Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искусство Византии. Ранний период.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
12.52 Mб
Скачать
  1. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . VI в. Внешний вид

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . VI в. Интерьер

Мученики. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . VI в. Фрагмент. Мозаика

Мученицы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . VI в. Фрагмент

  1. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне . VI в. Внешний вид

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне . VI в. Интерьер

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне . VI в. Мозаика конхи апсиды

Внутреннее пространство центрического храма собирало молящихся в середине, где они пребывали в покое. В базилике, наоборот, присутствует постоянное движение от входа к алтарю. Торопятся вглубь, сокращаясь в перспективе, тонкие колонны, а выше тянутся окна, образующие четкий ритмический ряд. Базилика рассчитана на процессии, торжественные церемониальные шествия, ее интерьер ориентирует вошедшего на действие, движение. Это совершенно не отвечало характеру византийского богослужения, во время которого молящиеся не перемещались по храму, а действия священников происходили преимущественно в его восточной и центральной частях.

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток и увенчанная куполом. Этот тип храма особенно был распространен в Сирии и владениях Византии в Малой Азии. Шедевром среди купольных базилик является храм Святой Софии в Константинополе (8).

  1. Храм Св. Софии в Константинополе. 532—37. Внешний вид

Храм Св. Софии в Константинополе. 532—37. Интерьер

Византийские произведения пластики выполнены в традициях античности. Серебряные блюда IV—VII вв. изображают пляшущих легендарных персонажей Древней Греции — Силена и Менаду, Аякса и Одиссея, пастуха с козами и собакой, резвящихся дельфинов, языческих богов и библейских персонажей («Давид и Голиаф». Серебряное блюдо (9)). Эти образы настолько напоминают памятники классической древности, что дать верную датировку можно только по византийскому клейму на серебре. Эти предметы получили в науке название «византийский антик» (от слова «античность»).

  1. Давид и Голиаф. Серебряное блюдо . 629—30. Серебро, резьба. Диаметр 49,4 см

Византийская скульптура ограничена светской тематикой. На одном из константинопольских форумов была установлена статуя Константина. Огромная статуя, перевезенная крестоносцами в итальянский город Барлетто, вероятно, изображала Феодосия Великого.

Ранние иконы

С VI в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы. Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере. Мы мало знаем об иконописи раннего периода. Большая часть ранних икон погибла во время иконоборчества (VIII — перв. половина IХ вв). Полагают, что в основе этого вида искусства лежал заупокойный египетский портрет (т. н фаюмский портрет), который проник в раннехристианскую среду. О том, что иконы существовали уже во II в., мы знаем из работ первых богословов.

Все ранние иконы, как и фаюмские портреты, созданы в технике восковой живописи — энкаустики, наиболее виртуозной и ценимой в античности. Восковые краски придавали изображению удивительную объемность и «живоподобность». Благодаря необыкновенной пластичности и податливости мягкого воска образ возникал подобно лепной статуе. Второе важное свойство энкаустики — особый колорит, обладающий стереоскопическим эффектом и к тому же не подвластный разрушительным атмосферным явлениям, равно как и времени. Красочный пигмент, обволакиваемый со всех сторон воском, делал цвет объемным, живым, загадочным, мерцающим из глубины.

Многие из дошедших до нас икон V—VI вв. принадлежат к так называемому «портретному» типу, тесно связанному со старинной позднеэллинистической традицией. Ярчайшим образцом этого стиля является образ апостола Петра (10) из монастыря Св. Екатерины на Синае. Фигуру апостола, его лик отличает поразительная жизненная достоверность. Ничего схематичного или условного нет в этом на редкость индивидуальном и конкретном образе. Образ Петра отвечает особому религиозному типу и званию раннего христианства — «свидетель веры». Апостол выступает как живой свидетель, «самовидец» достоверности бытия Богородицы и Спасителя, образы которых вписаны в медальоны с полуфигурным «Деисусом», венчающие икону. «Деисус» (Спаситель, Богородица, Иоанн Богослов), в отличие от Петра, написан схематично и куда более условно. Огромная дистанция отделяет синайскую икону от катакомбных фресок. Пронзительное духовное горение, характерное для образов первых веков христианства, сменилось ясным и открытым, праздничным исповеданием веры. Именно поэтому икону апостола Петра отличает такая нескрываемая нарядность и художественная эффектность. Яркий, сочный и очень крупно положенный мазок энергично высекает форму — подобно резцу скульптора.