Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы 22-35.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
76.29 Кб
Скачать
  1. Истина и ее критерии в учении Аристотеля

Аристотель, пытаясь разрешить эти противоречия, утверждал, что "не все

представляемое истинно". Но тогда возникает задача отделить ложное от

истинного. В качестве критерия он вводит закон непротиворечия, согласно

которому невозможно, чтобы отрицание и утверждение в одном и том же

отношении и в одно и то же время были ложными или истинными. То есть все

вещи не могут быть одновременно истинными или ложными.

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей.

  1. Абсолютная истина в философии Канта

Что есть истина? – спрашивает Кант. Она "есть соответствие знания с его предметом". Но вопрос заключается в том, чтобы найти всеобщий и верный критерий истины для всякого знания.

Кант считал, что единый критерий истины относительно содержания знания не может быть дан. Его просто нет. Критерий истины может быть найден лишь в отношении формы знания. Им могут быть необходимые и всеобщие правила логики. Все, что этим правилам противоречит, ложно. Но и этот критерий недостаточен, ибо могут быть знания, сообразные с формами логики, но противоречащие предмету знания. Поэтому логика может определять лишь ложность, но не истинность определённого высказывания[10]. Критерием истины могут служить следствия, выводимые из научных положений (понятий). «Чем больше имеется истинных следствий из данного понятия, – говорит Кант, – тем больше признаков его объективной реальности»[11].

Чисто логический критерий истины, именно согласие знания со всеобщими формальными законами рассудка и разума есть. Правда, отрицательное условие всякой истины, но дальше этого логика не может дать никакого признака, чтобы открыть заблуждение, касающееся не формы, а содержания".

Таким образом, Кант делает следующий за Аристотелем шаг. В его учении достаточно убедительно показывается "субъективный характер истины. Поэтому невозможен всеобщий критерий истины. Познание мира осуществляется разумом человека на основе априорных форм рассудка. Процесс постижения истины должен идти по пути исследования законов разума.

  1. Субъективность познания в философии Фихте

Идея субъективности «Все существует для некоторого субъекта» , или «Все субъективно».

Это означает, что всякий объект подразумевает некоторый субъект, для которого он дан. Наша сфера знания принципиально субъективна. Из того факта, что все субъективно, не следует думать, что все произвольно, т.е. может быть изменено нашей волей. Следует различать субъективность необходимую и субъективность произвольную. Произвольная субъективность – это сфера возможности воли. Но субъективность в общем случае не сводится к воле, к сознанию. Субъект Фихте называет «Я». Поскольку все существует для некоторого Я, Фихте делает вывод, что «нет ничего, кроме Я» . Заметим себе переходы мысли: все субъективно – все зависит от Я – Все порождено (положено) Я – кроме Я ничего нет. Идея знания (познания):

Фихте хочет обосновать знание вообще. В этом идея его Наукоучения. Под знанием имеется в виду не только содержание конкретных наук, научное знание, а всякое знание как отношение Я к миру. Само отношение Я и мира есть отношение знания, или познания. Обосновать знание в таком общем его понимании значит показать КАК оно возможно. Ответ Фихте – благодаря деятельности Я.

Мыслимы в общем случае следующие возможности: отношение Я и мира можно рассматривать или как отношение пассивности Я к миру – Я просто постигает мир (догматизм), или как отношение активности Я к миру (критицизм, Кант). Идея пассивности Я в познании не выдерживает критики, поскольку воспринятое знание отличается по своей природе от самого мира. Воспринятое знание есть нечто всеобщее, абстрактное, а мир – конкретное, единичное. Значит, Я «перерабатывает» в познании данность (мир) и являет в этом свою активность. Но если Я активно, то оно не может не изменять то, на что его активность направлена. В результате, знание, которое является результатом познания есть некоторый синтез того, что приходит со стороны мира самого по себе и активности самого Я.