Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_dokumenti_uchenik_raboti uchenikov_istorij_str....doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
138.75 Кб
Скачать

Выполнили: обучающиеся 11-а класса

МОУ Ильинской СОШ Домодедовского

района Московской области

Мамонтова Елизавета, Ткачёва Александра.

Руководитель Комарницкая О.М.

Руководитель

Содержание

ВВЕДЕНИе

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ и ососбенности развития латиноамериканских стран

кУБА

  • Начало революционной борьбы против диктатуры Батисты

  • Победа революции

  • революционные преобразования

чилийская революция

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ В 1980-1990гг.

Вывод

Список используемой литературы

Этапы работы над проектом:

1. Выбор формы проектной работы (мульти-медиа презентация).

2. Подбор материалов и слайдов.

3. Редактирование подобранных материалов.

4. Работа по окончательному оформлению мульти - медиа презентации.

5. Защита проектной работы.

6. Анализ результата.

Продолжительность работы над проектом составила 10 дней. Распределение ролей в проектной группе равноправное.

-Введение-

В своей работе мы решили рассмотреть пути модернизации стран Латинской Америки. Потому что, на наш взгляд, события периода XIX-XX вв. оказали огромное влияние на развитие национально-освободительного движения народов Латинской Америки. И показали возможность развития стран региона без опеки США.

Мы так же хотели узнать о личности Фиделя Кастро и о процессе прихода его к власти.

Для того, чтобы получить ответ на эти вопросы, следует рассмотреть следующие пункты:

  1. Причины отсталости латиноамериканских стран в послевоенное время.

  2. Причины, ход Кубинской революции.

  3. Итоги революции и развитие вплоть до наших дней.

  4. События 1970-х годов в Чили.

  5. Достижения и проблемы развития латиноамериканских стран в 1980 – 1990 гг.

Общие черты и особенности развития

латиноамериканских стран.

В середине ХХ века латиноамериканские страны существенно различались между собой по уровню экономического и социального развития. Наибольшего продвижения в индустриальном развитии достигли Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика. Здесь сложилась крупная промышленность, вырос многочисленный рабочий класс. Капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство. В таких странах, как Перу, Эквадор и других, имелась лишь добывающая и обрабатывающая промышленность, значительную роль в экономике играло сельское хозяйство с патриархальными пережитками. Наиболее отсталыми являлись Гаити, Парагвай, ряд территорий Карибского бассейна. Это были аграрные страны с патриархальными отношениями, подавляющее большинство населения которых жило в бесправии и бедности.

По преобладающим политическим режимам страны региона делились на группы. Одну составляли государства с относительно устойчивыми конституционными режимами, развитыми партийными системами - Мексика (в ней в течение всего столетия действовала конституция 1917 г.), Колумбия, Уругвай, Коста-Рика. К другой группе относились страны, где на протяжении длительного времени господствовали диктаторские режимы (Парагвай, Гаити, Гватемала). Между этими полюсами находилась большая группа государств, в которых периодически происходила смена демократических и авторитарных, гражданских и военных правлений. В их числе были и такие крупные и развитые страны, как Аргентина, Бразилия.

Во многих странах региона сохранялись противоречия: а) между индустриальным развитием и традиционным укладом, господствовавшим в помещичьих латифундиях; б) между олигархической властью крупных землевладельцев и предпринимателей и бесправным положением массы обездоленного населения; в) между существовавшим республиканским конституционным строем и политикой единоличных правителей — «каудильо».

Внутренние проблемы дополнялись внешними — зависимостью экономики стран региона от иностранных, в первую очередь североамериканских, монополий; военно-политическим давлением, а нередко прямым вмешательством США в события в латиноамериканских — государствах, особенно если речь шла о смене правления.

Особая изменчивость политической жизни в латиноамериканских странах объяснялась как названными выше противоречиями, так и неоднородностью социальных структур, недостаточной политической зрелостью отдельных слоев населения, слаборазвитыми партийными системами. Здесь существовал весь набор современных консервативных, либеральных и радикальных партий, но лишь немногие из них обладали значительной устойчивой поддержкой населения. В этой ситуации роль ведущей политической силы нередко брала на себя армия. В отдельных случаях представители военной верхушки пытались решать серьезные задачи обновления общества, развития национальной экономики и т. д.

Попытки устранить существовавшие противоречия, подняться на более высокий уровень развития осуществлялись в латиноамериканских странах в основном двумя путями — с помощью социальных и экономических реформ или посредством революции. Рассматривая эти поворотные события, мы часто задаемся вопросами: перед каким выбором стояли люди, страна в той или иной ситуации? Почему в одних случаях было достаточно реформ, а в других — вспыхивали революции? В поисках ответов целесообразно обратиться к конкретному материалу истории латиноамериканских стран второй половины ХХ века.

Кубинская революция

-Причины кубинской революции-

Основные предпосылки революции сформировались, с одной стороны, из компонентов, присущих всему латиноамериканскому региону, а с другой стороны - из проблем исторического развития самой Кубы. Центральное место занимали зависи­мость от США, аграрный вопрос и диктатура Фульхенсио Батисты.

Нельзя сказать, что революция на Кубе возникла в связи с экономическим кризисом и особым ухудшением положения народных масс. Напротив, в целом экономика острова в 50-е годы, при Батисте, находилась в неплохом состоянии, даже на подъёме, хотя были и трудности (основная масса население жила в условиях полной нищеты). Общие экономические показатели были выше средних по региону. Но противоречия и негативные последствия традиционного для Латинской Америки пути развития здесь ощущались остро.

Дореволюционная Куба была одной из стран, наиболее за­висимых от США. Ведущие отрасли экономики, политическая борьба и общественная жизнь, армия и оборона, культура и об­разование, средства массовой информации и идеология, массо­вая психология и образ жизни кубинцев - все это входило в сферу непосредственных интересов США и находилось под их неослабным контролем. Основу экономики Кубы составляло производство сельскохозяйственных продуктов. Производство сахара давало около трети национального дохода и составляло 80% кубинского экспорта. Под сахарным тростником было занято более половины всей обрабатываемой площади. Второе место в экономике принадлежало производству табака. Для кубинской экономики было характерно монокультурное производство и в течение многих лет почти полная зависимость от рынка США. До революции более 60% кубинского экспорта приходилось на Соединённые Штаты. Такое положение вещей не могло не отразиться на суверенитете республики её экономическом развитии и самосознании народа. Американские монополии контролировали более половины сахарной промышленности, свыше 90% электроэнергетики, нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности, связь, туристический бизнес. Финансы, внешняя торговля, туризм и индустрия развлечений на Кубе также зависели от американс­ких капиталовложений. Куба фактически была сырьевым придатком США. Экономика Кубы была тесно связана с экономикой США. Только за десять послевоенных лет Куба потеряла около 1 млрд. долларов. Экономическая зависи­мость парализовала самостоятельное развитие Кубы, а военно-политическое сотрудничество с США и присутствие американ­ской военно-морской базы в бухте Гуантанамо ограничивало суверенитет страны. В результате американское влияние на Кубу достигло таких масштабов, что под угрозой оказалась культура кубинского народа. Недовольство этим положением и готов­ность покончить с зависимостью от США обусловили участие в революции кубинского пролетариата, городской мелкой бур­жуазии (ремесленников, мелких торговцев и предпринимате­лей), служащих, интеллигенции, студенчества, части нацио­нальной кубинской буржуазии.

Острота аграрного вопроса привлекла в ряды активных уча­стников революции и сельских трудящихся. В сельском хозяй­стве Кубы 3/4 земельного фонда принадлежало американским компаниям и местным латифундистам (крупные земельные владельцы), которые к тому же вла­дели предприятиями по переработке сельскохозяйственной про­дукции, где трудились по найму сезонные рабочие. Из 6,6 млн. населения Кубы (1958) таких сельскохозяйственных рабочих насчитывалось около 0,5 млн. Основная масса сельского насе­ления - это безземельные и малоземельные крестьяне, жившие в условиях крайней нищеты.

Особой причиной растущего недовольства стал террористический диктаторский режим Фульхенсио Батисты, установленный в ре­зультате государственного военного переворота 10 марта 1952 г. Была отменена конституция 1940 г, Национальный конгресс разогнан, были запрещены многие политические партии, в том числе и Коммунистическая, правительство Батисты сосредоточило в своих руках всю законодательную и исполнительную власть. И, хотя Батис­та старался продемонстрировать свое административное рвение (национализировал часть железных дорог, строил шоссейные дороги, правительственные здания, военный порт, обеспечил армию телевизионной системой связи, закупил военные само­леты и оружие и т.д.), все же антинациональное содержание его внут­ренней и внешней политики было очевидно. Так, Батиста под­держал в 1956 г. уменьшение квоты на поставки кубинского сахара в США, что сократило валютные поступления от экспор­та и снизило национальный доход. В следующем году США по­высили тарифы на ввоз знаменитого кубинского табака, что привело к тем же пагубным результатам. Объем американских капиталовложений в годы правления Батисты увеличился на 1/3. В 1954 г. Куба поддержала интервенцию против гватемальской революции, а двумя годами раньше разорвала дипломатические отношения с СССР. Про­тив оппозиционного движения внутри страны были развязаны репрессии, увеличились расходы на содержание армии и репрес­сивных органов. В то же время уровень жизни простых кубинцев был крайне низким, остро заявляли о себе жилищная проблема неудовлетворительная система здравоохранения и социального обеспечения. Хроническая безработица охватывала 1/4 эконо­мически активного населения (одно из первых мест в мире). В этой среде были образованы многие партии, но вскоре большинство из них были запрещены, а их члены подвергнуты гонению и уничтожению.

-Начало революционной борьбы против диктатуры Батисты-

Диктаторский режим Батисты не смог стабилизировать обстановку на Кубе. В стране происходили забастовки трудящихся, студенческие выступления, сопровождавшиеся стычками с полицией. В декабре 1955 г. бастовали 400 тыс. рабочих сахарных заводов и плантаций. Но первое время не было влиятельной политической силы, которая могла бы возглавить борьбу против диктатуры. Основные буржуазные партии были деморализо­ваны и расколоты на фракции, доверие к ним масс было подорвано. Некоторые из них пошли на сотрудничество с диктатурой, другие заняли пассивную, выжидательную позицию, возлагая надежды на восстановление конституционного режима с помощью правящих кругов США и компромиссных соглашений с Батистой.

В такой обстановке инициативу открытого выступления против диктатуры взяла на себя группа молодых революционеров во главе с Фиделем Кастро.

Фидель Кастро Рус родился 13 августа 1926 г. Его отец был довольно богатым землевладельцем, имевшим около 9 тыс. га земельных угодий. Фи­дель рос в большой семье, в которой было ещё семь братьев и сестёр, включая сводных — от первого брака отца. В колледже «Белен» Фидель настолько выделялся среди своих сверстников, что пре­подаватели рискнули сделать довольно редкий прогноз, записав в характеристике юного выпуск­ника: «Мы не сомневаемся, что он впишет не одну блестящую страницу в историю Кубы». Столь же успешно Фидель Кастро в 1945—1950 гг. учился и на юридическом факультете Гаванского универ­ситета, по окончании которого получил диплом адвоката.

Ещё на студенческой скамье он начал искать способы вывода страны из социально-экономи­ческого и политического кризиса. В год перево­рота Фидель Кастро был членом партии орто­доксов и надеялся, что именно эта партия возглавит борьбу против тирании. «Винтовку и приказ — вот и всё, что я желал иметь в тот момент», — говорил он. Но лидеры ортодоксов проявляли крайнюю нерешительность. И тогда Фидель Кастро, его брат Рауль и несколько десятков других молодых кубинцев решили порвать со старыми политиками, этими, по выражению Рауля Кастро, людьми-пробками, остававшимися на плаву всегда, при любых политических бурях.

Молодые патриоты понимали, что для свер­жения тирании нужно, прежде всего, поднять на борьбу народные массы. Обращаясь к кубинцам в те дни, Ф. Кастро говорил: «Нет ничего более горького, чем трагедия народа, ложив­шегося спать свободным, а проснувшегося рабом. Кубинцы, опять в стране бесчинствует тиран... Родина под игом, но наступит день, когда она опять будет свободной». Для того чтобы завое­вать доверие народа и убедить его в возможности успешной вооружённой борьбы, чтобы, наконец, добыть необходимое оружие, Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казар­мы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо.

Около года шла подготовка к штурму. Патри­отам пришлось преодолеть огромные трудности. Чтобы собрать средства, необходимые для при­обретения оружия, многие из них отдали всё, что имели. 25 июля 1953 г. в усадьбе Сибоней, на­ходящейся в 15 минутах езды от Сантьяго-де-Куба, в условиях строжайшей конспирации собрались 165 человек. Их главным лозунгом стали слова: «Свобода или смерть!».

Штурм воинских казарм в Сантьяго-де-Куба и Баямо, начатый революционерами на рассвете следующего дня, не принёс им успеха. Силы были неравными: революционеров было в 15 раз мень­ше, чем солдат правительственных войск. На специальном совещании, созванном Батистой в Гаване, диктатор заявил, что считает позором и стыдом для армии, что она понесла в три раза больше потерь, чем нападавшие, а потому при­казал за каждого убитого солдата расстрелять 10 пленных. Многие попавшие в плен участники штурма были убиты, остальных, включая Феделя и его брата Рауля, предали суду.

На суде, отказавшись от услуг адвоката, Ф. Кастро выступил с речью «История меня оправдает», где обвинял диктатуру и изложил основные цели борьбы, которую он начал со своими единомышленниками против Батисты: свержение диктатуры и восстановление демократических свобод, ликвидация зависимости от иностранного капитала и утверждение суверенитета Кубы, уничтожение латифундизма и передача земли сельским труженикам, обеспечение промышленного развития и искоренение безработицы, повышение жизненного уровня и осуществление широких социальных прав трудящихся, в том числе права на труд, жилище, образование и здравоохранение. Приговор был суров: Фиделю Кастро — 15 лет тюремного заключения, Раулю Кастро — 13 лет. Но застенки не сломили их волю к победе.

В мае 1955 г. диктатор, желая пока­зать, что он прислушивается к голосу народа, требовавшего свободы узникам Монкады, под­писал закон об амнистии. 12 мая 1955 г. заключённый № 4914, Фидель Кастро, выходя из тюрьмы, сказал корреспондентам газет, радио и телевидения: «За предоставленную нам свободу мы не отдадим ни одного атома нашей чести». Прожив в Гаване после амнистии всего лишь шесть недель, он покинул страну, заявив перед отъездом: «Как последователь Марти я думаю, что пришёл час брать права, а не просить, вырывать их, а не вымаливать. Я буду в одном из районов Карибского бассейна. Из таких поездок, как эта, или не возвращаются совсем, или возвращаются с обезглавленной тиранией у ног».

Фидель Кастро вместе с освободившимися участниками штурма Монкады и другими кубин­цами, разделявшими их взгляды, обосновался в Мексике, где начал планомерную подготовку к развёртыванию на Кубе широкомасштабной партизанской войны. На Кубе создаётся революционно-демократическая организация «Движение 26 июля», в основу программы которой была положена речь Ф. Кастро «История меня оправдает». Руководимая им из эмиграции, эта организация проводит необходимую работу по созданию своих ячеек и боевых групп в различных уголках страны. В то же время руководящее ядро «Движения 26 июля» осваивало в мексиканских лесах азы воинской мудрости, перенимало боевой опыт испанского полковника Альберто Байо, одного из руководителей парти­занского движения в годы гражданской войны в Испании. Так же в Мексике к Кастро присоединяется аргентинский революционер Эрнест Че Гивара (1928 - 1967), ставшим позже видным кубинским деятелем.

Несмотря на трудности подготовки воору­жённой экспедиции, Фидель Кастро во всеуслы­шание заявил: «В 1956 г. мы будем свободными или принесём себя в жертву». 25 ноября 1956 г. в 2 часа ночи небольшая прогулочная яхта «Гранма» отправилась из мексиканского порта Туспан к берегам Кубы. На его борту было 82 человека. Возглавлял экспедицию Ф. Кастро.

Безумству храбрых поистине не было предела. Каждая минута этого плавания была сопряжена с величайшим риском. Сильно перегруженная яхта, рассчитанная всего лишь на девять чело­век, в любой момент могла выйти из строя или затонуть. За время её недельного плавания до Кубы она не раз могла быть обнаружена в Мек­сиканском заливе, а у батистовского командо­вания были большие шансы уничтожить её вблизи берегов Кубы.

В штабе батистовской армии узнали о мес­тонахождении «Гранмы» на рассвете 2 декабря от капитана каботажного судна, заметившего её в непосредственной близости от кубинского берега. Эта встреча вынудила революционеров в спешном порядке провести высадку в незапланированном и неизвестном повстанцам районе, около устья реки Белик. Затем, разделившись на небольшие группы, стали прыгать в воду. Впереди было большое, протя­жённостью около 2 км, болото с мангровыми зарослями. В некоторых местах люди утопали по грудь в грязной жиже. В довершение всего над зоной высадки появились самолёты ВВС Кубы. Целых 40 км оставалось до спасительного убе­жища — гор Сьерра-Маэстра. Более 1000 солдат бросил Батиста на уничтожение повстанцев. Были перекрыты все дороги; все окрестности беспо­рядочно, но интенсивно обстреливались летавшими на бреющем полёте самолётами. Участники высадки разбились на группы по 2—3 человека и голодные, в полуобморочном состоянии, как писал потом Эрнесто Че Гевара, с боями продвигались по направлению к горам. 21 человек погиб, многие были взяты в плен и преданы суду.

В конце декабря до условленного места — заброшенной в горах усадьбы Кресенсио Переса, одного из организаторов «Движения 26 июля» в этом районе, — добрались всего 22 революцио­нера, имевших лишь два автомата.

Правительственная печать Кубы и американ­ские информационные агентства сообщили о смерти Фиделя Кастро и полном уничтожении отряда, а сам диктатор даже заявил 15 декабря 1956 г., что Кастро вообще не принимал участия в экспедиции «Гранмы». Вся эта кампания была направлена на то, чтобы подорвать в народе всякую веру в возможность революционной борьбы. Однако постепенно Куба узнавала правду о Сьерра-Маэстра и её героях. Популярность Фи­деля Кастро росла. Местное население оказывало его отряду большую помощь, поставляя продукты питания, информируя о передвижении частей правительственных войск в горах, выделяя пат­риотам проводников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]