Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат. История ТЭК.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
60.02 Кб
Скачать

5 Норвегия

Пока не будут найдены альтернативные источники энергии, нефтяная промышленность будет оказывать решающее влияние на развитие мировой экономики. Ценовые колебания могут способствовать как экономическому росту, так и спаду и росту инфляции. Нефть как продукт, безусловно, связана с национальной стратегией развития экономики и мировой политикой и властью. Борьба между Транснациональными Корпорациями (ТНК) и развивающимися странами за контроль над нефтью и создание Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) можно рассматривать в качестве глобального процесса деколонизации и возрастающей волны национализма.

Нефть и ее производная - бензин, стали основой целой цивилизации, которую проф. Дэниел Ергин назвал «Обществом углеводородов»2. В современном мире человечество зависит от нефти. Нефть дает богатство одним государствам, делая их центром притяжения инвестиций и доходов, наделяя их политической властью, и в то же время эти растущие возможности могут быть реализованы как во благо населения страны, так и Там же. выброшены на поддержание тоталитарной системы, как это случилось с нефтяными доходами бывшего СССР.

Актуальность данной работы заключается в том, что история нефтяной промышленности Норвегии является почти неизвестной страницей в отечественной исторической науке, и данное исследование должно стать первым шагом на пути изучения этой интересной и важной темы.

К началу 60-х гг. Норвегия представляла собой развитую индустриальную страну с рыночной экономикой, при традиционно сильной системе государственного регулирования. Норвегия представляла собой развитую индустриально-аграрную страну, в которой 27.2% самодеятельного населения было занято в промышленности, а 13% в сельском хозяйстве. Большой удельный вес в национальной экономике составляли энергоемкие отрасли промышленности, а также судоходство, деревообрабатывающая промышленность и рыболовный промысел. Нефтяная промышленность изменила экономику Норвегии и оказала существенное влияние на развитие норвежского общества. Норвегия вступила на путь освоения собственных нефтяных богатств почти сорок лет назад. По сравнению с нефтяной историей России, которая насчитывает более 120 лет, это конечно незначительный срок, однако те значительные результаты, которых достигла норвежская нефтяная промышленность, заслуживают пристального изучения. Нефть и доходы от деятельности нефтяной промышленности являются одним из основных факторов, обеспечивающих высокий уровень благосостояния небольшой скандинавской страны с населением в 4,5 млн. человек.

Экономическая история Норвегии демонстрирует огромные изменения, которые наступили в стране с наступлением нефтяной эры. За период с 1962 по 2000 гг. была создана индустрия, являющаяся ныне краеугольным камнем национальной экономики. Норвежское государство создало эффективную систему регулирования нефтяной промышленности, основными составляющими которой являются законодательная база, система административного лицензирования, система специального налогообложения в отрасли, а также непосредственное государственное предпринимательство. Подобная система позволила государству сохранить контроль над нефтяной промышленностью, которая с самого начала оказалась под пристальным вниманием различных транснациональных корпораций. ТНК выступали партнером государства на всем протяжении нефтяной истории Норвегии, тем не менее, государство очень часто рассматривало их в качестве противников, что являлось определенной традицией норвежского общества. Интересен тот факт, что норвежская нефтяная промышленность создавалась в тот момент, когда основные нефтеносные районы планеты уже были определены, и ее приходилось создавать на почти пустом, месте. До начала 60-х гг. Норвегия никогда не принимала участия в нефтяных операциях, и поэтому создавать нефтегазовый комплекс приходилось при помощи иностранных компаний, которые рассматривали Северное море в качестве одного из альтернативных Персидскому заливу источников нефтяных ресурсов. Иностранные компании инвестировали и продолжают инвестировать свои средства в регион, поскольку они имеют четкое представление о норвежской экономической политике, и эта ясность устраивает их. Даже при наличии достаточно жесткой системы государственного регулирования компании получают многомиллионные прибыли, что сказывается на стабильности интереса к норвежскому континентальному шельфу. Таким образом, стабильность в сфере управления и политики является положительным фактором, способствующим развитию отрасли.

Для России исследование нефтяной истории Норвегии представляется весьма важным, вследствие двух основных факторов:

1. Хотя отечественный нефтегазовый комплекс является самой прибыльной отраслью российской промышленности, он также подвержен тем же самым недугам, которыми страдают и другие отрасли отечественной экономики, а именно отсталой материально-технической базой и отсутствием государственной концепции управления или регулирования отрасли. Первый из этих негативных факторов ведет к большим потерям нефти при добыче и транспортировке, а второй не дает иностранным инвесторам уверенности в том, что их средства будут использованы по назначению. В российской нефтяной отрасли существуют взаимные предубеждения между ТНК и государственными органами, что не способствует активности иностранных компаний на российском нефтяном рынке. Таким образом, возможность использования положительных моментов норвежской системы государственного регулирования в России может способствовать взаимодействию ТНК и российского нефтегазового комплекса, а богатый опыт государственного предпринимательства Норвегии в условиях нефтяного рынка может быть полезен российскому правительству при реформировании отечественного ТЭК.

2. Россия и Норвегия, являясь соседями на севере Европы, обречены на взаимное сотрудничество в процессе освоения нефтегазового бассейна Баренцева моря. В настоящее время у России нет технологий подводного бурения, но такие технологии есть у Норвегии. Для развития сотрудничества необходимо согласование позиций сторон, в том числе по налогам, стандартам и др., что даст возможность отечественным компаниям принять участие в проектах по освоению континентального шельфа Норвегии, а норвежским компаниям реализовать свои возможности в России. Еще одним фактором, указывающим на то, что Россия и Норвегия должны сотрудничать, является то, что обе эти страны пока не входят в организацию ОПЕК и, следовательно, совместными усилиями могут оказывать влияние, как на политику данной организации, так и на позиции стран-импортеров нефти. Необходимо более глубокое знание соседей, чтобы положить начало взаимному сотрудничеству в этой весьма выгодной для обеих сторон области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мировой практике нефтегазовые ресурсы континентального шельфа уже давно стали основными источниками увеличения добычи нефти и газа. В настоящее время доля углеводородов, добываемых на континентальном шельфе, составляет более четверти мирового объема добычи, и она продолжает возрастать. Россия обладает самым крупным в мире континентальным шельфом, нефтегазовый потенциал которого составляет почти треть суммарных ресурсов недр шельфа Мирового океана. Более 85% общих ресурсов нефти и газа российского шельфа сосредоточено в арктических морях, что предопределяет актуальность и важность научно-технического прогресса в этой области для развития нефтяной и газовой промышленности России в целом.

Возникает логичный вопрос: почему война за Арктику развернулась именно сейчас, ведь особого интереса к этому региону прилежащие страны еще каких-то десять лет назад фактически не проявляли?

Ответ на поставленный выше вопрос достаточно банален: десять лет назад нефть стоила немногим более $20 за баррель, и разработка труднодоступных арктических месторождений была абсолютно нерентабельной. «Десять лет назад ни цены на нефть, ни возможности российских нефтяных компаний (финансовые и технологические) не позволяли всерьез планировать разработку арктического шельфа. На сегодняшний день в мире в целом сложилось понимание скорого исчерпания легкодоступных запасов нефти, а развитие технологий добычи и транспортировки позволяет рассчитывать на рентабельность добычи на части месторождений северного шельфа РФ», – подтверждает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БФА» Денис Демин. «Не секрет, что большая часть месторождений в материковой части евразийского материка исчерпана. Однако потребности человечества в углеводородах продолжают расти. Отражением возросших потребностей является быстро растущая цена на нефть», – соглашается замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов. Высокая стоимость углеводородов и прогнозы дальнейшего ее роста делают добычу нефти и газа на шельфе экономически обоснованной. Более того, в перспективе существенное преимущество получит тот, кто будет обладать доступом к крупным источникам «голубого» и «черного золота». С учетом того, что Россия крайне зависима от доходов, связанных с добычей и экспортом углеводородов, составляющих порядка 45% доходной части бюджета, нашей стране жизненно необходимо обозначить присутствие и заявить свои права на освоение арктического шельфа. Ведь на шельфе содержится четверть наших запасов нефти и половина запасов газа. Разведанные запасы на шельфе Северного Ледовитого океана составляют 25% мировых запасов углеводородов. Потенциальные запасы нефти российской части Арктики – это порядка 30 млрд тонн, что сопоставимо с размером запасов Саудовской Аравии. Потенциальные запасы газа российской части Арктики – порядка 70 трлн куб. м (для сравнения: запасы Ирана составляют 28 трлн куб. м, Катара – 25 трлн куб. м). Интерес к арктическому шельфу проявляет не только Россия, но и Канада, США, Норвегия, Дания, Великобритания. «В последнее время Арктика стала зоной столкновения геополитических интересов. Наиболее ярко это проявилось в 2008 году, когда стоимость барреля нефти достигла рекордных значений. Так, в июле 2008-го стоимость фьючерсного контракта на нефть марки Light Sweet на Чикагской товарной бирже превысила отметку $147 за баррель», – напоминает Алексей Козлов. «Сейчас очень серьезные разговоры вокруг новых способов добычи углеводородов участились, поскольку все понимают, что по большому счету у нас разведанных запасов осталось от силы лет на двадцать, не более. И поэтому сейчас на пике актуальности проблема получения углеводородов любыми доступными методами, невзирая на более тяжелые условия добычи и стоимость», – констатирует генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. С этой точкой зрения согласен и ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов, полагающий, что этот вопрос нужно решать именно сейчас, уже через несколько лет может быть поздно.

Кардинально другого мнения придерживается управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. Он считает, что сейчас просто ни у кого нет денег для того, чтобы осваивать арктический шельф. «История его раздела связана с психозом и желанием поделить то, о чем забыли», – добавляет эксперт. Генеральный директор группы компаний «Каспийская энергия» (строила ледовоустойчивые буровые платформы для ЛУКОЙЛа) Илья Кокарев подсчитал, что разработка шельфовых месторождений в Арктике будет рентабельна только при ценах на нефть выше $150 за баррель. Но кто может гарантировать, что «черное золото» за несколько месяцев не упадет в цене вдвое? Ведь такие примеры уже были. Иван Андриевский уверен, что весь этот «арктический спектакль» больше похож на некую авантюру, в которую пытаются втянуть Россию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1»История нефтяной индустрии Канада» Миняева Д. http://www.ushistory.ru/esse/654-istorija-neftjanoj-industrii-kanady.html

2» История развития нефтяной промышленности Норвегии, 1962-2000 гг.» Рогинский С.В

http://www.dissercat.com/content/istoriya-razvitiya-neftyanoi-promyshlennosti-norvegii-1962-2000-gg

3 Добыча ресурсов на континентальном шельфе — от разработки морских территорий до раздела Арктики Зеленцова Ж.