Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема5.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.08.2019
Размер:
119.3 Кб
Скачать

Внутренняя политика Александра I: от либерализма к аракчеевщине.

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политиче­скую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответст­вии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внут­ренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политиче­ское устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохране­ние абсолютизма, привилегированного положения дворянства и кре­постного состояния крестьян, поддержку православной церкви, по­давление инакомыслия и предотвращение возможного революционно­го взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

Император Александр I (1801—1825). В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. За­говорщики из высшей петербургской знати убили императора Пав­ла I. На российский престол взошел его старший сын Александр.

Эра либерализма. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внут­риполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал прово­дить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за грани­цу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру сла­ву либерала.

В начале царствования Александр дал понять, что намерен про­вести реформы по самым насущным общественно-политическим про­блемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещатель­ный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разра­батывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строга­нов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не приве­ли к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Россий­ской империи.

Реформы государственного управления. К началу XIX в. кол­легии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнитель­ной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функцио­нировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерст­вами. В результате значительно усилилась центральная исполнитель­ная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций ор­ганов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единона­чалие, к прямой ответственности министров перед императором, уси­лению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810—1811 гг. при реорганизации мини­стерств их количество увеличилось, а функции были еще более чет­ко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некото­рых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим админист­ративным судебным и контролирующим органом в системе государ­ственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «пред­ставления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в об­суждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление право­славной церковью, которая по-прежнему была подчинена государст­ву. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, чело­век, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усили­вались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803—1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, импе­ратор обладал верховной законодательной и исполнительной вла­стью.

Аракчеевщина. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенден­ция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепост­ного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные посе­ления — особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений — добиться самообеспечения и самовос­производства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содер­жания огромной армии в мирных условиях.

Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Во­енные поселяне не стали особым сословием, расширившим социаль­ную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]