Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мартишина-87.М29.doc.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
547.84 Кб
Скачать

1.3. Формы систематизации научного знания

В рамках эмпирического и теоретического уровней научного знания можно выделить несколько стандартных видов систематизации знания, использующихся в той или иной форме всеми науками.

На эмпирическом уровне научного знания это прежде всего непосредственные данные наблюдения или эксперимента, «сырой материал». Это фиксация некоторого обнаруженного явления, например: «При замыкании электрической цепи стрелка компаса отклонилась», «На этот вопрос анкеты 70 % опрошенных ответили отрицательно». Непосредственные данные еще не содержат интерпретации, объяснения, оценки, это простая констатация фактов, это действительно «сырье» для научной работы – не случайно А. М. Бутлеров сказал: «Факты без теории – не наука». Однако многие важные открытия начинались именно с таких наблюдений, подчас сделанных случайно (примерами могут служить явление электромагнитной индукции, открытие рентгеновских лучей и радиоактивности и др.).

От непосредственных данных отличают эмпирические факты, которые по существу являются представлением эмпирических данных в определенной концептуальной системе. Эмпирический факт – это «кусочек действитель-ности», заключенный в определенную понятийную и смысловую рамку и, таким образом, получивший первичную интерпретацию. В структуре эмпирического факта выделяются перцептивный, лингвистический и материально-практический компоненты (что именно обнаружено, какими способами зафиксировано и с помощью каких приборов или других материальных средств).

Таким образом, «сырой факт» превращается в эмпирический факт в результате определенной обработки. Рассматривая направления такой обработки, Р.Мюккиелли выделяет в качестве признаков эмпирического факта очищенность от сопутствующих ему случайных моментов, установленность посредством надежно контролируемых инструментов, уточненность и проверенность, интерпретированность, искусственность (поскольку он частично создан самим субъектом), совместимость с каким-либо методом или теорией, согласованность с другими фактами (поскольку изолированный факт не обладает статусом научности). В перечисленных операциях проявляется теоретическая нагруженность опыта, о которой речь шла выше: все указанные моменты представляют собой воздействие теории на эмпирию.

Эмпирический факт может быть количественным или качественным, индивидуальным или массовидным. Эмпирические факты различаются также по способу получения (наблюдение, эксперимент, измерение).

В ходе дальнейшего развития научной деятельности на основе эмпирических фактов может быть определена эмпирическая закономерность – установление взаимосвязи между эмпирически обнаруживаемыми процессами. Эмпирическая закономерность фиксирует повторяемость, регулярность фактов, обнаруживает количественную характеристику их соотношения. Вместе с тем эмпирическая закономерность является описательной, она не содержит объяснения устанавливаемой взаимосвязи, а только фиксирует ее. Поиск объяснения – это задача уже не эмпирического, а теоретического уровня научного познания.

Соответственно исходной формой систематизации знания на теоретическом уровне науки является проблема. Проблема – это форма мышления, характеризующаяся недостаточностью имеющихся средств для достижения намеченной цели в научном познании. Некоторые ученые утверждают, что сущность проблемы – это противоречие между старым и новым знанием, между имеющейся моделью и эмпирическими данными и т. д. С логической точки зрения проблема – это требование к получению новой информации, т. е. вопрос, на который пока не существует ответа и постановка которого важна, так как предопределяет направление поисков. Проблема характеризуется как знание о незнании: она фиксирует пробел, который требует заполнения, обозначает точку ближайшего роста науки. При этом постановка проблемы определяет и базу решения: при постановке проблемы связываются определенные факты, используются определенные терминологические и математические средства, намечаются взаимосвязи, которые следует проверить, устанавливаются цели, которые должны быть достигнуты в результате ее решения, формулируются условия, при которых предложенное решение будет приемлемым, происходит выбор процедур и операций, необходимых для решения, – все это создает пространство научного поиска. Не случайно некоторые авторы различают предварительную и полную постановку проблемы, обеспечиваемую специальным исследованием. А. Эйнштейн говорил: «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее решение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства» 53, с. 78.

Соответственно некорректно сформулированная проблема или псевдопроблема может оказать существенное негативное влияние на развитие определенного направления исследований. Поэтому в науковедении специально разрабатываются требования к постановке проблемы: она должна опираться на установленные в достаточной степени факты (включая лингвистический компонент факта, т. е. выбор языковых средств, использованных при формулировке проблемы, должен быть обоснован); проблемная ситуация должна быть обоснованно локализована (т. е. должен быть произведен квалифицированный отбор фактов, относящихся и не относящихся к делу); проблема должна быть потенциально разрешима (возможна фактически, а не только логически); должно быть выработано представление о виде требуемого решения и способах его проверки.

Проблемы в основном разделяются на предметные, т. е. относящиеся к изучаемым объектам, и процедурные, относящиеся к способам изучения. Предметные проблемы делятся на эмпирические и концептуальные, процедурные – на методологические и оценочные.

В процессе решения проблемы возникает гипотеза – предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинностное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза может быть предположением о свойствах, причинах, структуре, связях явлений. Гипотеза является формой вероятностного знания, это основная форма роста науки. Гипотеза опирается, с одной стороны, на факты, а с другой (поскольку фактами она детерминирована недостаточно) – на научную картину мира и другие основания теории.

Как и к проблеме, к гипотезе предъявляются некоторые общие методологические требования. К условиям состоятельности гипотезы относят релевантность (соответствие фактам и учет всей совокупности фактов в рассматриваемой области), соответствие фундаментальным законам науки и общелогическим требованиям (например, внутренняя непротиворечивость), возможность экстраполяции на новые факты (гипотеза не должна быть гипотезой ad hoc, т. е. специально изобретенной для конкретного случая и объясняющей исключительно его) и потенциальную проверяемость.

Гипотеза в развитии обычно проходит следующие стадии: догадка – выдвижение и формулировка предположения, эмпирический анализ – обрастание фактами и формулировка их объяснений, этап теоретически правдоподобной гипотезы – логическая разработка, оформление аппарата, в ходе которых гипотеза приобретает стройность и законченность, и стадия проверки, в результате которой гипотеза либо сходит со сцены, либо превращается в теорию.

Гипотеза может быть выдвинута как единственная, но может быть и несколько конкурирующих гипотез по определенной проблеме. Поскольку гипотеза является формой вероятностного знания,. вполне закономерно, что в развитии науки не все гипотезы подтверждаются. Это не означает, что отвергнутые гипотезы вообще не имеют познавательной ценности: гипотеза направляет в течение определенного времени научный поиск, стимулирует получение новых фактов, разработку теоретического содержания, т. е. вносит вклад в поиск научной истины.

По степени зрелости гипотезы делятся на рабочие и развитые (первые отличаются некоторой произвольностью, временным характером); по происхождению – на индуктивные, дедуктивные и основанные на аналогии; по направленности – на эмпирические и теоретические; по глубине – на описательные и объяснительные. Среди функций гипотезы, помимо уже обозначенных обобщения данных, ориентации исследования и интерпретации, можно отметить еще функцию защиты теории от противоречащих ей новых данных.

Как уже было сказано, в случае обоснования гипотеза превращается в теорию. Теория – форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Это целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Отличительные черты теории – предметность, адекватность и полнота, интерпретируемость (она объясняет различные факты и частные случаи), проверяемость, истинность и системность.

Основным компонентом теории является совокупность законов; закон определяется как необходимая, существенная и повторяющаяся связь явлений, отраженная в мышлении. В качестве компонентов теории выделяются также набор базовых абстрактных объектов, набор теоретико-методологических схем – базовых преобразований, куда входят математический аппарат и методология оперирования данной теорией, и массив выведенного в рамках данной теории знания. Особую группу в составе каждой теории составляют теоретические допущения – то, что в ее рамках не доказывается, базовые постулаты.

В качестве функций теории принято выделять описательную, объяс-нительную, систематизирующую и прогностическую. Общие методоло-гические требования к теории в основном те же, что и требования к гипотезе, но особое значение приобретает требование простоты – объяснения максимально возможного количества фактов исходя из минимально возможного количества независимых исходных допущений. Иными словами, с логической точки зрения теория должна быть экономично построена: базовых, не доказываемых в рамках теории постулатов не должно быть много, а объем выводного знания и объяснительная сила теории при этом должны быть достаточно высокими. А. Эйнштейн писал, что теория должна «… охватить по возможности все явления в их взаимосвязи. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше… основных законов и аксиом» 54, с. 264.

Различаются частные теории, охватывающие достаточно локальную область (теория удара в механике) и развитые общие теории, включающие в себя частные теории в качестве следствий. Разграничивают фундаментальные и конструктивные теории – построение картины сложных явлений на основе нескольких простых предположений (кинетическая теория газов). С точки зрения имманентной теории логики построения принято классификационное разделение теорий на эмпирические, математизированные и дедуктивные, т. е. развернутые логическим путем из некоторых исходных принципов. По характеру возможных предсказаний научные теории делятся на динамические (универсального и жестко-детерминистского характера) и вероятностные (стохастические, статистической природы). С точки зрения динамики науки теории могут характеризоваться как закрытые (в которых все основное уже получено) и открытые, растущие. Наконец, можно выделить позитивные теории, в которых фиксируется реальное положение дел, и нормативные, в которых делается акцент на том, как должно быть (например, в экономике) 34, с. 127, 128.