны», ожидание ослабления тоталитарного контроля и демократизации общества. В ответ режим ужесточил меры борьбы с инакомыслием. Репрессии коснулись военных («дело авиаторов», расстрел генерала В.Н. Гордова, отстранение Жукова), репатриантов и интеллигенции. В послевоенные годы свою «вторую жизнь» получает ГУЛАГ, «население» которого по некоторым подсчетам достигло 12 млн. человек.

Борьба с влиянием Запада на советскую культуру осуществлялась с помощью идеологических компаний 1948-52 гг. Разгромные постановления ЦК клеймили за «низкопоклонство перед Западом» видных деятелей кино, актеров театра, композиторов, поэтов. Одним из самых страшных обвинений становится обвинение в космополитизме. В 1949 г. начался очередной виток сталинских репрессий, носивших, на сей раз, избирательный характер. В ходе т.н. «ленинградского дела» был нанесен мощный удар по руководителям ленинградской парторганизации, что стало грозным предостережениям для всех, кто осмеливался действовать и мыслить самостоятельно. В 1953 г. было начато, но из-за смерти вождя так и не доведено до конца т.н. «дело врачей», якобы специально неправильно лечивших руководство страны.

Большинство же населения страны после победы в войне и усиления международного авторитета СССР укрепились в своей вере во всемогущество советской системы и непогрешимость Сталина. Это давало режиму «запас прочности» на десятилетия, но вместе с тем консервировало его, побуждая не совершенствоваться, учитывая критику снизу, а подавлять её.

Важнейшей задачей послевоенных лет было восстановление народного хозяйства. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже в 1948 г. Восстановление же сельского хозяйства было достигнуто в значительной степени за счёт очередного выкачивания средств из деревни. Население страны стремительно увеличивалось, а объемы сельхозпродукции оставались на уровне конца 20-х гг.

3. Хрущевская «оттепель» в духовной жизни страны и её

крушение.

Со смертью Сталина в 1953 г. началась новая эпоха в жизни страны. Борьба за власть развернулась между председателем Совета министров Г. Маленковым и министром внутренних дел Л.П. Берией. Культ личности Сталина подвергся осуждению, началась частичная реабилитация жертв сталинских репрессий. Оба претендента на место вождя старались усилить те государственные структуры, на которые они опирались, за счёт ослабления власти партийного аппарата. Недовольное этим партийное руководство организовало против Берии заговор, который возглавил секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В том же 1953 г. Берия был арестован как иностранный шпион и расстрелян. В 1953-1955 гг. Хрущев боролся за власть с Маленковым, который в итоге был смещен со своего поста и назначен министром электростанций. На последнем этапе борьбы за власть (1955-1958 гг.) против Н,С. Хрущева выступила т.н. «объединенная оппозиция». На сторону Маленкова встали старые соратники Сталина Молотов и Каганович. На Пленуме ЦК КПСС противники Хрущева были объявлены «антипартийной группой» и отправлены в почетную ссылку на незначительные руководящие должности. Н.С. Хрущев закрепил успех, объединив в своих руках должность председателя Совета Министров и пост Первого секретаря ЦК КПСС.

Именно Н.С. Хрущеву суждено было стать главным официальным критиком культа личности Сталина. Еще в 1956 г. он выступил с соответствующим докладом на закрытом заседании ХХ съезда КПСС. В том же году было опубликовано постановление ЦК "О преодолении культа личности и его последствий". Репрессии и другие негативные явления советской действительности в этом постановлении списывались на зловещую фигуру Сталина, а также Берию и Ежова. Правильность же выбранного курса на социализм и построение коммунизма не подвергалась сомнению. Бывшие соратники Сталина объявлялись главными борцами с культом личности.

После этого постановления по стране прокатилась новая волна реабилитации жертв репрессий 30-х гг., быстро, впрочем, сошедшая на нет. Был смягчен уголовный кодекс, отменялось понятие «враг народа», смягчались условия содержания заключенных.

Серьезные перемены произошли в духовной жизни советских людей. Первое послесталинское десятилетие писатель И. Эренбург назвал «оттепелью». Пока Хрущев шел к власти на волне критики сталинизма, им поощрялись дискуссии в кругах интеллигенции, раскрепощавшие общественное мнение. На страницах журнала «Новый мир», редактируемого А.Т. Твардовским в 1953-55 гг., появляются публикации раскрывающие правду о тяжелой жизни народа, особенно колхозников. Публиковались ранее запрещенные произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой и М. Зощенко. Слегка приоткрылся «железный занавес», отделявший советского человека от капиталистического мира. Советские деятели культуры получили возможность выезжать за границу, СССР посещали выдающиеся западные певцы и музыканты. Кульминацией «оттепели» стала публикация в 1962 г. повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», раскрывшей советскому человеку страшную правду о сталинских лагерях.

С самого начала «оттепель» имела строгие границы. Так в 1958 г. Б. Пастернак за публикацию на западе романа «Доктор Живаго» был исключен из Союза Писателей и вынужден был отказаться от присуждённой ему Нобелевской премии. Гонениям были подвергнуты и другие деятели культуры, слишком резко критикующие советскую действительность. В 1962 г. «оттепель» в духовной жизни окончательно сменилась «заморозками». Хрущев подверг разгромной критике художников-авангардистов. Партийное руководство на встречах с творческой интеллигенцией устраивало разнос тем деятелям культуры, которые осмеливались отойти от официальных догм. Однако, даже будучи недолгим, период относительной идеологической свободы, который пережила советская интеллигенция, стал одной из предпосылок перестройки в 80-х гг.