Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хистори.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
41.99 Кб
Скачать

1Международ. И внутр. Положение россии после окончания гражданской войны

После окончания Гражданской войны перед Советской Россией встала задача нормализации отношений с другими государствами, правительства которых враждебно относились к большевистскому режиму. Однако создать эффективную антисоветскую коалицию эти государства не смогли из-за противоречий, порожденных условиями Версальского мирного договора. В частности, беспокойство западного сообщества вызывала возможность советско-германского сближения.

В свою очередь, советские лидеры отказались от стратегии революционной войны после поражения Красной Армии в Польше в 1920 г., что трактуется сейчас в историографии как неудачная попытка принести на штыках Красной Армии мировую революцию в Европу.

В основу советской внешней политики в 1920-е гг. были положены два принципа:

– принцип пролетарского интернационализма, который предполагал всемерную поддержку коммунистического и национально-освободительного движения в мире, и

– принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем, который подразумевал нормализацию межгосударственных отношений.

Для Советской России в 1920-е гг. нормализация международных отношений означала прежде всего ее дипломатическое признание. Первым шагом в этом направлении стало подписание весной 1921 г. торговых соглашений с Англией и Германией, а затем и с другими странами. Однако серьезным препятствием на пути дальнейшего урегулирования отношений с Западом стал вопрос о российских долгах.

В октябре 1921 г. Брюссельская международная конференция рекомендовала правительствам предоставить кредиты Советской России для борьбы с голодом при условии признания долгов царского и Временного правительства и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов. Советское правительство выразило готовность обсудить взаимные требования. С этой целью весной 1922 г. в Генуе (Италия) была созвана международная конференция, в которой приняли участие 29 стран. Однако с первых же дней переговоры зашли в тупик. Участники конференции не поддержали предложение советской делегации обсудить проблему разоружения. Неприемлемым для западных государств оказалось и советское предложение относительно выплаты долгов, поскольку советская сторона в ответ на возвращение царских долгов требовала возмещение ущерба, причиненного России иностранной интервенцией и блокадой. Камнем преткновения на конференции стало требование западных держав возвратить иностранцам национализированную собственность (или возместить ее стоимость), а также отказаться от монополии внешней торговли.

Вместе с тем в ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Раппало был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов и убытков, в том числе старых долгов и национализированной собственности в Советской России. Подписание Раппальского договора означало прорыв дипломатической блокады Советов. Однако полоса дипломатического признания СССР приходится на 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения лишь с 10 странами, с которыми непосредственно граничил: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Турция, Иран, Монголия, Афганистан и Германия. За 1924 г. были установлены дипломатические отношения с 12 государствами, в том числе и с такими западноевропейскими странами, как Италия, Австрия, Швеция, Норвегия, Дания, Франция и Англия. Однако стать полноправным субъектом системы международных отношений в 1920-е гг. Советскому Союзу не удалось.

СССР не был признан Соединенными Штатами Америки. Довольно сложно складывались советско-британские отношения. Начало этим отношениям было положено подписанием торгового соглашения весной 1921 г. 8 мая 1923 г. английская сторона обвинила СССР в нарушении этого договора и антибританской пропаганде («ультиматум Керзона»). Конфликт был урегулирован, а в феврале 1924 г. после прихода к власти лейбористов последовало официальное признание СССР Великобританией. 8 августа 1924 г. между двумя странами был подписан Общий договор и договор о торговле и мореплавании. Однако уже 10 октября английской разведкой было опубликовано так называемое «Письмо Зиновьева», в котором излагались рекомендации по развертыванию подрывной деятельности на Британских островах. Это способствовало поражению лейбористов на выборах. Во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков, начавшейся 1 мая 1926 г., ВКП (б) через советские профсоюзы оказывала материальную помощь Федерации горняков Великобритании. Английское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела Англии и в нарушении англо-советского торгового соглашения. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г. Весьма напряженными оставались советско-французские отношения на всем протяжении 1920-х гг.

Более успешно складывались отношения с Германией, которая выступала главным партнером СССР в Европе. Первые военные и торговые контакты между двумя странами были установлены еще в апреле 1921 г. Советское государство рассчитывало с помощью германских капиталов и технологий провести реконструкцию своего народного хозяйства. Представители немецких кругов надеялись разместить в России свои военно-учебные центры, запрещенные в Германии Версальским договором. Такую возможность рейхсвер получил после подписания Раппальского договора, который наряду с этим предоставил Германии возможность производить оружие в СССР при участии своих специалистов. В 1925 г. между двумя странами было заключено новое торговое соглашение, за которым последовало подписание 24 апреля 1926 г. договора о ненападении и нейтралитете. В последующие годы быстро развивались советско-германские экономические отношения. В 1927–1928 гг. на Германию приходилось 30 % внешнеторгового оборота СССР[1].

На Востоке основным дестабилизирующим фактором в 1920-е гг. стало усиление Японии, которая была нацелена на территориальную экспансию и прежде всего в Китае. Советское правительство рассматривало Китай в качестве главного партнера в Азии. В марте 1923 г. в ответ на просьбу китайского революционного лидера Сунь Ятсена в Южный Китай была направлена группа военных и политических советников (П.А. Павлов, В.К. Блюхер, М.М. Бородин и др.). В мае 1923 г. были установлены дипломатические и консульские отношения между СССР и пекинским (центральным) правительством Китая. Все договоры, соглашения и другие акты, заключенные царским правительством и какой-либо третьей стороной и затрагивающие суверенные права или интересы Китая объявлялись аннулированными. В 1924–1928 гг. были заключены договоры о дружбе и нейтралитете, а также экономические соглашения с Турцией, Афганистаном, Ираном, Йеменом.