Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
main_spore_ieeu.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
305.15 Кб
Скачать

36. Развитие экономической теории в 50-80-е годы XX века. Р.Хэррод, е.Домар, р.Коуз.

37. Развитие экономической теории в 50-80-е годы XX века. Р.Солоу, Дж.Стиглер, ч.Кобб и п.Дуглас.

38. Развитие экономической теории в 50-80-е годы XX века. Ф.Модильяни, м.Миллер, м.Фридмен.

В 50—80-е годы в разработке экономической теории участвовала целая плеяда выдающихся ученых. Однако этот период не ознаменовался созданием экономических школ, по новизне подхода и широте охвата экономических явлений подобных, например, австрийской школе или кейнсианству. Внимание исследователей было сосредоточено на отдельных, пусть и достаточно важных и обширных сегментах экономической жизни, на отдельных, зачастую ранее находившихся в тени проблемах или их аспектах.

К их числу относились проблемы экономического роста или — в более широком плане — экономической динамики. Они разрабатывались прежде всего послевоенными последователями Дж.М.Кейнса, так называемыми неокейнсианцами.

Одна из первых теорий экономического роста принадлежала английскому экономисту Рою Хэрроду, создавшему ее еще в 40-е гг. Хэррод видит основной недостаток концепции Кейнса в том, что в ней экономическая динамика рассматривается только под углом зрения воздействия накопления капитала на экономическую ситуацию. Хэррод включает в анализ влияние величины национального дохода на размер инвестиций; он исследует взаимоотношения роста рабочей силы, дохода на душу населения и наличного капитала. Им введено понятие «коэффициент капитала», отражающее капиталоемкость национального дохода. Критерий капиталоемкости Хэррод использует, исследуя влияние технического прогресса на экономику. Одни инновации, снижая затраты труда, увеличивают затраты капитала в его вещественной форме; другие, напротив, позволяют экономить вещественный капитал, но влекут за собой дополнительный расход живого труда. Эти изменения соотношений затрат вызывают существенные сдвиги на рынках труда и средств производства. Хэрродом предложена система из трех уравнений динамики, каждое из которых отражает особый тип экономического роста: фактический рост, гарантированный рост (отвечающий ожиданием предпринимателей) и потенциально возможный рост (определяемый объемом имеющихся ресурсов).

Другой вариант теории роста разработан американским неокейнсианцем Евсеем Домаром (р.1914). Соглашаясь с Кейнсом, что инвестиции создают доход, т. е. увеличивают спрос, Домар акцентирует внимание на том, что одновременно инвестиции ведут к росту предложения товаров. Основная проблема заключается в том, чтобы определить объемы инвестиций, обеспечивающие рост дохода, равный повышению предложения товаров вследствие увеличения производственных мощностей. Занятость при этом рассматривается как функция отношения дохода к производственной мощности. Домар предложил «главное уравнение роста», в котором фигурирует «темп уравновешенного роста» — тот темп прироста инвестиции, при котором уравновешивается прирост предложения и спроса на товары. В отличие от Хэррода, Домар включает в анализ меняющуюся в ходе расширения производства емкость рынка.

Нобелевской премии по экономике был удостоен за вклад в теорию экономического роста американский экономист Роберт Солоу (р. 1924). Используя аппарат дифференциальных уравнений, Солоу создал свою модель экономической динамики. В центре его внимания — замещение труда вещественным капиталом. По Солоу, в длительной перспективе при отсутствии технического прогресса капитал, труд и объем производства растут одинаковыми темпами. Темпы экономического роста при этом зависят не от нормы сбережений, определяющей капиталовложения, а от предложения труда. Снижение трудоемкости делает рост производства относительно независимым от роста предложения труда. Поэтому решающим фактором ускорения экономического роста является технический прогресс.

Предложенная Солоу модель была впоследствии широко использована для анализа рынка ценных бумаг, оптимальности сбережений, воздействия налогов на экономическое развитие и других сторон хозяйственной жизни.

Р. Солоу, как и многие другие экономисты, анализирует воспроизводственные процессы с позиции производственных функций, понимаемых как количественные зависимости между определенными факторами и результатами производства. Использование аппарата производственных функций в макроэкономическом анализе восходит к работе американских исследователей экономиста П.Дугласа и математика Ч.Кобба, опубликованной еще в 1928 г. Так называемая функция Кобба-Дугласа выражала зависимость физического объема производства от затрат труда и основного капитала. Идеи этой новаторской работы получили заслуженную оценку и развитие почти четверть века спустя.

В 60—80-е гг. центр тяжести исследований переместился на проблемы, ранее остававшиеся в тени. Показательны в этом отношении работы американских экономистов, нобелевских лауреатов Джорджа Стиглера (р. 1911) и Рональда Коуза (р. 1910).

До Стиглера молчаливо предполагалось, что все участники рынка располагают изначально полной информацией о ценах, предлагаемых всеми продавцами и покупателями. Стиглер вводит поиск информации в связи с первоначальной дисперсией цен, являющейся мерой неосведомленности о реальном положении дел на рынке. Эта же идея поиска информации и связанных с нею затрат применяется к определению сфер инвестирования капитала, к выбору наемным работником места работы и т. п. По Стиглеру, принимаемые решения далеко не всегда оптимальны, ибо затраты на поиск оптимума могут превышать возможный выигрыш от точной информации.

Коуз вводит в анализ затраты на заключение сделок («трансакционные издержки»). Он показывает, что размеры фирмы, количество ее контрагентов, уровень диверсификации продукции и другие параметры зависят не только от технических и финансовых возможностей производства, но и от трансакционных издержек. Коузом сделан также серьезный вклад в теоретическое исследование так называемых экстерналий, т. е. внешних эффектов от хозяйственной деятельности, ее воздействия на окружающую среду, на те или иные объекты, вовсе не связанные с этой деятельностью.

Проблемам сбережений и инвестиций посвящены работы американца Франко Модильяни (р. 1918). Он создатель модели «жизненного цикла» образования сбережений. По Модильяни, человек сберегает, чтобы иметь в дальнейшем возможность поддерживать достойный жизненный стандарт. Положительная разница между текущими доходами и затратами на этот стандарт возрастает в течение рабочей жизни человека и резко падает после выхода его на пенсию. Сбережения растут при быстрых темпах роста населения, так как при этом доля лиц в работоспособном возрасте увеличивается. Норма сбережений повышается и при высоких темпах экономического роста.

Совместно с Мертоном Миллером (р. 1923) Модильяни разработал основы теории финансирования фирмы. Оценка фирмы с точки зрения инвестиционных предпочтений не совпадает с финансовой оценкой, ибо первая принимает во внимание только будущую прибыльность компании, тогда как вторая — размер и структуру ее пассивов. Соавторы, ставшие впоследствии нобелевскими лауреатами, сформулировали две теоремы инвариантности. Согласно первой, рыночная оценка фирмы не зависит от источников финансирования фирмы (за счет акционерного капитала или банковского кредита). Согласно второй, на эту оценку не влияет проводимая фирмой политика дивидендов.

На работы Модильяни опирались в 70-е гг. экономисты, чьи взгляды получили наименование «школы рациональных ожиданий». Но выводы теоретиков этой «школы» были прямо противоположны установкам Модильяни. Они утверждали, что государственная политика никак не может повлиять на состояние экономики, потому что рационально мыслящие хозяйственные субъекты предвидят правительственные действия и могут нейтрализовать их последствия. Модильяни же — последователь Кейнса, признающий необходимость и возможность государственного воздействия на экономику.

Конечно, взгляды теоретиков рациональных ожиданий лишь весьма условно можно именовать школой, т. е. глобальным экономическим учением. В большей мере, хотя тоже с явной натяжкой, понятие «школа» приложимо к концепции современных монетаристов, объединившихся в популярную ныне «чикагскую школу». Ее лидер — Милтон Фридмен (р. 1912).

Чикагские монетаристы — сторонники свободной рыночной экономики. Они безусловные противники кейнсианства. Государственное вмешательство, по их мнению, способно дать лишь кратковременный эффект, в долгосрочной же перспективе оно бесплодно и даже вредно, ибо блокирует действие стихийных регуляторов. Они отрицают, что инфляционные процессы могут служить противовесом росту безработицы. В критике Кейнса чикагские монетаристы опираются не только на теоретические аргументы, но и на практический опыт 70—80-х гг., когда в ряде стран наблюдалось сочетание инфляции с ростом безработицы (явление, получившее название стагфляции).

Монетаристы выступают за ценовую стабилизацию. Условием ее они считают систематическое постепенное, независимое от конъюнктуры и циклических колебаний уваеличение денежной массы в обращении («денежное правило Фридмена»). Интенсивность роста номинальных доходов обусловлена главным образом изменением роста денежной массы. Движение денежной массы, а не изменение статей расходов государственного бюджета, определяет и рост номинальных потребительских расходов.

Фридмен и его сторонники, исходя из своей монетаристской теории, разработали учитывающие лаги концепции экономической стабилизации и на их базе — конкретные программы для ряда стран, доказавшие на практике свою эффективность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]