Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 6. Генезис польской государственности.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
258.05 Кб
Скачать

61

Лекция 6. Генезис польской государственности План:

1. Польские племена в VI-IX вв.: расселение, хозяйствование, верования.

2. Объединение польских племён при Мешко I и Болеславе Храбром.

3. Период феодальной раздробленности.

4. Польша в XIII–XV вв.: политическое развитие.

5. Государственное устройство Польши в XIV-XV вв.

6. Польша в XIII–XV вв.: экономическое развитие. Развитие феодальных отношений.

7 Польша в XIII–XV вв.

8. Культура средневековой Польши.

1 В. Польские племена в VI-IX вв.: расселение, хозяйствование, верования История Польши

История Польши – это не совсем то же самое, что история Польского государства. Когда мы говорим об истории Польши, мы имеем в виду историю польских этнических земель: Великой Польши, Малой Польши, Силезии, Восточного и Западного Поморья, Мазовии, Куявии. От польского же государства, с одной стороны, уже в XIII-XIV веках оказались оторваны Силезия и Западное Поморье, с другой, в XIV–XVI вв. благодаря присоединению ряда украинских земель и унии с Великим княжеством Литовским польская государственность простерлась на огромные новые и этнически непольские территории. Сложилась Речь Посполитая, объединявшая собственно польские, украинские, белорусские, литовские и даже часть русских земель. Этот, так сказать, "дрейф" от запала к востоку оказался чрезвычайно весомым геополитическим фактором польской истории, породил массу сложнейших проблем, которые дают о себе знать вплоть до сегодняшнего дня.

Что касается периодизации полькой истории, то ее можно выстраивать различным образом. Если мы возьмем социально-экономический критерий, то весь период IX–XVIII вв. будет покрыт понятием "феодализм", "феодальная общественно-экономическая формация", прошедшая стадию становления до XI-XII вв., стадию зрелости и расцвета в XIII-XV вв., стадию трансформации в фольварочно-крепостническую систему и упадка в XVI–XVIII вв. XVIII в. с этой точки зрения есть век генезиса капитализма в польских землях.  

Применяя социокультурный критерий, мы станем говорить об эпохе Средних веков (IХ–XV вв.), Возрождения и Реформации в XVI в., Барокко и Контрреформации (XVII – начало XVIII в.) и Просвещения (с середины XVIII в.).

Вооружившись социально-политическими критериями, мы получим самую дробную и, пожалуй, самую ясную периодизацию истории Польши: догосударственный период (вплоть до IX–X вв.), период централизованной монархии (Х – начало XII вв.), два века политической раздробленности (ХII–ХIII вв.), за которыми следуют два века единой сословно-представительной монархии, отмеченные прогрессирующим сближением с Литвой (XIV–XV вв.), эпоха т. н. "шляхетской демократии" (XVI – середина XVII вв.), которую сменяет режим магнатской олигархии (середина XVII – середина XVIII вв.). Вторая половина XVIII в. - полоса социально-политического развития Польши, прошедшая под знаком кардинальных политических реформ, первого национально-освободительного восстания и разделов Речи Посполитой.                              Польские земли в древности

Если под "древностью" мы будем понимать первобытно-общинный строй, то эта эпоха для Польши будет тянуться приблизительно до 500 г., то есть как раз до конца европейской античности. С VI в. начинается складывание государственности и дифференцированных социальных структур, от IX–X вв. отсчитывается история средневекового польского государства и феодализма. Но где начинается древность? Какое время можно принять за стартовую точку истории польских земель? Одно из возможных решений – признать в качестве такого рубежа появление первых следов пребывания человека в виде каменных орудий около 200 тыс. лет назад. Антропологически первые обитатели польских территорий были близки неандертальцам.

Большая часть из этих двухсот тысячелетий приходится на палеолит и мезолит, черты которых одинаковы в любой части Европы и мира. "Неолитическая революция", то есть переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию и от охоты к животноводству докатывается до польских земель в V тысячелетии до н.э. и длится приблизительно до 1700 г. до н.э. Эпоха бронзы (1700 г. до н.э. – VII в. до н.э.) приносит не только новые фундаментальные перемены в орудиях труда (переход к металлу, бронзе), но и важные социальные и культурные изменения: накопление богатств сопровождается формированием племенной аристократии, которая постепенно концентрирует власть в своих руках. Соответственно, в языческом пантеоне Перун становится как бы старшим богом, подчинив себе других и оттеснив на второй план богиню-мать. Социальные перемены отражаются и в появлении полубогов – героев того или иного племени, погребенных в громадных курганах. К той же эпохе бронзы относится и формирование двух археологических культур и двух предположительно соответствующих им этнических групп – западнолужицкой культуры венетов и восточнолужицкой культуры невров.

Судьба лужицкой культуры загадочна. Дело в том, что в 650–500 гг. до н.э. она переживает расцвет, связанный с переходом от бронзовых орудий к железным, ростом обмена с соседними племенами, разложением племенного эгалитаризма и отчетливым выделением военно-племенной верхушки, чьим местом пребывания становятся укрепленные поселения – грады, некоторые из которых достигают весьма внушительных размеров. В качестве примера хорошо известен реконструированный археологами град в Бискупине, площадью в 2 га, окруженный земляным валом, насчитывавший 12 вымощенных бревнами улиц, сходившихся к центральной площади. Население Бискупина составляло около 1000 чел., что было очень много для той эпохи. В целом, все говорит в пользу того, что в середине первого тысячелетия до н.э. прапольские племена стояли на пороге образования собственного государства и социальных структур феодально-средневекового типа. Однако этого не произошло.

После 500 г. до н.э. на несколько веков лужицкая культура погружается в глубокий упадок, вызванный скорее всего климатическими причинами, резким похолоданием: сокращается производство металлов и керамики, качество изделий становится много более грубым, чем прежде, голод заставляет население уходить с насиженных мест и обработанных земель, на этой почве умножаются и ожесточаются межплеменные столкновения. Лишь к концу первого тысячелетия до н. э. наблюдается некоторая стабилизация на более низком уровне, положившая начало двум новым археологическим культурам, пришедшим на место лужицкой – оксывской и пшеворской.

Первые пять веков нашей эры характеризуются польскими историками как период римских влияний. Для этого времени характерно восстановление железоделательного производства, подъем домашнего ремесла, постепенный, хотя и чрезвычайно медленный, прогресс земледелия и животноводства. Население снова сосредотачивается не в градах, а в деревнях, по 6-7 семей. Эти поселения нестабильны: после истощения почв жители покидали их, чтобы снова вернуться на старое место через 20-30 лет. Социальная дифференциация снова достигает известной глубины, выделившаяся племенная аристократия опирается на типичный для всех народов на этой стадии развития режим "военной демократии".

Этнически население польских земель состоит на 90% из славянских племен, которые принято называть прапольскими. Общеславянский фонд языческих религиозных представлений питает духовную культуру населения будущей Польши. Приблизительно с VI в. начинается новая эпоха в истории страны. приведшая к складыванию государства и средневекового общества в IX–X вв.

                              Польские племена в VI–IX вв.

Практически невозможно подсчитать, какова была численность населения польских земель в VI–IX вв. Согласно одним оценкам, к концу VIII в. на территории Польши проживало около 500 тыс., так что средняя плотность населения составляла 2 чел. на кв. км. Если верить другим гипотетическим подсчетам, населения было больше – 750 тыс. чел. и плотность его, соответственно – выше, 3 чел. на кв. км., в плодородных же районах – 4 чел. на кв. км.

Базовую демографическую, производственную, социальную ячейку общества составляла большая патриархальная семья, объединявшая под одной крышей или на одном дворе несколько поколений родственников. Главной ее потребностью, продиктованной стремлением к элементарному выживанию и стабильности, было приобретение рабочей силы, а не материального богатства как такового. Отсюда – институт патриархального рабства, ранние женитьбы сыновей, сопровождавшиеся традицией снохачества, терпимое отношение к детям, рожденным вне брака и вместе с тем жестокое отношение к старикам, которые превращались в ненужный балласт для семьи, балансировавшей на грани голода.

Двумя основными типами поселений были деревни и грады. Деревня при этом была совсем не похожа на знакомое современному человеку под там же названием селение. Она объединяла в лучшем случае несколько дворов (а часто состояла и вовсе из единственного двора), по 12-20 жителей в каждом. Дворы эти, возникавшие вокруг избы или полуземлянки, редко образовывали улицу, размещаясь чаще всего весьма хаотично. Десяток соседствующих деревень такого типа составляли ополе – социальную и хозяйственно-политическую структуру общинного типа.

Гроды выступали главным образом как оборонные и административные центры, самый размер и местоположение которых от четверти до трех четвертей гектара, на холмах, в излучинах рек или на мысах) говорит, что они служили резиденцией дружины и убежищем для окрестного населения в случае внешней угрозы. Грод был защищен частоколом, валом, рвом, в центре его обыкновенно находилась маленькая мощеная деревом площадь для собраний, церемоний, встреч и торговли, дома же довольно беспорядочно группировались вокруг этой площади, а единственной улицей была та, которая вела к ней от ворот града.                                           Хозяйство

Начиная с VI в. в польских землях распространяется стабильное пашенное земледелие, главным орудием в котором служит соха. Новые территории осваиваются при помощи выжига леса, соха позволяет поднимать ранее недоступные почвы. Каждая семья имела в пользовании (но еще не в частной собственности) 40-50 га земли, из которых вспахивали на волах около 10 га, в то время как оставшийся клин лежал под паром или был занят угодьями. Самой популярной зерновой культурой было просо, а не рожь или пшеница, потому что именно просо давало максимальный урожай, который составлял от сам-два до сам-четырех. Животноводство было представлено в основном крупным рогатым скотом, постепенно распространялось и свиноводство, причем пасти скот приходилось еще в лесу, кормить в зимний период в основном собранной загодя листвой. В ремесле главную роль играло пока домашнее производство тканей и керамики, только кузнецы начинали обособляться благодаря важности и сложности их профессиональных навыков в отдельную и весьма уважаемую группу. Что касается торговли, то она велась в основном иностранными купцами и местной племенной аристократией. Вывозили мех, воск, рабов, янтарь, иногда соль, ввозили вооружение и предметы тогдашней роскоши – хорошие ткани, украшения, вина.