Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
+ответы - История экономики.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
973.31 Кб
Скачать

5. Рабовладельческая оэф: признаки, примерная хронология

Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Появление частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенства способствовали образованию нового типа общества, появлению государства.

Первым обществом неравенства, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй. Смена первобытнообщинного строя рабовладельческим началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э.

В царских, храмовых и частных хозяйствах Древнего Египта трудились рабы и зависимые общинники. Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта – в XVI, XII вв. до н.э. – рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

Экономика Древней Греции и Древнего Рима основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных благ. Основными источниками пополнения рядов рабов были: 1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители; 2) продаваемые правящей аристократией варварских народов соплеменники; 3) рожденные рабами дети; 4) люди, захваченные пиратами и похитителями.

Развитие видов сельскохозяйственного производства было тесно связано с внедрением рабского труда. Вложение дополнительных средств и рабочей силы создавали возможности для получения излишков. В результате греки имели довольно высокие урожаи винограда и маслин, которые не только обеспечивали нужды местного населения, но и продавались.

Развитие городской жизни было невозможно без подъема ремесел и торговли, которые не могли развиваться без привлечения дополнительной рабочей силы – рабского труда.

Для греческого ремесла характерна тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Подъем деловой активности в торгово-ремесленных центрах, успехи в технологии, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом. Средний доход от эксплуатации одного раба, занятого в ремесле, достигал 6–120 драхм в год, в то время как содержание семьи свободного гражданина в год, например, в Афинах V в. до н.э., стоило 180 драхм; иначе говоря, доход от 2–3 рабов был достаточен для содержания одной афинской семьи, состоявшей из 3–4 человек. Таким образом, в Греции сложился новый тип экономики, отличный от экономической структуры ведущих древневосточных стран: интенсивный, товарный, при сохранении натуральной основы. Он требовал значительных вложений, высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создавал благоприятные условия для самого существования греческого общества, развития греческой культуры.

В период образования Римского государства экономическая структура италийского села включала два типа хозяйства рабовладельческое (вилла), обслуживаемое сравнительно небольшим числом рабов, и обычный крестьянский двор, на котором работал свободный земледелец и его семья. Свободные земледельцы составляли основу римского народного ополчения. На месте небольших вилл возникали обширные рабовладельческие поместья плантационного типа – латифундии, на которых трудились тысяч и рабов. Появление новых форм землевладения способствовало увеличению объемов сельскохозяйственной продукции.

Бурный подъем сельского хозяйства Древнего Рима во II–I вв. до н.э. объяснялся тремя причинами: широким внедрением рабства, развитием простого товарного производства, переходом от мелкого хозяйства к крупному. В отличие от сельского хозяйства, где решающую роль приобрел рабский труд, в ремесленном производстве большее значение имели свободные ремесленники, мало использовавшие рабский труд.

Рабство. Внутренняя эволюция общественных отношений в Риме в IV–III вв. до н.э. вела к возникновению форм классического рабства. Концентрация земли, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Заставить работать свободного мелкого собственника, добивавшегося равноправия и наделенного участком земли, было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишенный всех прав и имущества раб. Этим объясняется агрессивность Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения. Успешные войны способствовали обильному притоку рабов, росту и внедрению рабства.

Использование рабского труда разрушало натуральное хозяйство. Во II–I вв. до н.э. землевладельцы и ремесленники стремились не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Все это вызывало усиление эксплуатации рабов, которые превратились в основного товаропроизводителя. Потребность в рабах была постоянной.

Численность рабов все время возрастала. Они стали самым многочисленным классом римского общества. Рабовладение распространилось в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Труд свободных или полузависимых работников продолжал применяться, но играл подчиненную роль. Положение рабов было полностью бесправным. Раб приравнивался к вещи, животному, он поступал в абсолютное распоряжение господина. Численность рабов точно неизвестна. Ученые расходятся в определении численности рабов и свободного населения в классическую эпоху. Французский историк А. Валлон считал, что соотношение рабов и свободных людей в Италии во II–I вв. до н.э. составляло 1:1, т.е. было 50% рабов и 50% свободных. Немецкий историк конца XIX – начала XX в. Ю. Белох определял это соотношение как 3:5 (37,5% рабов и 62,5% свободных). Американский историк У. Уестерман полагал, что соотношение между свободными и рабами составляло 1:2 (33% рабов и 67% свободных). В руках отдельных рабовладельцев сосредоточивались тысячи рабов.