Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция 2Word.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
37.86 Кб
Скачать

Слайд 8

Вавилонское царство было построено на фундаменте шумерской цивилиза­ции. Его расцвет и могущество связаны с деятельностью выдающегося семитс­кого правителя Хаммурапи1 (1792—1750 гг. до н. э.). Начав правление в неболь­шом тогда городе Вавилоне, он объединил под своей властью разрозненные земли Двуречья, создал могущественное Вавилонское государство, включав­шее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии, и стал одним из величайших правителей древности.

Система знаний древних вавилонян определялась прежде всего практиче­ской необходимостью. Развивая шумерские традиции, они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и по­лучении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, в языко­знании, математике, астрономии, врачевании.

Слайд 9

Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапале (около 669 — 627 гг. до н.э.), завое­вательные походы которого значитель­но расширили границы царства. Это был жестокий царь.

Ашшурбанапал знал аккадский и шумерский языки, прекрасно владел кли­нописью и был признан «самым выдающимся из писцов».

Собрал самую обширную на Древнем Востоке коллекцию клинописных текстов (так называемая «библиотека» Ашурбанапала), от которой до наших дней сохранилось более 30 тыс. глиняных табличек и их фрагментов. По велению царя писцы снимали копии с клино­писных табличек из официальных и частных коллекций во всех подвластных ему территориях и привозили их в Ниневию. Это была первая в мире систематически подо­бранная библиотека.

Слайд10

Врачебные знания в Древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных таб­личках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по назва­ниям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руко­водство», весьма ценное для врачевателей.

Слайд 11

К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии сформирова­лись два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu — искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputuискусство заклинателей). Искусст­вом врачевания занимались врачеватели—эмпирики асу (аккад. asu«зна­ющий воду»). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. aSipu — заклинающий).

Врачеватель—асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель—ашипу, — прежде всего со сверхъестествен­ными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим, ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например, в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).

Определив болезнь и ее причину, врачеватель до начала лечения делал про­гноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если про­гноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу) удалялся, не начиная врачева­ния. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опас­ным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Прогнозы асу, как правило, более оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асу встречается редко. Вот при­мер такого неблагоприятного прогноза: «Если человек так страдает от желту­хи, что его болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет»1.

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он «не протягивал своей руки» (позже это выражение появится в «Гиппократовом сборнике»).

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений (сим­птомов) болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить ли­хорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить высту­пающие сосуды рук и ног» и т. п.

Асу были большими знатоками местной лекарственной флоры и фауны. Они использовали лечебные травы (горчицу, тмин), коренья, семена (около 50 ви­дов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, крас­ный железняк, серу, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупу мидий, кожу козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т.д.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, варили на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства для перевязок наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

В ритуале заклинателя — ашипу, в отличие от асу, преобладали предсказания и чтение заклинаний. Предсказания основывались на многовековом опыте наблюдений знаменательных явлений природы, важных событий в жизни людей и их влияния на здоровье человека; все они тщательно записывались на глиня­ных табличках, сопоставлялись, анализировались и оформлялись как прогно­стические предсказания. Так, в «библиотеке» Ашшурбанапала обнаружено со­брание из 40 таких табличек под общим названием «Если заклинатель в дом больного идет...». Таблички подбирались по характеру симптомов или по на­званиям пораженных частей тела и были весьма ценным пособием для враче­вателя.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска ста­туэтки, изображавшие больного и «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали маги­ческие круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (три раза, семь капель и т.п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыду­щего опыта. Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъесте­ственных сил: «Такова воля богов» или «Болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарств» и т.п. Таким обра­зом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация эмпирика — асу была более уязвима: его неудачи относились на счет не столько богов, сколько самого врачевателя. В результате асу постепенно утрачивали позиции.