Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
02 - Кун ИФК.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
09.07.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

4.1.4. Создание первых правил соревнований

Отмечавшаяся в предыдущих главах жестокость поединков гладиаторов, история обычаев, развивающих чувство коллективизма в игре «чжу кэ», призванных сохранять привилегии аристократического происхождения в «кемари» и в рыцарских турнирах, способствовать развитию массовых зрелищ и распространению верований, связанных с плодородием, в «алахте», показывают, что правила игрищ типа соревнований всегда определялись нормами, соответствующими потребностям своего времени. Однако до гуманистической трактовки этих правил дошла лишь физическая культура Древнего Китая, Древней Греции и эпохи Возрождения.

Правила же соревнований современного спорта, зарождавшегося на заре нового времени, создавались в духе совершенно отличном от упомянутого выше. Содержание их носило весьма прозаический характер: оно находилось в тесной взаимосвязи со ставками, делаемыми при заключении пари. Для того чтобы понять это, достаточно взглянуть на спортивные сообщения в тогдашней Англии. Они состоят из сенсационных слухов, крикливого пустословия, а главным образом из информации о размерах выигранных денежных сумм и описания возможностей дальнейших выигрышей. Результатам соревнований, их техническим и тактическим аспектам обычно уделялось лишь несколько строк. Для заинтересованной в своих ставках публики определение условий честной победы, означало исключение всяких неожиданных манипуляций. Интерес к точному фиксированию времени, расстояния и постижению высших результатов находился во взаимосвязи с вопросом о том, кто из сделавших ставки получит возможность выиграть. Не случайно поэтому, что как отдельные нормы, так и принятые в целом своды правил создавались на основе опыта проведения скачек на ипподромах и отсюда распространились на другие виды спорта.

Результаты скачек, условия, на которых можно было делать ставки, и действующие ограничения начали официально публиковаться с 1709 года. С 1727 года стали издаваться программы скачек на год вперед и разъяснения, связанные с правилами их проведения и с заключением пари. Первые правила бокса составил в 1732 году Джек Браутон на основе Лондоне-«правил драки». Отсюда происходит и название — «Лондонские правила." Согласно этим правилам, наряду с ударами кулаком или перчаткой из жеребячьей кожи разрешалось наносить удары головой и применять подножки; однако удары ниже пояса и удары ногой запрещались.

Условия соревнований оказывались равными лишь в очень редких случаях. Поэтому справедливый характер заключаемых пари обеспечивался при помощи гандикапа (выравнивания шансов). В скачках это достигалось путем составления таблиц допустимых нагрузок для лошадей в зависимости от их возрастов, в беге — установлением различных дистанций, в крикете — выработкой соответствующей системы подсчета очков, а в боксе — введением весовых категорий. В 1746 году наряду с соревнованиями в тяжелом весе проводились состязания в легкой весовой категории, а в 1786 году — в средней.

4.1.5. Общественная роль и международное влияние спорта джентльменов

Однако общественная роль физической культуры ни в одну историческую эпоху не может быть функцией единственного фактора. Эпоха так называемого спорта джентльменов, характеризовавшаяся на заре возникновения буржуазного общества бешеной погоней за наживой, тоже не смогла заглушить проявления общественной роли физической культуры, тесно переплетавшейся с общим прогрессом человечества. Азартные пари на скачка сопровождались выведением новых пород лошадей и целым рядом экспериментов, которые дали очень многое не только узкому кругу специалистов в области коневодства, но также биологии и физиологии.

Осенние испытания, названные именем генерала Антони Ст. Леджера были введены в практику в 1776 году с той целью, чтобы проверить «закалку» и выносливость лошадей, достигших трехлетнего возраста Введенные же два года спустя весенние испытания под названием «Граф Дерби» предназначались для проверки степени «раннего созревания» и скоростных качеств. Путем анализа результатов состоявшихся испытаний и практических экспериментов определялись связанные с возрастом лошадей ступени развития их силы, скоростных характеристик и выносливости. Был сделан вывод о том, что разница в силе, скорости и выносливости между молодой и более старой лошадью на коротких дистанциях не столь велика как в длинных. С учетом всего этого и была составлена упомянутая выше таблица нагрузок.

Интерес к результатам, которые достигались в скачках, во время соревнований скороходов, гребцов и конькобежцев, был тесно связан с потребностью быстрого и эффективного преодоления расстояний и препятствий. В этом были в первую очередь заинтересованы торговые круги. Что касается бокса, то он родился в лихорадке становления буржуазного идеала личности, отрицающего аристократические кастовые привилегии. Основы современного шахматного спорта и комбинационного стиля игры были заложены становившимися завсегдатаями кафе в Лондоне и Париже, которые стали центрами новых, нарождавшихся форм буржуазного образа общественной жизни. С 1750 года парижское кафе «Режанс», существующее по сей день, привлекало все возрастающее число шахматистов. Сюда приходили поиграть в шахматы и поспорить Дидро, Руссо и Вольтер.

Такую форму физической культуры, как спорт джентльменов, нельзя рассматривать в качестве побочного продукта развивавшегося английского капитализма. Речь скорее идет о том, что английская буржуазия как класс в силу различного рода предрассудков, своего узкого кругозора и жажды -наживы не смогла использовать физическую культуру первоначального периода буржуазного преобразования общества. Главная роль в становле-нии физической культуры и ее дальнейшем развитии в то время принадлежала различным слоям аристократии, которые в этом отношении выполнял буржуазную функцию. Они, естественно, привнесли в спортивное движение многочисленные традиции своего прежнего образа жизни (исключительность, любительство и т. п.).

Влияние спорта джентльменов распространилось за пределы этого островного государства. В английских и французских колониях оно прояви-лось в сочетании с охотой и страстью коллекционировать охотничьи трофеи, бивни и шкуры редких животных.

Его отблески наблюдались и в европейских странах. Однако распространенные в Англии виды спорта, такие, как скачки, облавная охота, фехтование, гребля, крикет, и состязания, подобные поединкам скороходов, здесь были оттеснены национальными спортивными движениями. Покровители этих видов спорта — посещавшие Англию французские, польские, русские, немецкие, испанские и венгерские аристократы — не сумели внедрить их вне сфер своего непосредственного влияния, за исключением скачек, фехтования и облавной охоты. (В Венгрии известны усилия в этом направлении, предпринимавшиеся Сеченьи и Вешшеленьи.) Буржуазные сферы спорта джентльменов обрели плоть в соревнованиях конькобежцев, которым покровительствовали голландские предприниматели. В Нидерландах эти зрелища и игры с мячом на льду, в сущности, выполняли ту же общественную роль, что скачки в Англии. С этим же процессом связано и то, что некоторые традиционные игры, как, например, бой быков в Испании, подверглись модернизации.Король Испании Фердинанд VII в 1830 году основал в Севилье королевскую Школу боя быков, отменил ограничения, связанные с происхождением участников поединков, утвердил формулу проведения пеших состязаний. Тем самым, говоря словами Федерико Гарсия Лорки, «он превратил смерть в национальное зрелище» и включил ее в «реквизит современных видов спорта». По нашему мнению, португальский, южноамериканский и французский варианты боя быков, в соответствии с которыми быка не убивают, стоят гораздо ближе к спортивному пониманию этого вида игр, чем испанский вариант.

Огносящиеся к началу XIX века изображения соревнований голландских девушек в беге на коньках

В Японии переход к огнестрельному оружию подействовал разлагающе на виды поединков, определяющих самурайские методы ведения боя. В тс же время японцы стали уделять повышенное внимание плаванию. В середине XVIII столетия они ввели обязательное обучение плаванию в средних школах, а в начале XIX — и в высших учебных заведениях. Парные состязания между высшими учебными заведениями начались уже в 1810 году.

4.2. ШКОЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ЗАЛОЖЕНИЕ ОСНОВ СИСТЕМЫ ДВИЖЕНИЙ В ГИМНАСТИКЕ

НА ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТИНЕНТЕ

4.2.1. Физическая культура эпохи французского Просвещения

Разложение институтов и обычаев феодализма в Западной Европе XVII века началось и в области физической культуры. Дворянство все более; порывало с деятельностью, связанной с мало-мальски серьезными физическими нагрузками. (Его интересовали лишь устраиваемые на придворных празднествах выезды экипажей, конные и охотничьи парады.) Мир французского барокко, а затем рококо с его этикетом, напудренный, увенчанный париком, затянутый в корсет, дошел до того, что для «истинных» избранников высшего света не только труд, но даже мало-мальски энергичные движения и достаточно длительная ходьба пешком стали считаться низменным, презренным занятием. В условиях разложения сельских общин и усиливающегося гнета крестьянства начали вытесняться богатые движениями формы культивирования народных традиций. Постепенно ушли в прошлое связанные с обрядом посвящения поединки и испытания физической силы: деревенских парней. Мало-помалу старейшины сельских общин стали удовлетворяться тем, что «в день посвящения» молодежь, достигшая зрелого возраста, просто делала им подношения. С усилением центральной власти потеряли свое содержание и состязания, организовывавшиеся носившими цеховой характер стрелковыми кружками. Резко возросло число карательных мер, при помощи которых дворянская власть стремилась усилить нажим: на буржуазное сословие с целью заставить его интенсифицировать свою физическую деятельность. В выдержавшей несколько изданий работе известного в Европе XVII века специалиста по конному спорту Уильяма Кавендиша неоднократно констатируется, что «искусство владения верховой ездой становится все менее популярным, оно культивируется лишь в придворных кругах и не достигает уровня прежних времен».

Во Франции, определявшей общественные нравы и обычаи того времени, опустели дома для игры в мяч. (Например, в 1657 году было еще 117 залов для игры в мяч, в 1780 году их осталось только 10, а в 1839 году в Париже насчитывалось всего 4 таких зала, да и то влачивших жалкое существование.) Плавание и купание в открытых водоемах со времени контрреформации стало все более считаться безнравственным делом. Согласнотодашним понятиям о «приличии», людям, которым по роду своей деятельности приходилось заниматься активным физическим трудом, требовавшим

энергичных движений, присваивались презрительные клички. На территории Римской империи германской нации их именовали «подконюшими», а в Центральной и Восточной Европе — «лакеями». С распространением методов охоты, при которых дичь выгонялась чуть ли не прямо под дула охотившихся господ, перестали использоваться кроющиеся в охоте возможности физической закалки.

В условиях, приличествующих рангу ограничительных норм этикета, пробили себе дорогу лишь два вида физических упражнений: танцы и фехтование. Однако и в этих видах физической культуры стремление человека к естественным движениям и к сохранению своего здоровья осуществлялось лишь весьма сложным образом — в первую очередь в сочетании с соображениями престижного характера.

В страстно влекущемся к выразительным движениям и помпезности мирe французских королей и немецких князей создались благоприятные возможности для совершенствования культуры танца, вобравшей в себя танцевальный материал итальянского, французского и немецкого происхождения. Виртуозные творения, созданные на базе народных танцевальных мотивов, вызванных к жизни опубликованными в Лонгре «канонами танца» Туано Арбо (1520—1595 гг.), влились в систему танцевального искусства итальянских мастеров. По совету кардинала Мазарини Людовик XIV основал в 1661 году королевскую Академию танца и сам систематически упражнялся в волнении предписываемых ею танцевальных фигур. Согласно свидетельствам современников, его стали называть «король-солнце» после того, как. Он с успехом исполнил роль Солнца в балете «Ночь».

Основой для развития в XVII—XVIII веках фехтования помимо интриг придворной жизни послужила дуэльная мания, распространившаяся во французской армии, среди немецких буржуа и студенчества, мелкого дворянства в Испании, а также в кругах турецких пашей и венгерских князей. Характерно,что в тогдашних немецких университетах фехтование было единственным видом физических упражнений.

Основы современных видов фехтования были заложены в Северной Италии. В начале XVII века Сальватори Фабрис и Николетти Джиганти поняли, что принятая ранее стойка и приемы защиты не соответствуют новой вступительной технике фехтования, когда удары клинком сменились нанесением уколов. Поиски в этом направлении привели к созданию основ новой школы фехтования. Ее главные характерные черты: направленный горизонтально в сторону противника клинок, выдвижение вперед правой ноги, обманные движения, выдерживание соответствующего темпа ведения боя, соблюдение необходимой дистанции и выпады. Однако во второй половине XVII века Северная Италия пала жертвой иностранных поработителей. Большинство мастеров фехтования было вынуждено эмигрировать. В результате гегемония в области фехтования перешла к мастерам основанной в 1643 году Французской академии. Они довели до совершенства атакующие приемы фехтования, разработали методы защиты и развили до высокого уровня методику контратаки. Клинок стал выполнять и функции защиты. Острие клинка во время тренировочных упражнений снабжалось железным шариком. В конце XVIII века в фехто­вании стали применяться маски из проволочной сетки, что расширило диапазон нанесения уколов. Ввиду того, что все запреты оказались напрасными, в качестве защиты от поветрия дуэлей начали вводить суровые ограничения в условия проведения поединков по фехтованию. В рамках этих условий более искусные мастера получили возможность проявить свое превосходство разнообразными способами, однако без того, чтобы им нужно было стремиться к физическому уничтожению противника. В конечном итоге в результате долгого и противоречивого процесса развития восторжествовал обычай символической победы над противником, и фехтование превратилось в искусство движений14.

Средний европейский обыватель в XVIII веке считал недостойным для себя участвовать в какой-либо форме в подвижных играх или состязаниях вне стен казармы, школы или зала для фехтования. О деятельности спортивного характера он знал только понаслышке как об «англомании». Ярким выражением этих настроений являются корреспонденции из Англии немецкого путешественника Генриха фон Ватцдорфа, в которых он с изумлением пишет о тамошних спортивных обычаях. Вот отрывок из его письма с впечатлениями от наблюдения за игрой в крикет:

«Должен сообщить тебе и свои впечатления от игры в крикет. Всякий раз, когда я наблюдал за игрой, я видел среди бьющих по мячу и выглядевших пятидесятилетними мужчин, о которых мне говорили, что они женаты, имеют взрослых детей и пользуются большим уважением. Тут большая разница между нашими моральными устоями и понятиями о морали в этой стране. Представь себе кого-либо из наших знакомых такого возраста, человека, ведущего уравновешенный образ жизни, находящегося на государственной службе, достигшего кое-чего в жизни. Бьюсь об заклад, что он пришел бы в ужас от одной мысли о том, что мог бы, надев жилет, бегать за мячом на глазах у сотни зрителей. Никуда это не годится, разве что для детишек школьного возраста...»

Отношение к физической культуре, провозглашавшей идеи просвещения буржуазии во Франции, где решались судьбы европейского феодализма, сложилось иначе, чем у немецких обывателей или английских пуритан. Английская буржуазия с самого начала была склонна к компромиссам: свою ненависть к феодализму она перенесла на второстепенные явления и привычки, в том числе обратила презрение к физической культуре аристократии и крестьянства в преследование проявлений этой культуры. Сторонники же французского Просвещения готовились рассчитаться с феодализмом сполна. В соответствии с этим они выступали не против физической культуры, а против ее сословных основ. К планам свержения упорно сопротивлявшегося абсолютизма они подключали задачу физической подготовки народных масс. Некоторые из них, видя физическую деградацию все более разраставшегося населения городских окраин Западной Европы, осознавали те опасные последствия, которые грозили будущему всего человечества в результате упадка физической культуры.