Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мировоззрение.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
40.87 Кб
Скачать

4) Философия в системе культуры

 

Попробуем в самых общих чертах отличить философию от мифологии, религии, искусства и науки.[5]

Соотношение философии и иных форм культуры

Философия и мифология. Миф - первая форма постижения мира человеком, его образно-символического воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий.

Миф - всемирно-историческое явление. Через мифотворческую ступень прошли все народы мира. Миф рождается на стадии господства архаического сознания. В духовной жизни первобытного общества мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) доминировала как универсальная форма общественного сознания. Миф - это попытка ответить на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы. Возникновение мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из бесформенного состояния, как превращение из хаоса в космос. Миф создавал возможность постижения мира как некоего организованного целого. Много внимания уделялось в мифах и происхождению людей, рождению и смерти человека, различным испытаниям, которые выпадали ему на жизненном пути, культурным достижениям людей - добыванию огня, изобретению ремесел. Для мифологического сознания характерно личное отношение к природе, восприятие ее как живого, мыслящего и чувствующего существа. Например, в одном индонезийском мифе повествуется о том, как индонезийцы относились к побегам риса. Согласно их верованиям, рис обладает душой. Индонезийцы, естественно, обращаются с ним с такой же заботой и вниманием, как с себе подобным. Их поведение по отношению к цветущим побегам риса ничем не отличается от поведения по отношению к беременной женщине. В рисовом поле не издают громких звуков, не стреляют из ружей, чтобы не вспугнуть душу риса, которая могла бы сделать выкидыш и не принести урожая.

Миф - это антропоморфное видение реальности: природа в мифах наделяется человеческими качествами. На природное явление переносятся черты человека или общества, например: «Дул злой ветер».

Творение и восприятие мифа предполагает тип человека, не способного к сомнению. Миф - это «несомненное в себе». Он иррационален. Миф - воображаемая интерпретация мира. Он плод фантазии, а не рассудка.

Мифологическое мышление образно, выражено не в абстрактных понятиях, а в индивидуальных, эмоциональных, поэтических образах.

Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания. Он объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, художественных представлений, зарождающихся философских воззрений.

В мифе нет деления на субъект и объект. Четкие разграничения мира и человека, идеального и вещественного, объективного и субъективного в мифологии еще отсутствовали.

В мифологическом сознании господствуют отличные от наших представления о пространстве и времени. Мифу чуждо реальное время: миф погружает в свое, особое временное пространство.

Миф выполнял многообразные функции. С его помощью обеспечивалась духовная связь поколений, формировались коллективные представления того или иного народа. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, предписывала определенные формы поведения. Мифологическое сознание - это попытка поиска единства мира и человека.[6]

В чем отличие философского мировоззрения от мифологического? Философия возникла много позже мифологии. Свое первоначальное содержание философия черпала из мифов. Однако вместе с тем, проблема возникновения философии - не просто проблема появления новой формы общественного сознания, но в первую очередь проблема преодоления мифологического способа мышления. Это, во-первых, отказ от антропоморфизма. Философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир. Во-вторых, это рациональное преодоление иррациональной стихии. В-третьих, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых зиждется миф, абстрактными понятиями. В-четвертых, вместо ассоциативной связи образов мифа философское мировоззрение пользуется логическими связями понятий. В-пятых, в отличие от мифа, исключающего сомнение, философия не может существовать без сомнения, без рационального обоснования. Миф же достоверен не доказательством, а силой непосредственного переживания (С. Н. Булгаков).

Философия и религия. Религия (от лат. religio) - восстановление или воспроизводство лиги, связи) - стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, главной святыней). История человечества знает множество разнообразных религий, но большинство из них исходит из неполноты и несовершенства человека и предлагает пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности и спасения. Наиболее распространены следующие определения религии:

- вера в сверхъестественное (Плотин);

- вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор);

- особое чувство зависимости человека от бесконечного (Р. Шлейермахер);

- олицетворение и умилостливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер);

- фантастическое отражение в форме неземных внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс);

- религия - опиум для народа (К. Маркс);

- религия - поиск и установление сакральных связей, обеспечивающих индивиду и социальным группам потребную целостность (Э. Дюркгейм).

В чем сходство и различие между религией и философией? И для религии, и для философии характерно стремление к Абсолюту. Любое философствование, доходящее до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей «сверхъестественных» (т. е. сверхфизическо-природных). Очевидно, без трансцендентных актов выхождения за пределы опыта не существует ни философия, ни религия. Трансцендентный (от лат. transcendere - переступать) понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

И философия и религия развертываются вокруг определенного духовного опыта. Им обеим принадлежит миссия - «очеловечивать» мир. Гуманистическую функцию выполняет, конечно, не всякая философия, а та, которая наполнена глубоким этическим содержанием.[7]

Основное различие между философией и религией в том, что всякая религия опирается на веру и авторитет, а философия готова все подвергнуть сомнению и стремится к рациональному обоснованию.

Принципиально отличает религию от философии и проводимая ею сакрализация (сакральный от лат. sacer, sacri - священный) базовых ценностей. Религия, по мнению многих исследователей, - это генотип культуры, именно из нее вырастает культура во «всех ее формах», в том числе и в форме философии. Все формы духовного освоения мира человеком создают искусственный (теоретический, художественный или иной) «мир», в отличие от мира реального, предметного. Религия и философия - не исключение. Но в религии освоение мира осуществляется через его удвоение на «посюсторонний» - земной, естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Специфика религии - вера в сверхъестественное. Религиозное познание содержит в себе элемент откровения. Религиозная вера определяется откровением, философская - деятельностью разума.

Гегель, рассматривая отношение философии и религии, называл философию «мыслящим сознанием», а религию «представляющим сознанием». Это не значит, конечно, что мыслят только в философии, а в религии не мыслят. Религия обращается прежде всего к сердцу и душе человека, а философия - к разуму. Философия и искусство. Между философией и искусством есть загадочная близость. И философия, и искусство (поэзия, в частности) начинаются с удивления (Аристотель). И в философии, и в искусстве новые произведения, появившись, не отменяют и не обесценивают уже существующие. В этом смысле «прогресса нет ни в философии, ни в искусстве» (Г.-Г. Гадамер).

Философские системы, как и все творения художников, поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца. Близость философии и искусства проявляется также в том, что в них велико значение синтетического начала. Философия по сути своей есть порыв человека к синтезу. Восприятие мира художником также синтетично, целостно: «В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка» (У. Блейк).

Этим стремлением к синтезу философия и искусство отличаются от естественных наук, где большую роль играет элементаристский подход, аналитическое начало. И философия, и искусство удовлетворяют потребность человека в ином, отличном от привычного. Близость искусства (поэзии прежде всего) и философии заключается в общем для них отстоянии, дистанцировании от обыденной речи. Как и великая поэзия, великая философия непереложима на обыденный язык. Это «обездуховляет» их, ведет к профанации, лишает подтекста.

И поэт, и философ - выразители сокровенных тайн бытия (М. К. Мамардашвили).

Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение проявляется и в том, что великие произведения искусства всегда были насыщены философскими идеями, а философские произведения нередко принимали художественную форму. Между искусством и философией существует плодотворное напряжение. Что отдаляет их друг от друга?

Философия - царство понятия, «бесконечное усилие понятия», а искусство - образное освоение действительности. В искусстве превалирует индивидуальное, единичное, философия же предметом своего изучения сделала всеобщее. Безусловно, искусство тоже может отражать общее, но это общее представляется в конкретных, живых образах.

Философия вращается в сфере понятий, поэтому на первый план она ставит логику, рациональность, а искусство - чувственное и эмоциональное. Дискурсивное (рассудочное) мышление в философии сужает полет фантазии, который так органичен для искусства.

Философия и наука. Философия - особая форма деятельности человека, отличная от науки, но тесно связанная со становлением и развитием науки. В чем состоит их различие?

Во-первых, если научные исследования ведутся по отдельным предметам, то философия имеет дело с бытием в целом. Философия направлена на общее, а наука - на частное.

Во-вторых, наука снабжает нас все более могучими средствами существования. Но эти средства могут быть использованы и во благо, и во зло. Это зависит от целей, во имя которых их употребляют. А установление подлинных целей человеческой жизни не относится к области науки. Оно относится к области философии.

В-третьих, научная истина безлична. Научное знание связано с раскрытием объектов, которые взяты «сами по себе», то есть без привнесения в них чего-либо субъективного, личностного. Философское знание всегда личностно, несет на себе индивидуальный отпечаток творца. В какой-то мере оно даже исповедально. Так, на вопрос: «Чем была всякая великая философия?», - Ф. Ницше дал ответ: «Самоисповедью ее творца». Подобное признание можно найти у П. С. Юшкевича: «Философия есть исповедь интимного «я», принявшая форму повествования о мировом «Всем».

В-четвертых, философские утверждения нельзя верифицировать, то есть подтвердить их эмпирически (на опыте). А научные утверждения эмпирически подтверждаемы или опровергаемы.

В-пятых, философские проблемы относятся к разряду вечных. Проходя через всю человеческую историю, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах, у разных поколений свой неповторимый облик. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что они всегда сохраняют свое значение. Однако в каждую эпоху постановка этих проблем выявляет новые смыслы.

Размышляя над природой философских проблем, немецкий философ Г. Гадамер задавал резонный вопрос: «Действительно ли о свободе во все века спрашивают одинаково?».

Безусловно, неодинаково спрашивали «во все века» не только о свободе, но и о добре и зле, счастье и смысле жизни. В отличие от философии, в частных науках нет вечных проблем.

В-шестых, науки дают нам неисчислимый материал. Но весь этот материал, все огромные фактические данные не принесли бы никакой пользы, если бы они не были интерпретированы. Эта работа по интерпретации выпадает именно на долю философа.[8]

Возьмем, к примеру, проблему человека. Как тело человек исследуется физиологией, как душа - психологией, как социальное существо - социологией. Научное исследование человека принесло нам разнообразные знания, однако не дало знания о человеке в целом.

В-седьмых, наука развивается путем смены парадигм. Новая научная теория или отметает старую, или существенно ограничивает область ее применения. Новая парадигма полностью меняет сам способ постановки вопросов. В философии происходит иначе. Новая философская система не обесценивает и не упраздняет ранее существующие системы. Так, философия Гегеля не отменила философскую систему Аристотеля. Философские проблемы остаются в той или форме всегда теми же. Фундаментальные философские вопросы становятся постоянными приобретениями философского наследия. Для эволюции философии характерны круговые формы развития и маятникообразное движение. Наука непрерывно прогрессирует. «Мы, определенно, существенно продвинулись по сравнению с древнегреческим врачом Гиппократом. Но едва ли мы можем сказать, что продвинулись дальше Платона» (К. Ясперс).

В-восьмых, если в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, то по отношению к философии претендуют на то, чтобы приобщиться к ней безо всяких условий. Почти каждый считает себя способным обсуждать философские вопросы. Гегель остроумно заметил: «Относительно философии в настоящее время, видимо, господствует предрассудок, что - хотя из того, что у каждого есть глаза и руки, не следует, что он сумеет сшить сапоги, если ему дадут кожу и инструменты, - тем не менее каждый умеет философствовать и рассуждать о философии, потому что обладает для этого меркой в виде своего природного разума, как будто он не обладает точно такой же меркой для сапога в виде своей ноги».

При всех различиях между философией и наукой есть сходство.

И наука, и философия имеют в качестве своих инструментов категории и методы. Философское мышление развертывается в сфере всеобщих категорий. Как и наука, философия апеллирует к разуму, пользуется понятиями. Философию можно даже определить как творчество в сфере отвлеченных понятий, как саморазвертывание мысли в ее самопроясняющем и познающем отношении к тому, что есть. Философия - это системно-рационализированное мировоззрение. Главные качества классической философии - это рациональность и системность. Но философия не сводится к рационально- логическим постулатам и выводам. В ней присутствует мироощущение, умонастроение, защита определенных ценностей. Философское видение мира неразрывно с переживанием, оно вовсе не есть бесстрастное созерцание сущего. Философия не является холодным абстрагированием. В этом отношении философия близка как к религии, так и к искусству.