Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по общему языкознанию.DOC
Скачиваний:
31
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
300.03 Кб
Скачать

Структурная лингвистика

Предпосылки возникновения структурализма

Методология любой частной науки не может развиваться независимо от философии.

Зависимость от философских течений сказалась и при возникновении структурной лингвистики как нового научного направления. Бурный рост естественных наук ввёл в науку понятие дискретной структуры материи. Понятие фонемы и морфемы как раз и выражало собой то, что отражали атомы и молекулы применительно к химическим и физическим явлениям неорганической материи.

Первым, кто в нач. 20 века попытался установить взаимные связи между фактами языка, сгруппировать их и выявить внутренние коррелятивные отношения, синтезировать их в единое целое, был знаменитый швейцарский языковед Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913).положения его книги «Курс общей лингвистики» (1916) оказали настолько большое влияние на последующее развитие структурализма в языкознании, что, по словам, французского филолога Э. Бенвениста, в наше время едва ли найдётся лингвист, который не был бы чем-то обязан Соссюру, и едва ли найдётся общая теория языка, в которой не упоминалось бы его имя.

Главная заслуга С. Перед лингвистикой 20в. Заключается в том, сто он обратил внимание на необходимость изучения языка как целого, состоящего из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя». Первая часть этого положения не вызывает возражения, т.к. языкознание обретало право на самостоятельное существование. Имея свой объект исследования – язык. Но, исследуя язык, лингвист не может и не должен изучать язык «в самом себе и для себя», поскольку при такой постановке вопроса игнорируется социальная природа языка – быть средством общения. Вторая часть положения С. игнорирует социальную природу языка и уводит языкознание как гуманитарную науку в область абстрактных и метафизических спекуляций.

С. выдвинул важное положение о системном характере языка, определяя язык как систему, подчиняющуюся своему внутреннему порядку, как совокупность взаимозависимых элементов, связанных между собой отношениями. Ассоциативные отношения объединяют слова по сходству на основе значения (русское обучение, просвещение, наставление), на основе звучания (месиво, направо) и на основе того и другого (обучаю, обучать – с одной стороны, с другой – обучение, наставление, направление). При синтагматических отношениях языковые единицы выстраиваются в линейный ряд.

С. ограничивал системные отношения синхронной лингвистикой и полагал, что для людей синхронический аспект важнее диахронического, т.к. люди овладевают языком в его современном состоянии. Историческая точка зрения (диахрония), по мнению С., разрушает языковую систему и превращает язык в систему разрозненных фактов. Но, оторвав синхронию от диахронии, трудно объяснить причины языковых изменений. Эти изменения С. пытался объяснить чистой случайностью, но, чувствуя неубедительность такого объяснения, он был вынужден указать на необходимость привлечения исторического метода, который поможет лучше осознать современное состояние языка.

Важным положением теории С. является разграничение языка и речи. Язык и речь, говорит С., тесно между собой связаны и предполагают друг друга. Язык необходим, чтобы речь была понятна, а речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык. Но признавая такую взаимосвязь, С. заявляет, что язык и речь – вещи совершенно различные, противопоставляет язык речи и говорит о необходимости двух наук – лингвистики языка и лингвистики речи.

Противоречивые высказывания С. о взаимоотношении языка и речи получили различную интерпретацию у последующих поколений лингвистов.