Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Солнечногорского района (Автосохраненны....doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
5.68 Mб
Скачать

Солнечногорск МЭК-Д-3-1

Российский государственный социальный университет

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аналитическая записка по результатам исследования

социально-экономической ситуации

Солнечногорского района

Предмет «Социология социальной работы»

Выполнили студенты

3 курса группы МЭК-Д-3-1

Малышева А.А.

Рыжков М.С.

Ходыкин М.В.

Белоусов Е.Г.

Горовых А.А.

Щуренков Д.А.

Тарасенко М.С.

Храмович В.В.

Крамаренко А.Л. Калинченко М.А.

Табачникова Н.С.

Шелухин А.А.

Преподаватель: к.с.н., доц. Симоненков С.Ю

Москва, 2011.

Оглавление

Оглавление 2

История Солнечногорского района 3

Местное самоуправление 10

Символика 12

Экономика района 13

Социально-экономическое развитие 26

Климат 27

Социальная сфера 36

Семья, материнство и детство 49

Медицина 50

История Солнечногорского района

Земли, на которых располагается современный Солнечногорский район, были издревле заселены людьми. Археологи до сих пор находят остатки древних культур, начиная с каменного века, эпохи мезолита, т.н., льяловской культуры, и заканчивая восточнославянскими племенами вятичей и кривичей, селившихся в этих местах с IX века вдоль главных водных артерий. Предметы быта, утварь и украшения, найденные на территории района при раскопках льяловской, фатьяновской, дьяковкой стоянок, а также в славянских захоронениях, украшают экспозиции московских, зеленоградского и солнечногорского исторических музеев.

Исстари пролегал по этим местам проторенный иноземными купцами и царскими гонцами древний гостинец — большой проезжий тракт от торгового вольного Великого Новгорода до великокняжеской Москвы. Бежали годы, менялся облик русской земли, преображался и тракт. Среди многочисленных селений у тракта было и сельцо Гомзино. Возникло оно между старым Пешковским ямом и Новским станом, возле имения гвардии поручика Петра Хлопова. Потом Гомзино называлось деревенькой Солнешна, а еще позже за красоту окрестной природы стали называть это место Солнечной Горой. Существует легенда, будто бы российская императрица Екатерина II, путешествуя из Петербурга в Москву, вдруг увидела однажды ранним утром, как из-за горы встает солнце, и, пораженная удивительной красотой, назвала деревушку на этом холме Солнечной Горой.

В начале XIX века ее жители кормились главным образом почтовой гоньбой и извозом. Правда, существовали здесь и извечные крестьянские промыслы — дереводобывающий и кожевенный, занимались и рыболовством, охотой и бортничеством. В конце XVIII — первой четверти XIX века появляется в селе большой каменный Путевой дворец с двумя этажами и просторными кирпичными конюшнями. Он стал частью единого архитектурного ансамбля Петербургского тракта, задуманного еще при Екатерине II как типовой для всех крупнейших дорог России и, кстати, единственного, полностью осуществленного.

В 1825 году устоявшаяся жизнь села была нарушена. Началось строительство Екатерининского канала, который должен был стать связующей нитью в системе, соединяющей Москву-реку с Волгой. Осуществление этого проекта, разработанного еще 100 лет назад при Петре I военным инженером генералом Вилимом Генниным, связывают с предполагавшимся строительством храма Христа Спасителя в Москве на Воробьевых горах в честь победы русского оружия в войне 1812 года. Его проектировали в расчете («в видах воспособления») на доставку строительных материалов из северных районов России и гранита из Финляндии. На строительство канала согнали огромное число крепостных крестьян и солдат. Некоторое время вместе с солдатами работал и опальный поэт Александр Полежаев, попавший в царскую немилость из-за своей поэмы «Сашка». За 25 лет канал был прорыт, построена целая система шлюзов и гидросооружений, а также плотина, чтобы поднять уровень рек Сестры и Мазихи. Реки разлились, и на месте маленького ледникового озерца появилось редкое по своей красоте озеро Сенежское — жемчужина Подмосковья. На его берегу в 1888 году барон Ф.Л. Кноп для своей ткацкой фабрики построил электростанцию. Дважды она реконструировалось: в 20-х годах ХХ века и в 2004 году.

Тот, кто бывал в Русском музее в Петербурге, несомненно, видел последнюю, незаконченную, картину Левитана «Озеро». Ее называют «лебединой песней» художника, а написана она была на озере Сенеж в 1898 году. Примечательно, что на месте усадьбы, где когда-то жил Левитан, теперь находится Дом творчества художников «Сенеж», здесь работали многие живописцы.

"Озеро". И. Левитан

Водную систему так и не достроили до конца, хотя некоторое время по каналу шли баржи, груженные строительным материалом. Солнечногорские жители недолго были свидетелями, как по тонкой ниточке канала летней порой лошади тащили их бечевой. Канал «перекрыло» новое грандиозное строительство теперь уже железной дороги, связывающей Петербург с Москвой.

Почти девять лет строили дорогу длиною 644 км. В 1851 году по ней пошли поезда. Возле Солнечной Горы возникла станция Николаевской железной дороги Подсолнечная. И еще быстрее закрутилось колесо жизни в селе. К середине XIX века Солнечная Гора— уже торгово-промышленное село с кустарными промыслами. К концу века эти промыслы постепенно превращаются в небольшие производства. Появляются кожевенные, кирпичные заводики, стеклодувные, металлоткацкие, вязально-швейные и другие предприятия.

Со строительством железной дороги отпала необходимость в почтовой гоньбе, Путевой дворец за ненадобностью отдали в 1879 году под земскую лечебницу. Основание ее в Солнечной Горе во многом повлияло на здешнюю жизнь. Лечебницу возглавил один из лучших земских врачей конца XIX века Иван Иванович Орлов. Под его руководством она быстро завоевала авторитет не только в Клинском уезде, но и во всей Московской губернии. Горячо преданный своему делу, Иван Иванович рядом с больницей построил в 1904 году на свои средства амбулаторию (бывшая городская поликлиника №1), а его последователь Николай Эдуардович Шен в 1914 году также на свои средства, выстроил новый родильный дом. Солнечногорская земская лечебница была известна как один из немногих центров просветительной работы среди неграмотного населения в центральных губерниях России.

Солнечная Гора в начале нашего века мало изменилась с давних времен и почти не отличалась от сотен подобных же сел. Около двух тысяч человек жили на трех улицах — Ямской, Московской и Петербургской, да нескольких пыльных переулках. «Архитектуру» села составляли крестьянские избы и фабричные казармы, несколько двухэтажных купеческих домов и немного каменных зданий: комплекс земской лечебницы, дом купца Самохвалова (бывший исполком), здание райпотребсоюза, который в начале века служил местом деловых встреч для местного купечества и здание бывшего банка в начале улицы Банковская, которое и дало название улице. Долгое время там находился туберкулезный диспансер. К сожалению, сейчас здания нет.

Жители — фабричные рабочие, крестьяне, купцы, трактирщики, местные предприниматели и заводчики. Промышленность еще была развита слабо, но уже выделялись наиболее крупные предприятия, такие как ткацкая фабрика Прохорова, стекольный завод Балкашина, металлоткацкая фабрика Шибалова.

К 1917 г. село Солнечная Гора имело статус волости. Самой крупной в селе была фабрика хлопчатобумажного ткачества «Волокно», принадлежавшая Федору Львовичу Кнопу (бывшая фабрика К.Е.Прохорова). Он являлся владельцем Сенежского озера, на котором была пристань и ходил теплоход «Сусанин»; на дамбе стояла электростанция, снабжавшая фабрику электричеством.

В селе было две земских школы и довольно большая библиотека, работали мельница и семь хлебопекарен.

Близость от Москвы, удобное сообщение, богатейшая природа привлекали к Солнечной Горе и окрестностям многих известных людей, в том числе и общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, художников.

В 1746 году быстрый возок доставил опального Василия Никитича Татищева в его последнюю обитель — имение Болдино, что под Солнечной Горой. Вынужденным, нерадостным заточением было его пребывание там. «Птенец гнезда Петрова», он всю жизнь посвятил служению Отечеству — военный дипломат, горный инженер и просветитель, основоположник экономической географии и автор словаря русско-татарско-калмыцкого языков, этнограф и основатель городов Екатеринбург и Оренбург. Он первым определил границу между Европой и Азией, переименовал Рифейские горы, или Каменный пояс, в Уральские горы и издал «Атлас Российский». А в благодарность за титанический труд — ссылка под надзором в Болдино. Но кто знает, если бы не она, стали бы мы обладателями первой научной публикации «Русской правды» с комментариями и «Судебника 1550», первого русского энциклопедического словаря «Лексикон». От Татищева получили мы в наследство и пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен» — первый труд по истории нашего государства. Прах Татищева покоится на здешней земле, в версте от Болдина, на Рождественном погосте. А в самой деревне сохранились остатки некогда великолепной усадьбы, построенной в стиле барокко после смерти отца сыном, Евграфом Васильевичем, и старый парк.

В. Татищев, гравюра Осипова А.А.

В конце XVIII столетия впечатления об увиденном на Петербургской дороге легли в основу главной книги Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Главы «Черная Грязь» и «Пешки» — про наши места. В грозном 1812 году отряд генерал-адъютанта Винцегороде в 8 тысяч человек прикрывал у Черной Грязи путь французам в северную столицу. «Из Черной Грязи послал Винцегороде донесение в Петербург о горестном сообщении передачи Москвы в руки неприятеля»,— напишет позже в своих воспоминаниях декабрист Сергей Волконский. А 9 января 1826 года по этой дороге повезут в Петербург на допросы арестованного соратника Волконского, члена Северного общества декабриста Михаила Фонвизина из его имения в Крюкове. Больше он сюда никогда не вернется. Его жена Наталья Дмитриевна отправится за ним в Сибирь, на каторгу, на вечное поселение...

23 раза проезжал по этой дороге А. С. Пушкин. Он писал в «Путешествии из Москвы в Петербург»: «В Черной Грязи, пока переменяли лошадей, я начал книгу (Радищева — ред. ) с последней главы и таким образом заставил путешествовать со мной из Москвы в Петербург». И далее: «Путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвым».

В Середниково провел четыре лета (1829—1832 годов), очень важный период своей жизни и творчества, юный Лермонтов. Сюда, в имение своего брата Д. А. Столыпина, привозила его бабушка, Е. А. Арсеньева. Красив сохранившийся усадебный дом с колоннами и бельведером, прекрасен парк с прудами, белокаменной лестницей и таинственным Чертовым мостом.

Усадьба Середниково

Д. А. Столыпин, умерший в январе 1826 года, был хорошо знаком со многими декабристами, в том числе и с Пестелем. В Середникове была жива память о них, казненных и сосланных, волновавшая Лермонтова. Здесь ощутил он интерес к прошлому Родины, к примерам гражданской доблести тех, кто боролся за лучшее в их понимании будущее. И здесь написал стихотворение «Атаман», навеянное образом Степана Разина, «Новгород» о вольнолюбивом русском городе, поэму «Последний сын вольности». Летом 1830 года сюда пришла весть об Июльской революции во Франции, откликом на которую стало стихотворение «30 июля.— (Париж) 1830 года». В этом же году 16-летним Лермонтовым написано «Предсказание» о том, что «Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет»...Некоторые лирические стихи Лермонтова имеют пометки «В Середникове», «Середниково: сидя ночью у окна». Автобиографичны созданные здесь драмы «Люди и страсти» и «Странный человек». В 1914 году, к 100-летию со дня рождения Лермонтова, последняя владелица усадьбы Вера Ивановна Фирсанова поставит там бюст поэта работы А. С. Голубкиной, а в соседней деревне Лигачево откроет для крестьянских детей новую школу им. М. Ю. Лермонтова.

Через несколько лет красоту этой земли, воспетую Лермонтовым, запечатлеет на своих полотнах замечательный русский советский художник Константин Федорович Юон. Его дом-мастерская с мемориальной доской - и поныне стоит в Лигачеве.

"Зимний день, Лигачево". К.Юон

Если отправиться в другую от шоссе сторону, то можно будет попасть в старое село Мышецкое, имение героя Отечественной войны 1812 года, поэта Дениса Давыдова. В Мышецком Денис Давыдов написал свои «Военные записки» и «Дневник партизанских действий 1812 г. », много стихов и песен. Скромный деревянный дом Д. Давыдова не сохранился. Можно увидеть лишь остатки старого парка.

Двигаясь дальше по дороге от Москвы, можно заехать в Берсеневку. Здесь долгие годы жил на даче крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич Сытин, сюда к нему приезжали известные писатели и государственные деятели. Был здесь в гостях зимой 1914 года Максим Горький.

Недалеко от Алабушева, в деревне Дедешино сохранился флигель усадьбы Соколовых. У сына ее владелицы, искусствоведа Третьяковской галереи Юрия Дмитриевича Соколова, частенько собирались гости. Сюда приезжали известные литераторы и художники — Брюсов, Бальмонт, Маяковский, Лавренев, Шершеневич, Коровин, Мешков, Шестеркин. Приезжали отдохнуть, побеседовать, поспорить.

Путешествуя по Пятницкому шоссе в сторону города, можно выйти к Центральной машинно-испытательной станции (ЦМИС), которая находится на территории б. села Спас-Слободка (Спасское-Телешово). В середине XIX века оно принадлежало Владимиру Владимировичу Львову. Он вошел в историю как деятель народного просвещения, детский писатель, а также цензор, которому в самые черные времена реакции удавалось пропустить в печать то, на что был запрет. В 1852 году он был уволен со службы за разрешение «Записок охотника» И. Тургенева. У себя в Спасском-Телешове он открыл школы для крестьянских детей. Его собственные дети занимались литературной деятельностью. К Григорию Владимировичу Львову, дружившему с Л.Н. Толстым, сюда, в Спасское, приезжал великий писатель.

Был Лев Николаевич и еще в одном имении, расположенном на Таракановском шоссе,— имении Неклюдовых (недалеко от д. Сергеевка). Говорят, что здесь возник у него образ Катюши Масловой из «Воскресения» и что события, происшедшие именно в этих местах, натолкнули его на сюжет романа.

В конце Таракановского шоссе располагается знаменитое Шахматово Блока. Полугодовалым его впервые привезли сюда летом 1881 года. Это имение было куплено в 1874-м дедом Андреем Николаевичем Бекетовым, знаменитым русским ученым-ботаником, ректором Петербургского университета, по совету его друга — Дмитрия Ивановича Менделеева. Великий химик, очарованный красотой здешних мест, жил по соседству, в усадьбе Боблово.

Шахматово

Шахматово сыграло огромную роль в жизни и творчестве Блока. Эта земля питала его поэтическое вдохновение. Тридцать лет приезжал он сюда. На вопрос анкеты «место, где хотел бы жить», Блок ответил — «Шахматово». «Я к нему страшно привязан, потому что из года в год провожу здесь одни и те же летние месяцы» — это строки из письма. Ближние и дальние деревни были местами прогулок — Гудино, Осинки, Шепляково, Заовражье, Яркино, Руново, Бедово, Мерзлово, Боблово. Здесь он встретил свою Прекрасную Даму, любил и тосковал. В старинной церкви деревни Тараканово летом 1903 года венчались Александр Александрович Блок и Любовь Дмитриевна Менделеева. В Шахматове Блок написал более трехсот стихотворений, в том числе циклы «Стихи о Прекрасной Даме» и «На поле Куликовом», статьи и пьесы, начал поэму «Возмездие». Здесь он узнавал об исконных обычаях крестьянской жизни, слышал народные песни и легенды. Например, о бездонном озере, «отдушине океана», возле которого якобы находили обломку потонувших когда-то кораблей.

Церковь и усадьба Шахматово с ее окрестностями вошли в состав Государственного историко-литературного и природного заповедника А. А. Блока. Восстановлен разрушенный дом поэта, хозяйственные постройки, возрождены в прежнем виде сад и парк.

Храм Архангела Михаила в Шахматово

И сегодня Солнечногорский район по-прежнему остается одним из наиболее удивительных уголков Подмосковья. Район интересен своими уникальными природными ландшафтами и многочисленными памятниками истории, культуры и искусства, делающими Солнечногорье особенно привлекательным для туризма.

Великая Отечественная…Бесконечную благодарность и память хранят люди о годах Великой Отечественной войны. Утром 23 ноября после тяжелых оборонительных боев, которые вела 16-я армия под командованием Рокоссовского, город заняли гитлеровцы. Фашисты проникли в город со стороны деревень Квашино и Субботино. Вечером 22 ноября первым фашистские танки встретил у туббольницы отряд комсомольцев под командованием Василия Матюшенко, несший службу ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь). Их оружием были лишь бутылки с горючей смесью. Однако семь человек сдерживали наступление вражеских танков до вечера. Лишь на следующий день, утром, к месту боя подошел бронепоезд №53 под командованием капитана Джахиева. Немецкие захватчики обошли город с запада и, перерезав Пятницкое шоссе, заняли Ханыгино, Спас-Слободку, Бутырки, Скородумки, в то время как Обухово продолжали оборонять кавалеристы конницы Доватора. В районе Лопотово-Полежайки героически сражались гвардейцы легендарной 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Панфилова. 2 декабря они насмерть встанут под Крюковом, помня облетевшие всю страну слова погибшего однополчанина, политрука В. Г. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»

Монумент "Штыки", 41-й км. Ленинградского шоссе

Две с половиной недели хозяйничали гитлеровцы в городе и районе, много бед успели они натворить за это время. Вот всего лишь несколько цифр из страшной статистики. Среди мирного населения было убито: мужчин — 64, женщин — 73, детей — 23. Убито и зверски замучено фашистами 190 раненых военнослужащих. 31 человека угнали в рабство. Сожгли 2798 домов, разрушили 329. Материальный ущерб району составил 77 млн. рублей. Фашисты убивали без разбору всех, кто посмел им воспротивиться. В Шелепанове убили двенадцатилетнюю девочку за то, что не хотела отдать свои валеночки, сняли их уже с трупа. В д. Вертлино зверски замучили учительницу Анастасию Федоровну Новакову, сумевшую провести трех советских лейтенантов за линию фронта, но кем-то преданную. Таких примеров можно приводить много.

После изгнания фашистов жители города и района приступили к самоотверженной работе по производству продукции для нужд фронта. Бесперебойно работали все предприятия. На заводе им. И.И. Лепсе рабочие давали в сутки до трех норм. Швейные артели им. XVIII партсъезда и «Путь Ильича» шили военное обмундирование и белье. Обувные артели — армейскую обувь. Артель «Цветметпром» изготовляла части для ручных гранат. Солнечногорцы вносили личные сбережения в фонд обороны, посылали бойцам на фронт посылки. Даже дети помогали фронту, работая после занятий и собирая средства на танковую колонну «Юный пионер».