Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В этой главе обсуждается то.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
62.61 Кб
Скачать

В этой главе обсуждается то, что составляет образ пожилого человека, представление о нем окружающих. В основном будут рассматриваться изменения в личности, связанные с возрастом; проблема образа жизни, который выбирают пожилые люди, отношения окружающих к старению и пожилым людям.

Существуют различные определения "личности", но наиболее точным из них является: индивидуальные характеристики и стиль поведения, которые в своей организации или структуре объясняют уникальную адаптацию человека к своему окружению (Hilgard, Atkinson and Atkinson, 1979).

В разных частях этой книги выраженность рассматриваемых психологических критериев может оцениваться при помощи простой измерительной шкалы. Например, на какое количество вопросов были даны правильные ответы, насколько синтаксически сложно высказывание или сколько предъявляемых объектов было правильно запечатлено. Оценка личности является менее определенной, поскольку как может человек судить о том, что такое "хорошая" и "плохая" личность? Очевидно, что люди, которые ведут себя как Мать Тереза или, наоборот, как Адольф Гитлер, легко относятся к той или иной категории, но большинство людей попадают в "серую область" между ними и обнаруживают смесь привлекательных и достаточно отталкивающих качеств. Чтобы еще больше усложнить проблему, добавим: то, что является привлекательным для одних, может быть отвратительным для других. Например, человек, который является душой компании для одной группы людей, для другой может показаться обычным болтуном. Соответственно невозможно создать единственный объективный критерий "положительности" личности. Оптимальный путь - поиск качественных различий между личностями людей и, где это возможно, сравнение поведения разных личностных типов "в реальной жизни".

В связи с тем что личность трудно измерить, большая часть работ в этой области является описательной и плохо поддается обобщению. Для решения этой проблемы есть два пути: посвятить предмету целую книгу или представить общий обзор в форме краткого описания. По понятным причинам в данной книге выбран второй путь. Однако читатель должен знать, что за многими "простенькими" фактами, представленными здесь, зачастую скрываются тщательно разработанные теории и описания (Turner and Helms, 1994; и Pratt and Norris, 1994). Еще одна причина выбора такой формы изложения заключается в том, что большая часть исследований о личности и образе жизни при старении в большинстве своем опирается на исследования в других областях (особенно на социологию) и, следовательно, лежит за пределами темы данной книги.

Матрицы черт

Вероятно, теория черт личности является наиболее традиционной в психологии. Личностную черту можно определить как устойчивую характеристику личности человека, которая гипотетически является основой его поведения. Понятие кажется сложным, но в действительности оно часто используется в повседневной жизни. Например, если о человеке говорят, что он "очень нервный", то можно предугадать, как он будет себя вести при просмотре фильма ужасов (другими словами, мы предполагаем, что черта "нервозность" заставит этого человека проявлять какую-то характерную модель поведения). С помощью факторного анализа психологи выделили основные измерения личности. Наиболее известным является измерение личности, предложенное Айзенком. На основе факторного анализа структуры личности Айзенк выделяет следующие типы измерения личности, названные им соответственно: интроверсия (И) - экстраверсия (Э), нейротизм (Н) - стабильность (нестабильность - стабильность) и психотизм (П) - сила суперэго. По Айзенку, слово "тип" предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме, непрерывность диапазонов, следовательно, широкий спектр индивидуальных различий. Любой параметр представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди с той или иной выраженностью этого качества. Это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Человек может склоняться к тому или иному типу и вместе с тем обладать чертами другого типа. Например, человек, который является экстравертом и беззаботно идет в караоке-бар, тем не менее может проявить застенчивость при использовании общей раздевалки в бане. Люди с высокой выраженностью психотизма - суперэго эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим и антисоциальны (склонны к агрессии, жестокости, демонстративности). Нейротизм проявляется как эмоциональная нестабильность, напряженность, эмоциональная возбудимость. Высокие показатели по шкалам "психотизм" и "нейротизм" не обязательно означают, что человек имеет психические расстройства, а скорее то, что в состоянии стресса он может проявить психотические или невротические черты поведения. Айзенк сконструировал опросник самооценки для определения индивидуальных различий по трем факторным чертам личности. Самый последний из них "Личностный опросник Айзенка" (EPQ). Участников просили отвечать "да" или "нет" на серию утверждений. Например, один из вопросов, предназначенных для определения силы экстравертных тенденций, звучит так: "Вы разговорчивый человек?" (Eaves, Eysenck and Martin, 1989; Appendix B).

Экстраверсия, психотизм и нейротизм изменяются, когда люди становятся старше, пол также имеет значение. П снижется с возрастом, но величина снижения более выражена у мужчин, чем у женщин. В 16 лет мужской показатель П почти в два раза превышает женский, но к 70 годам это различие уже практически не существует. Более интересны изменения Э. И мужчины, и женщины становятся более интровертными с возрастом. Мужчины в конце второго десятка более экстравертны, чем женщины, но затем их экстравертность гораздо быстрее снижается, так что к 60 годам мужчины более интровертны, чем женщины (точка пересечения, когда оба пола одинаково интровертны, оказывается в районе 40 лет). Изменения в Н менее однозначны. Для обоих полов существует снижение нейротизма, но в любом возрасте женские показатели остаются более высокими, чем мужские (Eysenck, 1987; Eysenck and Eysenck, 1985). Айзенк (Eysenck, 1987) утверждает, что эти факты могут говорить о меньшей склонности пожилых людей к резким колебаниям настроения и глубоком спокойствии. Отметим, что Айзенк не утверждал того, что это спокойствие - аналог счастья в старости. Если что-то и изменяется, то в направлении возрастающего безразличия к окружающему миру, сопровождающегося лишь небольшими колебаниями в ту или иную сторону. В идеале это безразличие должно перерасти в безмятежность, но с той же вероятностью могут появиться нежелательная апатия и праздность. Айзенк утверждал, что изменения личности в течение жизни являются в первую очередь результатом психологических изменений, меняющих уровень корковой акт ивации. Этот аргумент обсуждался многими другими психологами, и можно высказать предположение, что изменения в стиле жизни являются основными причинами изменений в уровнях Э, П и Н. Например, пожилые люди могут стать более интровертными не потому, что у них изменилась степень коркового возбуждения, а потому что, когда они стареют, общество все меньше реагирует на их нужды. Это заставляет пожилых людей уходить в себя, что, в свою очередь, порождает чувство сдержанности и, следовательно, увеличенную интроверсию. Мужчины чаще, чем женщины, оценивают себя в соответствии со своим социальным статусом (см. ниже), поэтому они показывают значительно б€ольшую потерю уверенности с возрастом и, как следствие, снижение экстраверсии.

Факт влияния образа жизни на изменения личности подтверждается и другими исследованиями. Коган (Kogan, 1990) на основе анализа большого количества лонгитюдных исследований, изучавших изменения черт личности в течение жизни, сделал вывод, что во многих случаях имели место значительные изменения личности, которые соотносились с изменениями в образе жизни (например, переход с учебы в колледже на оплачиваемую работу). Он также обнаружил, что во второй половине зрелой жизни происходит меньше изменений (отметим также, что относительно ровесников показатель IQ у человека сохраняет ту же позицию, изменяются только "сырые" результаты по показателям). Батчер и др. (Butcher et al., 1991), используя традиционное измерение личности - Миннесотский многофакторный личностный опросник (Minnesota Multiphaasic Personality Inventory, MMPI) - и результаты лонгитюдных исследований, не обнаружили никаких изменений в структуре личности. При этом участники зачастую сообщали, что они ощущают заметные изменения в себе (Perlmutter and Hall, 1992). Коган делает вывод, что расхождение между исследованиями могут отражать тестовую специфику и приемы анализа.

Нельзя утверждать, что какой-то тип личности является более ценным, чем другой, однако существует доказательство того, что некоторые черты личности могут быть более предпочтительны в отдельных ситуациях. Например, Джером и Кольман (Jerram and Coleman, 1999) проанализировали нормативное поведение пожилых людей, используя личностную модель "большая пятерка". Эта модель строится на предположении, что личность лучше всего описывать, используя пять основных черт личности - ответственность (насколько человек надежен), склонность к соглашению (насколько человек уступчив желаниям других), открытость познанию (насколько человек стремится знакомиться с неизвестным), экстравертированность и нейротизм (Stuart-Hamilton, 1999a, для дальнейшего обсуждения проблемы). Джером и Кольман обнаружили, что люди, имеющие более высокий уровень открытости познанию, склонности к соглашению, экстравертированности, ответственности и эмоциональной стабильности, в основном вели более здоровый образ жизни и имели меньше проблем со здоровьем. Другие исследования также подтверждали это. Например, Ловер и Джонсон (Lauver and Johnson, 1997) продемонстрировали, что более высокий уровень эмоциональной неустойчивости способствует развитию хронических заболеваний в старости. Спиро и др. (Spiro et al., 1995) в лонгитюдном исследовании обнаружили, что эмоциональная неустойчивость коррелирует с высоким артериальным давлением. В основном было обнаружено, что нейротизм является следствием общего состояния здоровья пожилых людей (Kempen, Jelicic and Ormel, 1997). Кроме того, оказывается, что более высокий уровень экстравертированности является преимуществом при выздоровлении от инсульта (Elmstahl, Sommer and Hagberg, 1996), при поддержании высокого социального уровня (Adkins, Martin and Poon, 1996) и хорошего самочувствия (Francis and Bolger, 1997). Однако следует отметить, что в вышеприведенном исследовании существует опасность проблемы "курицы и яйца". Мы вернемся к этому в данной главе еще раз, но следует помнить, что человек может обладать хорошим здоровьем или жизненным тонусом благодаря своим личностным чертам, но личностные черты могут изменяться в соответствии с изменениями здоровья и качества жизни.