Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1 (урок 1)-итог.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
380.42 Кб
Скачать

Информация к размышлению

«Субъект не принадлежит миру, но он есть граница мира. Где в мире можно заметить метафизический субъект? Вы говорите, что здесь дело обстоит точно так же, как с глазом и полем зрения. Но в действительности вы сами не видите глаза. И не из чего в поле зрения нельзя заключить, что оно видится глазом.»

(Л.Витгенштейн)

наше собственное «я». А оно, как и мир, тоже не является чем-то само собой разумеющимся. К нему еще необходимо прийти довольно сложным путем понимания, постепенно редуцируя все ложные, эмпирически обусловленные и навязанные извне образы самого себя. По выражению немецкого мыслителя Мартина Хайдеггера, «философия – это вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами спрашивающие оказываются под вопросом».

Например, мы каждый день видим, что Солнце совершает свое круговое движение по небосклону. И древние тоже видели. Однако нам, в отличие от древних, известно, что все как раз наоборот – это Земля вращается вокруг Солнца. Но разве мы можем эмпирически ощутить, увидеть движение Земли? Нет, потому что на ней стоим и вместе с ней движемся. И со стороны посмотреть сами на себя не можем. Но оказывается, если бы Земля не вращалась довольно сложным образом вокруг Солнца (и вокруг своей оси), то мы никогда бы не наблюдали того, что наблюдаем. Это и есть «невидимый элемент» (выражение Мераба Мамардашвили), который делает видимым все остальное. Та не данная в опыте целостность, прийти к которой можно только через усилие мысли.

Тем самым мы не только очертили предмет, но и ухватили и саму сущность философии. Сущностным признаком любого философского акта является трансцендирование – выход за пределы возможного опыта. Стремление осознать свой опыт не как что-то само собой разумеющееся, а как продукт довольно сложного сцепления не данных в опыте обстоятельств.

Но как же можно «выскочить» за пределы своего опыта, а точнее – поставить себя на самый его край? Для этого необходима определенная техника мышления, без которой философия осталась бы только философствованием. Надо уметь конструировать понятия, мыслить строго и систематично, создавать из размытых и нечетких образов кристально ясный, экономный язык. В противном случае любой, даже самый важный вопрос порождает лишь псевдоинтеллектуальный туман, в котором, по выражению Вольтера, «слушающий не понимает говорящего, а говорящий сам не знает, что он имеет в виду».

Иными словами, философия не есть просто «сотрясание воздуха» – это всегда с большим трудом вырабатываемое, рационально обоснованное мировоззрение, т.е. система взглядов человека на мир, на самого себя и свое место в этом мире. Причем упомянутое «место» вовсе не является местом только лишь пространственным – оно представляет собою сложный продукт различных по своей природе отношений: познавательного, ценностного, деятельностного и «бытийного».

отношения

Я

Г носеологическое

(познавательное)

Не-Я

(человек, дух, сознание)

А ксиологическое

(ценностное)

(мир, материя, бытие)

П раксеологическое

(деятельностное)

Онтологическое

(«бытийное»)

Приведенная здесь структура мировоззрения вызывает довольно много вопросов. Что первично во всех этих отношениях – «Я», которым человек познает, оценивает, действует, существует, или же «не-Я» – то, на что направлено его познание, суждение, и т.д.? И какое из четырех отношений следует считать основным – познание или бытие, оценивание или действие? Собственно, это и есть различные формулировки того, что, с легкой руки Ф.Энгельса, называют «основным вопросом философии» – проблемы соотношения мышления и бытия, о чем пойдет речь в последующих разделах.