Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
seminar2.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
09.07.2019
Размер:
95.74 Кб
Скачать

Личность в группе: поведение в ситуациях чрезвычайного характера (семинар 2ч, лабораторно-практическое занятие 2ч)

1. Взаимодействие членов группы в экстремальных ситуациях. Психо­логическая надежность группы и коллектива. Психологическая совмести­мость. Индивидуальные и личностные характеристики членов группы, пред­располагающие их к определенному поведению в экстремальных ситуаци­ях. 2(с.69-88,231-240), 9(с.1б9-171), 10(с.163-171), 11(с.126-138)

2. Нормативное поведение в группе. Отклонение индивидов от груп­повых норм. Конформное поведение. 2(с.205-230), 9(с.262-2б8), 3(глава 7)

3. Психология терроризма 15 (с.61-94, 109-162)

4. Психология толпы: коллективное поведение, способы воздействия индивидов друг на друга в экстремальной ситуации и ситуации паники (за­ражение, внушение, подражание). Характеристика различных видов толпы (окказиональная, экспрессивная, конвенциональная, действующая). Цс.281-284), 3(глава9), 7(с.150), 4(с.256-273), б, 8(с.211-221), 12(с.125-137, 138-166, 182-208),2(с.238-239), 5, 13(с.259-ЗП)

2. Существенной характеристикой жизни сложившейся малой группы является функционирование в ней процессов норматив­ного поведения, т.е. поведения, связанного с реализацией груп­повых норм. Групповая (или социальная) норма, как некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, как регулятор раз­вертывающихся в ней отношений, нередко причисляется спе­циалистами к элементам именно групповой структуры, будучи сопряженной с другими ее элементами: статусом, ролью.

Можно дать общую характеристику функционирования норм в малой группе:

  1. нормы есть продукты социального взаимодействия, возни­кающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводи­мые в нее более крупной социальной общностью;

  2. группа не устанавливает нормы для каждой возможной си­туации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы;

  3. нормы не могут прилагаться к ситуациям в целом, безот­носительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым им ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугу­бо ролевые стандарты поведения;

  4. нормы различаются по степени принятия их группой: не­которые нормы одобряются почти всеми ее участниками, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного мень­шинства, а часть не одобряет вовсе;

  5. нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапа­зону применяемых санкций.

Власть удерживать легче, если группа оказывает на своих чле­нов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностя­ми других (т.е. соответствовали групповым нормам). В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для человека состоит в том, чтобы придерживаться групповых норм, позволяющих каждому участни­ку понять тот мир, в кагором он живет.

В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство группы будет оказы­вать на него давление, чтобы он вернулся на "путь истинный" и вновь стал "как все". Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, даже прямого отторжения "отклоняющегося лица". В зависимости от реакции на группо­вое давление, людей принято делить на конформистов, нонкон­формистов и коллективистов. Конформисты изменяют свое по­ведение в направлении группового давления, т.е. соглашаются с требованиями группы. Такое давление оказывается для них осо­бенно ощутимым, так как они нуждаются в одобрении А под­держке или испытывают тревогу и недостаточно верят в себя. Нонконформисты, наоборот, способны успешно сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему. Как показали исследования Кратчфилда (Crutchfield), для таких людей характерны интеллектуальность, творческие способно­сти; они проявляют терпимость и чувство долга, верят в себя и устойчивы к стрессам [168. Т. 2. С. 77—78]. Коллективисты из­бирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует истинному поло­жению дел, и отвергают это мнение, если оно не соответствует общечеловеческим ценностям. Именно благодаря таким людям чаще всего реализуются прогрессивные нововведения и дейст­вуют силы общественных преобразований.

В лабораторном эксперименте были выявлены индивидно- личностные, групповые и деятельностные факторы конформного поведения, т.е. соответствующего групповым нормам и мнениям.

    1. Индивидные и личностные характеристики участников группы. Эмпирические исследования выделяют отрицательную зависимость между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными чертами, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность.

    2. Групповые факторы. К числу этих факторов относят вели­чину группы, структуру коммуникативных сетей, степень груп­повой сплоченности, Особенности композиции группы.

    3. Особенности деятельности испытуемых. Предпринимают­ся попытки более глубокого анализа конформного поведения, сосредоточивающегося на процессах соответствия внешнего со­гласия индивидуума с групповыми нормами (публичная кон­формность) их внутреннему (личному) одобрению, т.е. фактиче­ски на поиске разновидностей конформного поведения.

Еще в начале 50-х годов. Л.Фестингер предположил, что публичная конформность будет сопровождаться личным одобрением норм только в том случае, если субъект хочет ос­таться в группе. Несколько позднее М.Дойч и Г.Джерард указали на два типа социального влияния в группе: норма­тивное и информационное. В первом случае! конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, во втором — поведение боль­шинства используется как источник информации, помогаю­щей личности принять наиболее подходящее для нее в дан­ной ситуации решение.

Дальнейшее развитие обсуждаемый вопрос получает в работе В.Э.Чудновского, выделяющего два типа конформного поведе­ния: внешнее и внутреннее подчинение индивида группе.

Внешнее подчинение проявляется в двух формах:

      1. сознательном приспособлении к мнению группы, сопро­вождающемся острым внутренним конфликтом;

      2. сознательном приспособлении к мнению группы без ярко выраженного внутреннего конфликта.

Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидуу­мов воспринимает мнение группы как'свое собственное и при­держивается его не только в данной ситуации, но и за ее преде­лами. В исследованиях были выявлены следующие виды внут­реннего подчинения:

        1. бездумное принятие неверного мнения группы на том ос­новании, что "большинство всегда право";

        2. принятие мнения группы посредством выработки собст­венной логики объяснения сделанного выбора.

Дальнейший учет факторов, определяющих активность са­мой личности в ситуации принятия решений, позволяет выде­лить уровни конформного поведения: подчинение, идентифика­цию и интернализацию (Г.Келмен). В случае подчинения влия­ние других людей или группы носит внешний характер. При идентификации личность стремится уподобиться агенту влия­ния или оправдать ожидания партнера. При интернализации наблюдается совпадение внешних мнений с ценностными ори- снтациями конкретной личности [8. С. 86—90].

3. Психологическая структура террористической деятельности

Террор можно представить как особый вид деятельности, основным, главным объективным мотивом которого является достигаемое каким-либо образом устрашение других людей. Наличие такого объективного мотива, разумеется, ни в коем случае не отменяет множества различных субъективных мотивов, которыми руководствуются отдельные террористы. Однако, объективно, именно чужой страх, как мотив, движет действиями террориста и придает смысл всему его существованию. Для массового распространения страха, террорист совершает самые различные действия: готовит оружие, выслеживает жертвы, присматривает место совершения будущего террористического акта, решает транспортные вопросы и т. д.

Наличие мотивировок не всегда обязательно: иногда люди все-таки занимаются террором просто потому, что им это нравится. Более того, в террор никогда не идут «насильно» - им занимаются исключительно те, кому нравятся подобные занятия. Для террориста очень важны идейно-риторические компоненты. Он совершает безличностное убийство - в том смысле, что не знает и никак лично не относится к своей жертве. В отличие просто от обычного уголовника, террорист совершает идейное преступление. И во всех подобных случаях террористы всегда нуждаются в каких-то оправданиях - «безыдейное», обычное преступление возможно далеко не для каждого человека. Более того, осознанно совершенное чисто уголовное преступление все-таки психологически возможно только для единиц. Как правило, любой убийца в той или иной форме решает для себя сложные нравственные вопросы; он ищет и находит для себя те или иные мотивировки, оправдывающие, как бы «легитимирующие» (психологически «узаконивающие», объясняющие) его преступление если не в юридическом, то хотя бы в житейско-человеческом смысле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]