Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
044987_94181_otvety_po_istorii_ekonomiki.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
453.63 Кб
Скачать

45. Рейганомика и ее результаты.

Основные постулаты неоконсервативной теории сформировали концептуальную платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р.Рейгана. Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения. Концепция предложения ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса. Важнейшая черта теории предложения выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных налоговых ставок на прибыль корпорации и личные доходы. Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором “трудовых усилий” и сбережений.

Главным и наиболее широко рекламируемым элементом “рейганомики” стало принятие в 1981 г. закона о налогообложении. Этот закон предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала, значительное сокращение сроков амортизационных списаний; увеличение инвестиционной налоговой скидки. На практике теоретическая схема сработала иным образом, не оправдались надежды на быструю и положительную реакцию агентов на снижение налогов. Налоговые стимулы, хотя и были значительными, не могли предотвратить наступление очередного экономического кризиса, который по длительности, глубине падения промышленного производства, безработице и недогрузке производственных мощностей стал самым тяжелым за послевоенный период.

Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи. Несмотря на стимулирующий эффект фискальной политики, выгоды от экономического эффекта были распределены столь неравномерно, что богатые стали богаче, а бедные беднее.

Принятый сенатом в 1986 г. “Закон о налоговой реформе” имел целью учесть некоторые критические замечания в адрес закона 1981 г. и компенсировать некоторые его негативные последствия. В этой связи действие налоговых стимулов предполагалось распространить не только на привилегированные классы, но и на всех граждан, сделать ставку на пробуждение предпринимательства и частной инициативы в более широких слоях населения.

Прежде всего, основным мероприятием последней реформы, как и предыдущей, являлось снижение предельных ставок как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпорации. Кроме того, сделана попытка отменить большую часть налоговых льгот и закрыть различные “лазейки”, с помощью которых многие компании и состоятельные лица в значительной степени уменьшали свои налоговые обязательства. Одним из программных требований неоконсерваторов был демонтаж корпоративных структур (прежде всего профсоюзов), которые, руководствуясь “эгоистическими”, корпоративными интересами своих членов, связывают руки предпринимателям и менеджерам, стремящимся добиться роста производительности труда и эффективности производства. В книгах, статьях и речах неоконсерваторов влияние профсоюзов, однако, несколько преувеличивалось, они изображались самыми могущественными группами давления, едва ли не узурпировавшими политическую власть.

Предпринятые ими практические шаги привели к значительному перераспределению функций государства. Существенно изменилась его роль в экономике. Это стало результатом не только приватизации, но и отказа от директивных методов государственного вмешательства, ограничения полномочий, а в ряде случаев и демонтажа различного рода регулирующих агентств.

Вера в целительные свойства “свободного частного предпринимательства” пронизывает всю экономическую стратегию “рейганомики”, в том числе и внешнеэкономическую. Теоретически доктрина “фритредерства” лучше всего отвечает сути “рейганомики”. Кроме того, на практике свободная торговля становится средством “экспорта рейганомики”, когда под флагом борьбы за открытый мировой рынок партнерам навязываются американские концепции развития.

В условиях растущей зависимости экономики США от внешних рынков и повышения роли наукоемких производств этот курс не только помогает проникновению американских компаний на рынки других стран, но и способствует интенсификации технического прогресса в самих США, структурной перестройке их экономики и решению ряда таких важнейших проблем, как проблема инфляции.

46. Экономические реформы М. Тэтчер.

47. Реформы хозяйственного механизма в странах Восточной Европы (90-е гг. ХХ в.).

48. Товарно-денежные отношения в период «военного коммунизма» в СССР.

49. Развитие товарно-денежных отношений во время НЭП.

50. Денежные реформы в СССР 1922-24 гг. и 1947 г.

51. Индустриализация в СССР в 30-е гг. Развитие экономики.

52. Экономические реформы 50-х-60-х гг. в СССР.

53. Экономическое развитие СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.

54. Российский вариант перехода к рыночной экономике. Политика М.С. Горбачева.

55. Экономическая политика блока «Демократическая Россия».

21