Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
116.57 Кб
Скачать

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Школа Дюркгейма) - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала "Социол. ежегодник" ("L'Annee sociologique", выходил в 1898-1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй: мир. войны), в к-ром печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т.д.

Теор. и методол. фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, осн. положения к-рого следующие: выделение социальной действительности как специфич. сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биол. (природа) или психич. (внутр. мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека; утверждение объективного, надиндивидуального характера об-ва, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; определение социологии как самостоят., объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропол. науки.

Социологизм Ф.с.ш. противостоял таким авторитетным социол. направлениям, как католич. социология (рассматривавшая об-во как опр. следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей), социол. номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов), биол. и психол. редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биол. или психич. факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов (в наиболее радикальном виде "обожествляя" об-во). Именно теор. дискуссии о характере и природе социальной реальности, степени детерминированности деятельности индивида социумом составили содержат, ядро "Социол. ежегодника", и во многом определили ведущие позиции Ф.с.ш. во франц. социологии пер. пол. века.

В ранний период (до 1913) важную роль в деятельности школы играла близость не только научных, но и обществ. взглядов ее представителей: антиклерикализм, позитивистское превознесение возможностей науки, гражд. либерализм, идеи социального реформизма, направленного на устранение классовых противоречий. Это придавало многим публикациям в "Социол. ежегоднике" остро полемич., публицистич. характер и определяло научную направленность журнала, к-рый в соответствии с научной ориентацией авторов подразделялся на рубрики: общая социология, социология религии, социология права, социология морали, социальная морфология. Осн. материалом исследования в работах представителей Ф.с.ш. этого периода стала история и совр, состояние отд. институциональных форм об-ва (церкви, гражд. права, образования) во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно, М. Гране и др.) включался в более широкий контекст истории европ. культуры, философии языка, кросскультурных исследований. Новой для социологии стала и принятая в Ф.с.ш. коллективная организация научной деятельности с распределением обязанностей и активное использование в работах мат. и стат. методов, отд. элементов структурной лингвистики и пр. Деятельность школы способствовала введению социологии (в ее дюркгеймовском понимании) в систему высшего, а затем и среднего образования Франции, что способствовало переходу крупнейших представителей школы к преподаванию.

Именно преподават. деятельность определила лицо Ф.с.ш. в "последюркгеймопский" период, наступивший по окончании Первой мир. войны, в к-рой школа понесла существ, потери. Организующим центром школы становится уже не "Социол. ежегодник" (к-рый выходил еще в течение трех лет в 1925-27), а кафедры социологии ун-тов Парижа, Бордо, Тулузы, где работали Мосс, Ф. Бурдье, П. Лапи и др. Стремление к утверждению активной социально-реформаторской роли науки у представителей Ф.с.ш. сохранилось, однако взгляды их заметно смещаются от радикально либералистских к умеренным. Опр. отпечаток это наложило и на характер их научных работ и определило акцент на вопросах социальной мобильности, ценностно-символич. аспектах социальной организации, проблемах солидаризма. Существенно расширяется поле кросскультурных и сравнительно-истор. исследований за счет этногр. и палеогр. материала, а сами исследования такого рода начинают преобладать над небольшими по объему работами по собственно франц. проблематике, характерными для раннего периода. Значит, влияние на нек-рых предствителей школы (Мосс, Ж. Дави, М. Хальбвакс) оказали идеи структурного функционализма и психологизм "понимающей" социологии М. Вебера.

Постепенное размывание научно-методол. остроты дюркгеймовского социологизма, происходившее по мере развития методов социально-научного знания, и бурное развитие структурно-функционального анализа в антропологии определили постепенное угасание Ф.с.ш. как яркого, новаторского направления в социологии. После Второй мир. войны, несмотря на возобновление издания "Социол. ежегодника", школа фактически прекратила свое существование.

Деятельность Ф.с.ш. как ведущего направления франц. социологии начала века оказала существ, влияние не только на формирование совр. представлений о природе об-ва и связанной с ним теор. проблематики, но и на формирование антропол. науки в целом, во многом определила облик совр. функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы.

Лит.: История бурж. социологии пер. пол. XX в. М., 1979; Очерки по истории теор. социологии XIX-начала XX вв. М., !994; Durkheim E. Lecons de sociologie. P., 1950; Mauss М. Sociologie et anthropoiogie. P., 1950; Granet М. La civilisation chinoise. P., 1929; The Sociolo-gical Domain: the Durkheimians and the Founding of French Sociology. Camb., 1983.

Морис Хальбвакс (правильнее: Альбвакс) (фр. Maurice Halbwachs, 11 марта 1877, Реймс — 16 марта 1945, Бухенвальд) — французский философ, социолог, социальный психолог из круга Дюркгейма.

Содержание

 [убрать

  • 1 Биография

  • 2 Научные интересы

  • 3 Труды

  • 4 Публикации на русском языке

  • 5 Признание

  • 6 Литература

  • 7 Ссылки

[Править] Биография

Из семьи эльзасско-немецкого происхождения, сын лицейского преподавателя немецкого языка. Учился в Эколь Нормаль (18981901). Преподавал в лицеях Реймса, Тура, Нанси, в 19181919 — в Кане, в 19191935 — в Страсбурге. В 1930 — приглашенный профессор Чикагского университета. В 1935 получил кафедру в Сорбонне. Президент Французского социологического общества (1938), вице-президент Психологического общества (1943). В мае 1944 избран заведующим кафедрой коллективной психологии в Коллеж де Франс. Сторонник идей гуманизма и социализма, Хальбвакс был активным противником антисемитизма. После зверского убийства родителей его жены (которая была еврейского происхождения), он настоятельно требует от властей оккупированной Франции официального расследования. В июле 1944 г. Хальбвакс арестован гестапо по обвинению в предоставлении убежища его сыну, участнику движения Сопротивления, помещен в тюрьму, а затем депортирован в Бухенвальд, где он умер от дизентерии[1].

Обложка второго издания книги Хальбвакса Социальные рамки памяти

[править] Научные интересы

Хальбвакс занимался проблемами демографии и стратификации, пространственного расселения и социальной морфологии, но наиболее известен начатыми еще в 1920-х годах работами по коллективной памяти, в которых синтезировал дюркгеймовские идеи о коллективных представлениях с философией времени у Бергсона и которые приобрели широкое признание уже в последние десятилетия XX — начале XXI вв. Эти работы были переведены на многие европейские языки. Они получили развитие в трудах философов, социологов, историков — П.Рикёра, Я.Ассмана и др.

[править] Труды

  • Leibniz (1907, переизд. 1928)

  • La classe ouvrière et les niveaux de vie (1913)

  • Les origines du sentiment religieux d’après Durkheim (1925)

  • Les Cadres sociaux de la mémoire (1925)

  • La Population et les tracés de voies à Paris depuis cent ans (1928)

  • Les Causes du suicide (1930)

  • Morphologie sociale (1930)

  • Sociologie économique et démographique (1940)

  • La Topographie légendaire des Évangiles en Terre Sainte; étude de mémoire collective (1941)

  • Les classes sociales (1942)

  • La Mémoire collective (1950)

[править] Публикации на русском языке

  • Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму// Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М.: Московский рабочий, 1932

  • Социальные классы и морфология. СПб: Алетейя, 2000

  • Коллективная и историческая память

  • Социальные рамки памяти/Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007

[править] Признание

  • Орден Почётного легиона.

Секция 36. История и теория социологии

Классическое понимание социальной памяти: Морис Хальбвакс

Мекаева Ю.Ю., аспирантка.; Институт социально-политических исследований

РАН, Москва

В последнее время всё больше внимания уделяется проблеме памяти. Базовые

положения данной проблематики заложены в трудах французского социолога Мориса

Хальбвакса (1877-1945). Морис Хальбвакс известен, прежде всего, как представитель

дюркгеймовской школы социологии и автор знаменитого труда «Социальные рамки

памяти». Книга положила начало новому научному направлению - социологическому

исследованию памяти, и на ее основе или в более или менее явной полемике с ней

выросли практически все новые подходы к этой теме, разработанные за последние 80

лет [1]. Основная мысль книги в том, что память – не чисто индивидуальный процесс

хранения и обработки полученных впечатлений, на самом деле ее деятельность

определяется обществом. Ученый предполагает, что воспоминания человека могут

образовываться двумя разными способами, выстраиваться вокруг определенного

человека, рассматривающего их со своей собственной точки зрения или распределяться

по большому или малому сообществу, становясь его частичными отображениями [1].

Таким образом, индивиду доступны два типа памяти: индивидуальная и коллективная.

Эти две памяти взаимосвязаны друг с другом. Индивидуальная, например, опирается на

память коллективную, используя её тем самым для уточнения и восполнения

некоторых своих воспоминаний, в свою очередь коллективная «оборачивается» вокруг

индивидуальных памятей, но не смешивается с ними. В тоже время эти две памяти

существуют отдельно и развиваются по своим собственным законам. Инструментом, с

помощью которого Хальбвакс анализирует социальную составляющую памяти, служит

понятие «рамка». Это понятие заимствовано у Эмиля Дюркгейма, не определяется

точно и имеет зыбкий неоднозначный характер [2, 10]. У Хальбвакса имеется

несколько пониманий рамки. С одной стороны он говорит о гомогенности рамки и

воспоминаний, когда базовые социальные воспоминания образуют «рамку». Их

социолог называет «ориентирами». С другой стороны, встречается и иное понимание

рамки, при котором ее образуют пространство и время, то есть внешние, действительно

обрамляющие формы [2, 11]. В этом случае именно на конструирование пространства и

времени, а не на фиксацию отдельных воспоминаний – «ориентиров» направлена

главная работа общества по формирования памяти. Еще один аспект понятия «рамка»

связан с природой и ролью языка в работе памяти. Язык трактуется Хальбваксом как

«минимальная рамка», как образец социального факта – нечто такое, что создано

самими людьми, но никем из них не может быть изменено по своей воле [2, 13].

Согласно Хальбваксу, любые наши воспоминания, являются реконструкцией прежнего

опыта, а не его репродукцией. Механизмам формирования воспоминания в сознании

человека и реконструкции прошлого в его памяти посвящена целая глава книги Мориса

Хальбвакса «Социальные рамки памяти». На примере прочитанной в детстве книги

автор показывает каким образом у индивида происходит реконструкция прошлого и

возобновление представлений и воспоминаний. В силу оживленной в последнее время

дискуссии о роли исторической науки как части коллективной памяти общества,

представление Мориса Хальбвакса о отношениях, складывающихся между историей и

коллективной памятью. Социолог разводил эти два понятия и подчеркивал их

взаимодополняемость. Он отмечал, что коллективная память отличается от истории. По

его мнению «история - это, несомненно, собрание тех фактов, которые заняли наиболее

важное место в памяти людей, но она начинается в тот момент, когда заканчивается

традиция, когда затухает или распадается социальная память» [1]. При жизни ученого

его теория не вызвала сколько-нибудь заметного отклика у коллег-гуманитариев и

только спустя несколько десятилетий получила широкое признание в научном мире [3,

395]. В конце ХХ века теория Хальбвакса получила развитие в Германии, у историка

культур Яна Ассмана. В 1980-х годах французский историк Пьер Нора, опираясь на

социологию памяти Мориса Хальбвакса, предложил программу изучения так

называемых «мест памяти», «символических объектов», с которыми нация связывает

свои воспоминания и ценности [4]. Заметный отклик получили основные идеи ученого

и в работе Поля Рикёра «Память. История. Забвение», в которой философский

мыслитель изложил свои размышления о памяти, истории и забвении [5, 15].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. Хальбвакс. Коллективная и историческая память. [Электронный ресурс] //

«Неприкосновенный запас» 2005, №2-3 (40-41).- Электрон. данные (1 файл) -

http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html.

2. М.Хальбвакс. Социальные рамки памяти / Пер. с франц. С.Н.Зенкина. – М.: Новое

издательство, 2007.

3. Чудинов А.В. На руинах памяти: о новейших российских изданиях по истории Французской

революции XVIII в. // Новое литературное обозрение. 2007. № 86.

4. П. Нора «Франция. Память». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.

[Электронный ресурс] // «Неприкосновенный запас» 2005, №2-3 (40-41).- Электрон. данные (1

файл) - http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html.

5. П. Рикёр. Память, история, забвение / Пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной

литературы, 2004 (Французская философия XX века).